Солнцезащитные очки как иллюстрация того, что одна удачная рекламная кампания может обеспечить пожизненный успех
История триумфа модели вейферер (Wayfarer) очков Ray-Вan начиналась со следующей сцены. Молодой Том Круз в носках, трусах и розовой сорочке, играя, как на гитаре, на каминном совке, танцует под песню Old Time Rock’n’Roll Боба Сигера. Это сцена из американского фильма «Рискованный бизнес», где Том Круз исполнял роль Джоула Гудсена, которого родители впервые оставили дома одного. Фильм стал очень популярным, Том Круз тоже стал очень популярным. Во многих сценах фильма и на афишах Круз был как раз в вейферерах, так что очки тоже стали очень популярны. В историю этот случай вошел как один из самых удачных примеров продакт-плейсмента в мире.
Вейфереры еще долго будут ассоциироваться с «Рискованным бизнесом», а это тем временем не единственный фильм, с помощью которого компания Bausch & Lomb, тогда владелец бренда RayBan, раскручивала модель. «Рискованный бизнес» вышел в 1983 году, а вот что писали в 1987 году в американском журнале Fortune: «Продажи компании падали, пока она не подписала контракт на 50 000 долларов с Unique Product Placement of Burbank. С тех пор очки Ray-Ban появились больше чем в 60 фильмах за год».
После Тома Круза вейфереры надел Дон Джонсон в сериале «Полиция Майами», Брюс Уиллис в «Детективном агентстве «Лунный свет», герои подросткового фильма «Клуб «Завтрак». Если верить Fortune, продажи к этому моменту составляли полтора миллиона вейфереров в год (в 1982-м их было продано всего 18 000).
Сейчас вейфереры вновь пользуются бешеной популярностью благодаря тому, тридцатилетней давности, продактплейсменту. Вот почему. Когда в конце 2000-х дизайнеры начали вводить моду на 1980-е, им нужны были самые яркие, самые характерные, одним словом, культовые вещи того времени. Культовыми очками 1980-х как раз и были вейфереры. Круг замкнулся, 50 000 долларов, вложенные в вейфереры в 1982-м, в очередной раз окупились с лихвой.
Модный вес
Оригинальные очки вейферер довольно сильно отличаются от тех, которые итальянская компания Italian Luxottica Group (именно ей Bausch & Lomb продал бренд Ray-Ban) производит в наше время.
В 2001 году очки подверглись редизайну, в результате которого вейфереры, во-первых, обрели более сглаженные формы, а во-вторых, стали более легкими. Теперь их производят из современного пластика, а не из увесистой и не очень прочной ацетилцеллюлозы. Поэтому они больше не давят на нос и их можно носить на голове, что раньше было решительно невозможно - они были очень тяжелые и съезжали.
Тем не менее существует довольно много людей, которые предпочитают именно оригинальную модель. Цена на редкие модели настоящих старых вейфереров на интернет-аукционе eBay иногда достигает 700 долларов.