(1200 пкс по горизонтали)
В дополнение к рассказу о музее Писахова.
В первом зале музея можно посмотреть много фотографий Архангельска начала 20-го века (жаль, что музейщики решили обойтись без фотографий Архангельска времен интервенции, 20-х и 30-х годов).
Это фотография Троицкого проспекта.
Тем, кто не бывал здесь в 70-е годы прошлого столетия, нипочем не угадать, что это за место.
В этом месте Троицкий проспект пересекался с Поморской улицей и уходил к Сурскому подворью (площадь Профсоюзов и морской-речной вокзал).
От этого перекрестка, свернув налево, до дома Писахова неспешным ходом можно было дойти за пять минут. Если свернуть направо, еще быстрее можно было оказаться на набережной Северной Двины, у ворот городского рынка.
Сразу за деревянным двухэтажным домом, стоявшем на углу, чуть дальше по Поморской, стоял краснокирпичный двухэтажный магазин купца Буторова (на фотографии этого здания не видно). Деревянный дом до семидесятых годов не дожил, а вот здание бывшего каменного магазина стоит до сих пор. В этом здании и находится сейчас музей Писахова.
Иногда Буторова называют архангелогородским купцом, но, как это ни странно, в Архангельске он ни разу не был. Буторов был вологодским купцом и всю торговлю в Архангельске вели его доверенные лица.
Второй деревянный дом по левой стороне, как и первый, был жилым, и рядом с ним в семидесятые годы была автобусная остановка. Представляю, сколько неудобств доставляло жильцам первого этажа вечное мельтешение людей за окнами и шум автобусных моторов.
Дальше, в двух больших двухэтажных домах, были магазины.
Справа хорошо видно невысокое здание. Здание было длинное и тянулось вдоль Поморской до набережной.,
Магазины были здесь в начале века, магазины оставались и до семидесятых годов. В той короткой части здания, которое выходило на Троицкий, тридцать лет назад был маленький магазинчик «Филателия», хорошо известный многим архангельским мальчишкам а в той части здания, что выходила на Поморскую, был маленький магазинчик, где продавались краски, кисти, картины и этюды художников. А вот как он назывался? «Художественный салон»? Не помню. На салон магазинчик, конечно, мало был похож.
Чуть дальше по Троицкому, отступив от проезжей части проспекта, в пятидесятые годы построили две пятиэтажки, которые стоят до сих пор. Еще дальше, через квартал, построили кукольный театр, но остальные дома стояли нетронутыми до середины семидесятых.
Вездесущие мальчишки гимназисты настырно лезут в кадр, а стоят они рядом с двухэтажным домом, который простоял на этой части Троицкого проспекта дольше всех. Когда его сломали? Не в семьдесят седьмом? Или в семьдесят восьмом? Кстати, фундамент дома был настолько крепок, что строители, помучившись с ним, плюнули и оставили, так и не сумев его разрушить. Фундамент облагородили, залили бетонную площадку и потом на этой площадке летом устраивали летнее кафе. А сейчас там ничего не устраивают, уж больно вонючий и загазованный воздух на этом перекрестке, несмотря на ветерок на Двины.
Справа за спиной фотографа находится Рождественская церковь, в которой крестили Писахова. Сейчас ее нет.
Патриархальный быт Архангельска стал рушиться не при большевиках, а гораздо раньше, в годы Первой мировой войны. Город оказался единственным портом в европейской части России, через который союзники могли поставлять нам технику и вооружение. На Двине спешно строились новые причалы, а так как рабочих рук не хватало, в город прибывали все новые и новые рабочие. Нравы, как всегда в таких случаях, стали портиться, потом пришел 1917 год, и все закружилось-завертелось. Исчезли и гимназисты, и товары из магазинов, и много чего еще исчезло…
Планировка города и его деревянная архитектура сохранялись до конца шестидесятых. В семидесятые годы центр города затрещал под тяжелой поступью девятиэтажек, а в восьмидесятые годы исчез и центр Соломбалы.
Вот потому-то, кто не бывал на Троицком в семидесятые годы прошлого века, ни за что не сможет узнать это место.