Купив в монастырской иконной лавке последний выпуск альманаха «Соловецкое море», напечатанный в этом году, я стал его листать, и увидел фотографии шведского археолога и этнографа Густава Халльстрёма (1880-1962), посещавшего в 1910 году Соловецкий монастырь. Подпись под одной фотографией меня удивила.
«Вид на Сухой док»? Почему «сухой», да еще с большой буквы? Может быть, это Густав Халльстрём так подписал фотографию?
В тот же вечер, гуляя по поселку, я увидел информационный стенд, установленный перед бывшим такелажным амбаром. Остановился, стал читать, и увидел фотографию со странной подписью.
И здесь «сухой док»? Хм…
Дошел до бывшего амбара для гребных судов, в котором сейчас размещается основная экспозиция Соловецкого морского музея.
Снова «сухой док»? Ничего не понимаю!
На следующий день я пошел в Соловецкий морской музей, и увидел в экспозиции две фотографии дока. Одну фотографию я уже видел накануне на стенде, только там было написано, что она сделана в конце XIX века, а в музейной экспозиции я прочитал на этикетке "Начало ХХ века".
Обе фотографии были подписаны как «сухой док». Так в музейной экспозиции были подписаны еще несколько фотографий этого дока.
Только док Соловецкого монастыря был не сухим, а наливным. Сухой док, это такой док, в который заводят судно, затем закрывают док, выкачивают воду, и ставят судно на кильблоки, стоящие на дне дока.
Николаевский сухой док во Владивостоке в начале ХХ века.
В наливных доках устраивают площадки рядом с ковшом, куда заводят судно. Затем док закрывают, но воду не откачивают, а наоборот, закачивают в док, отчего ее уровень повышается. Когда вода затапливает боковые площадки, судно переводят так, чтобы оно стояло над площадкой. После этого воду спускают, и устанавливают судно на кильблоки.
На фотографии хорошо видна боковая площадка бывшего монастырского наливного дока. Она заросла травой, но, тем не менее, понятно, что это не лужайка для выпаса коров. Здесь и ставили суда, корпуса которых нужно было красить или ремонтировать.
На стенде возле бывшего амбара для гребных судов, на фотографии хорошо видно шхуну, уже установленную на этой площадке.
Почему люди, работающие в Соловецком МОРСКОМ музее, считают бывшим монастырский док сухим доком, мне непонятно
Сухой док с наливным многие путают, но в купленном в монастыре еще одном альманахе «Соловецкое море» за 2019 год, я нашел еще более удивительное. В альманахе напечатана статья Созонта Сингха «Боевая служба парохода Соловецкого монастыря «Вера» в Партии траления Белого моря в 1915 г.».
Начал читать, и во втором абзаце статьи прочитал «монастырский сухой наливной док». Этого просто не может быть. То ли автор считает, что такие доки бывают, то ли не вычитал текст перед отправкой статьи в редакцию, а в редакции альманаха или прочитали статью «по диагонали», или вообще не читали.