«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной красоте» (Платон)
«Каждый художник в некотором роде святой» (
В. Набоков)
«Как дерево не может расти, не напившись чистой воды, так и душа не может расти, не испив небесной сладости» (Святой Антоний)
На уровне отдельного человека (индивида)
развитие - это процесс изменения к более лучшему, стабильному состоянию. Под более лучшим состоянием развития обычно понимается любой уровень развития в направлении, дающем человеку преимущество перед окружающими в силе (физическое развитие), уме (интеллектуальное развитие) или мудрости (духовное развитие). Из этих трёх направлений развития только духовное может сделать человека по-настоящему
счастливым.
По моему глубокому убеждению, дающее
мудрость духовное развитие - не только залог настоящего счастья, но и одна из главных задач каждого человека. При этом я говорю не об одной человеческой жизни и не о человеке-теле, а об истинном человеке-душе. Я думаю, что для выхода из колеса перерождений душа должна совершенствоваться в направлении, выраженном тремя божественными качествами: Любовь, Истина и Свет. Это процесс улучшения качеств души (проявляющихся в доброте, правдивости и светлости человека) в направлении (их божественных аналогов:) Любви, Истины и Света, и есть духовное развитие. К сожалению, это определение неудачно, так как ничего не говорит о том, что же является предметом такого развития, и каким образом можно его совершенствовать.
Поскольку во время жизни на Земле человек
состоит из физической оболочки, души и интеллектуальной (психологической) прослойки, то с помощью
принципа подобия можно рассмотреть вопрос духовного развития несколько с иной стороны. Давайте сравним развитие физическое и интеллектуальное, найдём общее для них и попробуем применить это общее к духовному развитию. Начнём с определений развития конкретного типа. Известно, что физическое развитие человека - это улучшение его морфо-функциональных показателей. Тогда интеллектуальное развитие - улучшение интеллектуальных показателей индивидуума, а духовное - улучшение духовных качеств души индивидуума. Последнее определение откровенно слабовато. Сразу возникают вопросы: «Какие такие духовные качества? Что такое душа? и т.д.». На первый взгляд кажется, что хотя бы с физическим развитием всё более-менее ясно, но цепочка аналогий в определениях от физического к духовному хорошо показывает слабость определения даже для физического уровня. Причина простая - в определении снова отсутствует предмет развития. Конечно, сложно перечислить все элементы в развивающемся теле, например, ребёнка (от скелета до нейронных сетей). Главное отмечено - развитие должно приводить к улучшению показателей, а деталями пусть занимаются специалисты (врачи, физиологи, тренеры).
Как физиолог могу сказать, что с вопросами физического развития, действительно, разобрались уже довольно хорошо. Во всяком случае, врач или тренер могут помочь вам существенно улучшить ваши морфо-функциональные показатели. Правда, оценить истинный эффект их воздействия довольно сложно из-за очевидного вклада врождённой предрасположенности организма. Поэтому само проявление врождённых способностей спортсмена часто относят на счёт хорошего тренера. Тем более, что известно - фенотип (внешность) - результат взаимодействия генотипа с окружающей средой. Другими словами, в работе тренера можно выделить две задачи: (1) «проявление» врождённых способностей индивида и (2) развитие определённых его способностей сверх обычных природных параметров. Ясно, что одно без другого в воспитании хорошего спортсмена практически невозможно. Впрочем, скоро, вероятно, будут вызывать модификации морфо-функциональных характеристик прямо через изменения в геноме.
По аналогии мы имеем то же самое и в случае с интеллектуальным развитием: задача хорошего учителя сводится к (1) проявлению врождённых способностей ученика и (2) к развитию таких качеств, которые природой не были предусмотрены. Первое можно в каком-то смысле сопоставить с сократовским методом обучения - маевтикой («родовспоможением»), тогда как второй - развитие внимательности, памяти, быстроты, смелости и ясности мышления, способности мыслить абстрактно, логично и т.д. Ясно, что если проявить врождённые качества не удастся или они изначально ограничены, то развивать будет нечего. Также очевидно, что если в случае физического развития отделить естественное развитие организма от прямого вклада наставника сложно, то в интеллектуальном развитии - практически невозможно. Во всяком случае, такое влияние бесспорно только при воздействии определённых биологических препаратов. Роль же учителя в основном сводится к проявлению врождённых качеств.
С духовным развитием всё гораздо сложнее. Во-первых, совершенно неясен предмет, на который будут направлены наши усилия. Что мы собираемся развивать? Что есть душа? Какие её составляющие можно улучшить? Во-вторых, совершенно не ясно, как может физическое влиять на духовное. Действительно, духовное можно только «видеть», а вербализировать практически невозможно. Мы можем только предполагать по принципу аналогии (в данном случае с физическим и интеллектуальным развитием), что есть врождённые духовные качества (они действительно есть), которые нам может помочь проявить и развить некий духовный учитель. Однако, духовное развитие - это такой медленный процесс, что я ни разу не встречался с ним в жизни и, скорее, знаком по «Житиям святых». Из-за этого я предполагаю, что наше духовное развитие происходит в основном в духовном мире между жизнями. Не даром побывавшие Там часто
видели души занимающимися в классах или библиотеках. Здесь на Земле у нас, скорее, практика, чем учёба. Поэтому даже проявление заложенного при рождении духовного потенциала можно бы было считать неплохим результатом в духовном развитии. Это вполне возможно в течение земной жизни, а может быть даже и необходимо, как необходимо само взросление, возмужание.
Духовный учитель на Земле явление редкое, хотя всё зависит от конкретного духовного уровня. Для подавляющего большинства людей, возможно, достаточно священников - посредников между душой мирянина и духовным Учителем. В этом смысле, наверно, основная задача священника - пробуждение желания духовного совершенствования и его поддержка. Путь в обход религии теоретически тоже возможен: если у вас есть способности, то можно найти своего Учителя непосредственно в духовном мире. Правда, тут очень важно не ошибиться. Обычный человек не в состоянии
осознать Бога. Но, если уж вы решились, то следует пытаться думать «в Его направлении», уловить вектор к Божественному: идти на Свет, Истину и Любовь. В этом смысле важно видеть красивое, понимать, что красота есть отблеск Божественного, что она несёт в себе
код для «выхода на связь» с Учителем. Через красоту можно получить ощущение святости, подсоединиться к Небу и впитывать энергию Жизни, «пить красоту»... Абсолютную. Ту красоту, которая спасёт мир.
P.S.
Bариант духовного развития Каббалистические уровни развития человека:
0. (шореш) - неживой уровень (Стремление к созданию семьи, сексу, еде, дому… Проще говоря, желания нашего тела)
1. (алеф) - растительный уровень (Желание быть богатым в различных вариациях)
2. (бэт) - животный уровень (Стремление к власти, почету, славе, уважению…)
3. (гимел) - человеческий уровень (Желание познать. Стремление к знаниям и научным открытиям)
4. (далет) - духовный… До него еще нужно дорасти…
А
здесь более разработанные уровни развития по Михаилу.
(Следующий),
(Продолжение),
(Околофилософское),
(Содержание)