Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». Личность
противоречивая, но, безусловно, неординарная - правдорубец и в позитивном, и в неготивном смыслах этого слова. В 1977 году Владимир Алексеевич опубликовал подборку своих наблюдений и мыслей, которую назвал "
Камешки на ладони". Она вызвала огромный интерес у читателя, поскольку Солоухин не побоялся сказать то, что тогда не очень было принято говорить. Конечно, в этих записках было много злободневного, но совремепнному читателю неинтересного. Поэтому я сделал две подборки самых ярких, до сих пор интересных "камешков": одна на тему литературы, а другая - околофилософская. Для знакомства с автором больше подходит околофилософская тема. С неё и начну.
*
Даже в детском садике находятся подопытные мальчики, которые умеют преодолеть «террор среды» и на солёное не говорят, что оно сладкое, но так прямо и отвечают: солёное.
Это - я.
*
Чтобы защищать и сохранять свою культуру, достаточно быть русским, грузином, немцем, итальянцем, испанцем…
Чтобы сохранять культуру другого народа, надобно быть не меньше, чем человеком.
*
Какой-то американский миллиардер, видимо Рокфеллер, одряхлел, и ему стало вредно волноваться. Читал же он всегда одну и ту же газету. Чтобы не волновать миллиардера разными биржевыми и прочими неприятностями, выпускали один особый экземпляр газеты и клали ему на стол. Таким образом, жизнь шла своим чередом, а миллиардер жил в другом, иллюзорном, специально созданном для него мире. Это забавно, но не страшно.
Было бы страшнее, если бы вся пресса, вся литература, кино, театр, живопись - если бы всё это уподобилось одному специальному экземпляру газеты.
*
Телевизор - это кишка, введенная в желудок (через пищевод), с воронкой на наружном конце для принудительного питания.
*
Цвета как физического понятия не существует. Цвет есть производное человеческого глаза. Значит, когда я смотрю на цветок и говорю, что это чудо, то сам цветок ещё только половина чуда. Настоящее чудо - человеческий глаз, а точнее - мозг, способный видеть мир разноцветным и ярким.
*
Человек, радости и горести которого шире его собственного благополучия, - не мещанин.
*
Только соединившиеся мужчина и женщина представляют из себя уже не две дроби, но полную единицу, способную продолжить себя во времени и в пространстве.
*
Как о последней степени невежества и темноты учителя в начальной школе в конце двадцатых - начале тридцатых годов рассказывали нам о бабках-знахарках, прикладывающих к пораненному месту обыкновенную паутину.
Мы содрогались, верили учителям и возмущались темнотой бабок.
Теперь, когда науке стали известны сильные антисептические свойства паутины, позволительно спросить, кто же тогда был темнее: учителя или бабки?
*
У человека в познании мира почти в каждой области есть один и тот же пробел, который сводится к тому, что мы научились пользоваться чем-либо в практических целях, но ещё не знаем, что это такое (например энергия, гравитация).
Человек в обращении с силами мира похож на каждой из нас, средних обывателей, кто умеет включать и выключать приёмник, настраивать его на нужную волну, притом, что внутреннего устройства его мы не знаем.
*
Неумение пользоваться телепатией такое же благо, как и то, что маленькие дети не умеют пользоваться папиным ружьём или пистолетом. Вероятно, мы должны дорасти и научиться сами на какой-то стадии своего развития включать и выключать тот аппарат, который есть в каждом из нас со дня рождения.
*
Приезжали колонизаторы на вновь открытые земли, выманивали бусами и побрякушками-безделушками золото, серебро, слоновую кость. Иду по набережной в Сан-Франциско. Индейцы, приехавшие из резервации, разложили бусы и побрякушки-безделушки (так называемые сувениры), выманивают у туристов доллары.
*
Однажды молодой охотник увидел Иоанна, играющего с ручной куропаткой, и спросил:
- Как же можешь ты унижать себя столь тщетным развлечением?
- Что это у тебя в руке? - в свою очередь спросил Иоанн.
- Лук.
- Почему же он не всегда натянут?
- Потому что от постоянного напряжения он утратил бы свои свойства, и когда нужно с усилием пустить стрелу в дикого зверя, то невозможно было бы это сделать: лук не имел бы силы.
- Не удивляйся же, молодой человек, что я даю временное отдохновение уму своему: если он будет постоянно в напряжении, то также утратит свою крепость и ослабеет, когда по необходимости потребуешь от него усилий.
*
Искусство - как поиски алмазов. Ищут сто человек, а находит один. Но этот один никогда не нашёл бы алмаза, если бы рядом не искало сто человек.
(Следующий пост/Продолжение темы),
(Цитаты и афоризмы),
(Содержание)