5 сентября 2012 года я побеседовал с Джейкобом Бэнноном, фронтменом Converge, мы обсудили новый альбом группы All We Love We Leave Behind. Ниже представлена полная стенограмма разговора.
Чего ждать от тематической составляющей альбома?
В процесс записи материала мы вкладываем много эмоций. Подготовка, эмоционально и психологически, к сочинению музыки и лирики, занимает немало времени, так что, когда записываешься, то стараешься написать лучшее, на что способен.
Мы определенно перфекционисты, в этом наше мастерство. Некоторые не понимают этого и слышат в нашей музыке один шум, они не всегда осознают, что происходит, кроме, наверное, громкого звука, но в том, что мы делаем, есть метод и смысл.
Как писались песни для альбома?
Как правило, это происходит следующим образом: мы собираемся вместе, у кого-то есть какие-то заготовки - это может быть первоначальная заготовка песни, это может быть рифф, несколько риффов или даже целая песня, и мы садимся и начинаем с этим работать, редактируем.
У каждого из нас есть свои сильные стороны и когда мы собираемся, то хотим сделать нечто большее, сделать песни лучше, чем они могут бы быть.
Мы работаем друг с другом весьма усердно, никто не стесняется выразить свое мнение, мы все знаем, что если хочешь написать лучшее, то должен быть в этом достаточно уверенным. Мы работаем вместе уже так давно, что нам не нужно собираться на долгие репетиции перед туром. Мы собираемся только, чтобы писать новую музыку, так мы работаем.
Сколько работали над записью альбома?
Мы пишем всегда. Мы не придерживаемся какого-то расписания, как другие группы, у многих из которых все детально расписано, мы сочиняем, когда чувствуем потребность в этом. Иногда мы можем не писать ничего год, а иногда за два месяца может появиться десяток песен. Мы пускаем такие вещи на самотек, мы всегда думали, что это наилучший вариант. Это панк-рок, это хардкор, агрессивная музыка - в определенных аспектах есть профессиональная сторона, но мы хотим писать песни, которые достойны того, чтобы быть написанными, поэтому не спешим. Если бы на этот альбом нужно было потратить 10 лет, так бы и произошло. У нас свое "естественное" расписание, где все происходит примерно каждые пару лет, правда, в основном, из-за турне. Записываешь пластинку, потом едешь на гастроли и работаешь, по сути, в таком режиме от шести месяцев до года и зачастую сложно найти время, чтобы сесть и сочинить рифф, когда выступаешь каждый день и проводишь в дороге от 8 до 15 часов в сутки в течение полугода. Такой ритм вряд ли хорошо сказывается на творчестве.
Иногда, когда чувствуешь желание во время турне, то за пару часов, перед шоу, все-таки удается что-то сочинить. Но все меняется. Нет определенной формулы. Так все живут, есть и моменты спонтанности, и когда что-то планируешь, определенный режим, и иногда что-то происходит само собой.
Приятно общаться с группой, которая не привязана к датам выхода своих записей...
Любой отраслевой термин, вроде "периода выхода альбомов", хуже всего для нас. Нам до этого нет никакого дела. Обычно это притворный профессионализм. Это люди, которые хотят, чтобы их воспринимали всерьез, поэтому используют этот язык и термины, придерживаются своих распорядков, которые, как они считают, позволят им добиться уважения от слушателей и музыкального "бизнеса", которого вообще не существует.
Все, что имеет значение для меня, это музыка. Что ты чувствуешь, как музыкант и как слушатель. Расписания неважны, группа может выпустить альбом и не иметь возможности выступать с ним, например, 2 года, такое бывает, или же может быть группа, которая вообще ничего не записывает и только выступает с концертами, это тоже нормально. У всех разные подходы. Мы никогда не были поклонниками идеи, что наши турне какого-то определенного вида или что-то подобное. Все, что нам важно, это сыграть настолько много концертов, насколько возможно во время тура, потому что время у нас ограничено.
Мы не занимаемся карьерой. Не пишем музыку, чтобы заработать, хоть это и замечательно, быть обеспеченным в этом плане - об этом я даже не мечтал, когда в 13 лет мы начали играть вместе.
Каково это было, записывать данный альбом по прошествии стольких лет с момента основания группы?
Как ни странно, для меня, ничего не изменилось. Все точно так же. Я все еще чувствую себя тем же 13-летним ребенком. У меня другие обязанности, но мой разум все еще тот же, я человек, который справляется с агрессией и эмоциями музыкой.
Многие группы пытаются каждые несколько лет изобрести себя заново. Мы никогда этого не делали. Мало кто из наших товарищей не пробовал этого. Мы начинали как хардкор-панк группа и закончим, как хардкор-панк группа. У нас никогда не было "стадий", мы никогда не решали "одевать человеческие одежды", не было "взрослений", бессмыслицы, позерства и отыгрывания ролей; просто четверо ребят, пишущих песни, которые бросают вызов, вот и все.
Люди считают это заблуждением, что мы, напротив, должны играть в образы и позерствовать, но мы просто пишем хорошие песни и дальше, и пока будем продолжать, группа будет жить.
Я заметил, что на этом альбоме нет гостей...
В этот раз их нет. Мы всегда приглашали друзей, в основном, потому что они были рядом, а мы общительные ребята. Иногда кого-то приглашаешь, потому что хочешь другой вокал на бекграунде, которого нет в группе, мы даже зашли с этим очень далеко на последней пластинке (Axe To Fall), мы хотели включить кучу народу, написали много песен и специально вышли из студии, чтобы наши друзья могли сделать все сами. Так мы это организовали.
Прошлый альбом получился сплошь коллаборационным, в этот раз нас было только четверо. Не знаю, насколько это целенаправленное решение. Своего рода, неспланированный план. Я думаю, в этот раз мы просто хотели сделать все сами полностью.
Мы подумали: "Знаешь что, было бы круто, чтобы кроме нас, вообще никого не было". У нас странные, почти враждебные отношения практически во всем, что мы делаем. Думаю, это часть командного духа. Если люди ждут от нас чего-то, если хотят, чтобы мы повернули налево, мы повернем направо. Если чувствуем где-то удобство, то обычно пытаемся бежать из зоны комфорта. Мы чувствуем, что так будет лучше.
Когда ты пишешь, без чьего-либо присутствия, то можешь быть полностью эгоистичен, думаю, большая часть музыки так пишется, я считаю, так и должно быть. Как группа, мы сочиняем друг для друга, стараемся написать лучшую возможную песню и сыграть её соответствующе. В этот раз, мы сконцентрировались на самих себе.
Курт (гитарист) спродюссировал этот альбом, вы когда-нибудь рассматривали возможность работы с кем-то еще?
Продюсеры добавляют в запись свой голос, некоторые даже пытаются переписать песни, но то, что делал Курт, было больше похоже на работу инженера. Он буквально пытал нас, заставляя находить лучшее звучание. Он заставлял меня переделывать вокал 15 раз, например. Он говорил: "О, неплохо... теперь давай еще раз." Было тяжело, но такова его роль, он не пытался заставить нас звучать, как другая группа, как пытался бы любой другой продюсер.
Мы работали с некоторыми отличными людьми до этого, но никто бы не смог организовать работу лучше, чем кто-то из группы. Он был суров с нами, но он же наш друг, то есть... Я ходил в школу с этим чуваком. Меня заебывает и выносит мозг по 40 раз перепевать, но все в порядке, я уважаю его и он мой друг - у нас с ним давние, почти родственные отношения.
Работая с другими людьми, рискуешь превратить все в деловые отношения. Все осложняется и тем, что ты играешь агрессивную музыку.
Это настолько привычно уже для нынешних групп - приходить в студию и до смерти продюссировать свои песни, буквально до тех пор, пока отредактированным не становится каждый звук барабана, и все звучит механично, искусственно, группы используют барабанные триггеры и такое прочее, все это не в нашем стиле, мы очень естественны.
Мы хотим звучать органично, по-настоящему, мы хотим, чтобы звучание было живым, переполняло силой, было диким и непредсказуемым - такого не добьешься, перепродюссируя все возможное.
На Deathwish (лейбл, основанный Бенноном) мне иногда присылают свои пластинки хардкор-группы, и вот иногда поставишь одну такую и сидишь в шоке - некоторые совсем забыли, что значит "быть группой". Пытаются звучать, как другие, уже известные группы, примерить их одежды. Так не написать музыку, которая будет долго жить или на что-то претендовать. Больше похоже, когда кто-то играет в чужом наряде.
За что на альбоме ты горд больше остального?
Когда записываешь альбом, коих мы немало уже сделали, новые записи всегда самые эмоциональные и важные. Для меня, это самая эмоциональная пластинка, которую мы когда-либо записывали. И музыкально, я чувствую, что это лучшее из того, что мы делали.
Переслушивая альбом, я буквально чувствую эмоциональное напряжение. Если я чувствую пластинку и могу чувствовать песни своей душой, тогда я считаю, что достиг чего-то.
Я чувствую каждую отдельную часть этого альбома. Слышу тяжесть барабанов, слышу, что гитара звучит так, как никакая другая в мире, и я это чувствую. Мы все самоучки и никогда не пытались делать что-то, как другие.
Безусловно, на нас повлияли другие группы, но мы никогда не пытались кому-то подражать. Мы отличаемся от других. Некоторые люди находят нас сложными для понимания и это нормально, слушать нас непросто и мы не пытаемся это поменять. Мы, безусловно, не проходная группа. У нас нет песен а-ля куплет-припев-куплет, воздушных голосков и всего такого. Нас нелегко принять, но мы те, кто мы есть.
Для многих, кто слушал кое-что из рока, это все равно что сначала поставить альбом Beatles, а потом протянуть Jesus Lizard со словами "тут тоже есть гитары, ты поймешь".
Ни один суровый вьюноша в коротких шортах не скажет, что когда он впервые послушал Black Flag и соло Greg'a Ginn'a, он решил "вау, это офигенно". Так и должно быть, такая музыка должна быть жесткой, если угодно абразивной, она должна заставлять тебя иногда съеживаться, и я думаю, наша группа это такая дикая, осовремененная версия некоторых из похожих, уже ушедших групп... по крайней мере, по духу, не обязательно музыкально.
Надеюсь, что люди услышат эту пластинку, каким-то образом соотнесут себя с ней и оценят это.
Coral Blue стоит на альбоме особняком, у нее совсем другое звучание...
Она другая, в ней гораздо больше пространства и структура действительно отличается от других треков на альбоме, но она определенно имеет кое-что общее с песнями, которые мы записывали в прошлом, например, на You Fail Me, возможно даже на сплите с Agoraphobic Nosebleed, музыка оттуда стала, своего рода, прототипом для этой песни. Так что это не совсем наша новая песня, но точно лучшее ее исполнение. Это очень серьезный подход к тому, что отличается по звуку. Не хочу, чтобы люди думали, что это вроде хитовой и доступной песни, потому что это не так. Она на самом деле мрачная и монолитная, в противоположность скоростным и буквально бьющим тебя по роже трекам. Такая 'возвышенная' рок-песня.
Как принимала публика новый материал на концертах?
Я, честно говоря, не обращал внимания. Целиком погружаюсь в песню. Я просто хорошо провожу время на концертах, это весело, ты выражаешь себя.
Я не та личность, которая ждет обратной реакции, мне не нужен такой вид уверенности в себе. А если бы и нужен был, то я бы точно не играл панк, потому что здесь каждый критик и считает себя лучше тебя... Спрашивается, а что ж эти критики не делают ничего? Но это нормально, это эпоха интернета и часть общества, я просто стараюсь не обращать на это внимания. И когда приходит время играть вживую, если энергетика при игре новых песен внутри группы хорошая, и игра идет без перебоев, для счастья мне больше и не нужно. Бывают моменты, играем сет и понимаем, что что-то не так, теряется энергия и на минуту падает темп - такие вещи мы признаем и уделяем этому особое внимание.
Название альбома (взятое из заключительного трека) было очевидным для тебя выбором?
Не особенно. Я хотел оставить его максимально открытым, а в мире, в котором мы сейчас живем, людям постоянно нужна информация, что немного сложно, когда ты полностью в творческом процессе. Но люди постоянно спрашивали "Какое название у альбома?", когда ничего еще не было полностью закончено, все только начинало срастаться в единое целое. Я набросал несколько названий и идей для него, и приклеилось то, что есть сейчас. Но оно действительно работает с тематикой всей пластинки. Название очень специфично, и значит многое для меня.
Мы ушли от длинных названий своих альбомов в конце 90х, в основном, потому что другие группы начали делать это, и, как я говорил раньше, мы поворачиваем направо там, где остальные берут влево. Мне нравились длинные названия, потому что в то время я писал прозу и мне нравились содержательные и сильные вещи, так что, если было нужно 6 слов, чтобы описать картину, так оно и было. Но потом все начали делать то же самое, вот мы, реакционисты и бойцы даже со своими товарищами, и решили "нахуй, пойдем в другом направлении". Мы хотели настолько простое название, насколько возможно, так получился Jane Doe. Мы чувствовали, что правы.
Работа над оформлением была похожей?
Я занимаюсь оформлением и брендингом для многих групп, но для своей группы это имеет другое, эмоциональное значение. В начале, я пытаюсь определить свой видение. Оно очень разное, и это довольно изматывающий процесс для меня. По несколько месяцев уходит на то, чтобы со всем разобраться и представить все, как хочется, но в конце работы, я доволен. У нас есть визуальный символ, который мы разработали непреднамеренно, просто так получилось, но каждая пластинка выглядит по-своему. Каждая запись несет с собой разные чувства и соответственно различный смысл.
Мне кажется, наименее удобным в плане оформления был прошлый альбом, в основном, потому что мне нужно было отражать множество голосов и я пытался создать уникальное оформление для каждой отдельной песни и связать их вместе цветовой гаммой, поэтому там чуть больше чувствовался разрыв, чем на других альбомах, с точными названиями и прочнее связью в оформлении. Для этого альбома, я вернулся к этой, более удобной для меня, идее.
Теперь у вас монохромная обложка и отсутствие гостей на альбоме, это очищение Converge? Думаешь, это более чистокровная запись?
Вы точно можете это анализировать, это ваша работа, ребят. Я, как музыкант, не знаю. Для меня было интересно сделать черно-белую обложку, в основном, потому что мне нравится делать подобное, к тому же, все внутреннее оформление яркое и резонирующее и, буквально, свободно. Я делал так, как чувствовал и получилось довольно занятно, думаю, что просто хотел перевернуть все с ног на голову. Люди ждут, что на новом альбоме Converge будет ограниченная цветовая гамма, потому что мое ебнутое ОКР* вынуждает меня так делать и так и было с предыдущими пластинками, но в этот раз я захотел сделать что-то совсем другое. Еще раз, перемены ради перемен.
Я хочу, чтобы искусство и музыка волновали меня, и перемены нужны, в первую очередь, чтобы достичь этого.
Имея это ввиду, было ли что-то, касающееся текстов, что ты пытался изменить?
Это, наверное, единственная вещь, которая остается неизменной, так же, как и процесс сочинения песен в группе, в текстах я пишу про свою жизнь. я получаю какой-то опыт, пока живу, или люди вокруг меня через что-то проходят, и у меня появляется необходимость художественного выражения этих чувств. Так писался каждый альбом.
Было ли на альбоме что-то, что ты попробовал впервые?
Песни постоянно меняются. Мы начинали, когда нам было по 13-14 лет, так что заметно изменился предмет лирики, когда я был юношей, ненависть и страх, которые надо мной довлели тогда, существенно отличаются от той злости, что я чувствую сейчас. Я думаю, есть люди, которые слушают, о чем песня и действительно ее понимают. Другие люди, которые слушают нас и думают, что каждая песня просто звучит сочненько или просто описывает чувство страха, не понимают, что возможно, есть что-то большее в этом. Я получаю письма и постоянно разговариваю с людьми, которые неправильно толкуют вещи и не понимают, в чем сущность нашей музыки. Они думают, что мы повторяем все снова и снова, но предметно наши песни очень разнятся. Есть стереотип, что люди просто хотят трахаться, когда начинают излишне романтизировать определенные альбомы или идеи или что-то визуальное, они начинают придумывать свою собственную историю твоей группы.
Давит ли этот факт на тебя при написании нового материала?
Нет, в основном, потому что я не обращаю на это внимания. Я с удовольствием поговорю об этом, если кто-то захочет, обсужу это с ними, но это никак не повлияет на то, чем я занимаюсь. Группы, которые мне нравятся, вместе с которыми я взрослел, у них очень личные песни и они никогда не повторяются.
Я не фанат групп с какой-то одной фишкой. Я хочу слушать разные песни, которые забираются и на другие территории. Если я захочу послушать что-нибудь из Нила Янга сейчас, я послушаю современного Нила Янга, то, что отражает его жизнь сейчас и было бы честной записью. Мне не нужна еще одна Rocking In The Free World, если только она не актуальна в данный момент. Мне не нравятся, когда вещи повторяются подобным образом.
Что людям сложно понять, так это то, что с ростом дискографии, растет и значение пластинок. Ведь все это касается места и времени. Наши альбомы середины 90х были чрезвычайно актуальны для людей, которые видели себя в них, в то время... А все что мы написали потом это говно. Они так считают и им все равно - это нормально. Просто для них была актуальна та музыка. Вместе с этим, очень часто, люди ассоциируют себя с лирическим героем, персонажем, а также тем временем и местом, когда они впервые познакомились с группой.
Они не всегда понимают, что в группах играют живые люди и вещи могут меняться. Они считают, что ты играешь в тяжелой, агрессивной группе, потому что молодость и хардкор, потом группа распадается и ты начинаешь играть унылый рок. Они не осознают, что можно расти и внутри такой тяжелой группы тоже.
*ОКР - Обсессивно-компульсивное расстройство.
Ссылки по теме:
ОригиналОфициальный сайт Converge Твиттер Converge