Татьяна Касаткина - филолог, философ.
Война
Нам подбрасывают тревожные новости. Новости потом могут объявить небывшими - но это неважно, свое действие они уже оказали. Это новости, наводящие на мысль об усиливающемся противостоянии, о близящейся войне. В нас вселяют чувство тревожности, неуверенности, подавленности, растерянности, бесперспективности. Беспомощности. Все эти чувства вызывают в нас жгучее желание определённости. Чтобы хотя бы это тревожное нападало не со всех сторон, а с одной. Ну, или хотя бы с трех. Чтобы хоть спина была прикрыта. Чтобы за спиной было дорогое, которое можно защитить, и чтобы оттуда не ударили в спину. Так нас вынуждают «принять сторону». Почувствовать себя членом определенного социума, противостоящего другому социуму. Не важно, на каких основаниях этот социум сложился - главное, что он твой, он прикрывает спину и даёт уверенность. И - да - он даёт понять, где враг.
Враг перед тобой. Это очень удобно, потому что он - только с одной стороны. Понятно, кому грызть горло, чтобы всё стало как прежде. Чтобы вернулась уверенность. Чтобы отступила депрессия. А ты - это твои убеждения. То есть - не твои, а социума, к которому ты примкнул. И вот ты уже готов умирать и жертвовать. Чтобы когда-нибудь всё стало как прежде. Пусть не у тебя. Но - ты - это твой социум, и значит, и у тебя тоже.
А главное - это слишком долго - тысячелетиями - было правдой. Ну, или почти правдой. И потому мы легко поддаемся этой несложной манипуляции. Если найти своих и найти врагов - то исчезнет растерянность. А с остальным можно будет справиться в процессе борьбы с врагами.
Но поддаются манипуляции всё же не все. И у тех, кто не поддался, обостряются все перечисленные выше чувства. И - главное - чувство беспомощности. Потому что понятно, что я - один - ничего не могу с этим поделать. Ибо что я могу поделать, оказавшись между рядами готовых к войне? Освоивших расчеловечивающий другую сторону дискурс? Переставших воспринимать другую сторону как оппонента, видящих её, как тупое препятствие их светлым целям?
Они - сила, их не одолеть. Они не думают по целому ряду вопросов - у них есть ответы, и эти ответы не подлежат сомнениям. Потому что если в них усомниться - то усомнившийся опять окажется на юру с неприкрытой спиной. А это очень страшно. А признать, что они будут воевать не за себя, что их просто используют те, у кого совсем не совпадающие с их целями цели, - еще страшнее.
Так вот, любой «я» может сделать очень много.
Любой «я» может остановить войну на себе самом.
Война ведь не начинается в день, час и минуту. Война затлевается тысячей незаметных угольков. Война кормится любым раздором, даже мыслью о раздоре. Поэтому внимательное и уважительное - а не презрительное - отношение к оппоненту в сетевом споре - борьба против войны. Не толкнуть и пробежать - а пропустить и уступить на входе и выходе в автобус или вагон метро - борьба против войны. Улыбнуться продавцу «сомнительной» для кого-то национальности - борьба против войны. Эти маленькие действия будут менять мир вокруг нас.
Если мы удержим себя от надменности и презрения по отношению к другому, от искушения его объективировать и увидеть как члена той или иной группы, носителя того или иного дискурса - вместо человека со своим лицом, судьбой и историей, страхами, мыслями и надеждами - это будет наша личная победа над войной.
Победа над войной тоже загорается тысячей маленьких огоньков. И эти огоньки могут быть невидны Вам, пытающемуся противостоять победе войны в Вашей душе. Но это не значит, что Вы одиноки.
Наверное, я пишу это всё просто для того, чтобы сказать кому-то, кто хочет победить войну в своей душе, что он не одинок…
(
Источник)
(Следующий пост),
(Содержание)