Ибн Ал-Араби (1165 - 1240) - исламский богослов из Испании, крупнейший представитель и теоретик суфизма; «величайший учитель»; «сын Платона»; автор учения о единстве бытия, отрицающем различия Бога и мира.
"Твоё предназначение - быть выше обоих миров, но жаль, что не знаешь своей цены"
* * *
"Моя обязанность - вернуть долг Любви. Я свободно и с готовностью принимаю всякую ношу, возлагаемую на мои плечи. Любовь подобна любви влюбленных, с той разницей, что вместо любви к необычному, моя любовь - к Сущности. Такова моя религия, таков долг, такова вера"
* * *
"Вера содержит ту истину, форму которой приняло сердце и которая открылась сердцу, чтобы быть им познанной. Глаз видит лишь истину своей веры… Тот, кто привязывает Бога к какой-либо вере, отрицает Его в любой вере, отличной от той, с которой он Его связал… Но тот, кто освобождает Его от связанности, тот вовсе не отрицает Его, но утверждает Его в каждом обличье, в которое Он превращает себя"
* * *
"Тот, кто поклоняется Богу как Солнцу, воспринимает его в виде Солнца. Тот, кто почитает Бога в живом существе, принимает Его за живое существо. А тот, кто видит его в неживом предмете, почитает Его как неживой предмет. Не надо следовать только за какой-нибудь верой, поскольку по этой причине вы теряете веру в другие предметы. Бог, который находится всюду и везде, не ограничивается только одной верой"
* * *
"Всякий познаёт о Боге лишь то, что дано его собственной самосущностью"
* * *
"У каждого человека обязательно есть некое представление о Господе своем, в соответствии с которым он к Нему обращается и желает увидеть Его. Если Бог так и проявляется ему, то он Его узнает, а если проявляется иначе, он его отрицает и бежит от него, спасаясь. Так дурно поступает он по отношению к Нему, думая, что поступает благопристойно"
* * *
"Сердце - полированное зеркало, состоящее целиком из поверхности, которая никогда не ржавеет... Когда сердце вплотную занято познанием причин материального мира и таким образом отвлекается от познания Бога, такое внимание к чему-либо помимо Господа и представляет собой ржавчину на поверхности сердца. Она мешает покрытому ею сердцу открыть Истину, ибо Божественное присутствие постоянно обнаруживает себя, и невозможно представить, чтоб оно было когда-либо скрыто от нас"
* * *
"Всё в мире подчинено человеку, однако об этом знает только тот, кому дано знать об этом, то есть совершенный человек. Этого не знает тот, кому не дано знать об этом, то есть животный человек"
* * *
"Разве можем мы притязать на абсолютное, затрагивая то, что в себе не несём и чего не ведаем?"
* * *
"Знай, абсолютное Бытие, или Бог, подобно безграничному океану, в то время как конкретные вещи и индивидуальные бытия - бесчисленные волны или реки ... Волны и реки отличаются от океана тем, что они определенны и специфичны. Но они не отличны от него в смысле своей субстанции и реальности..."
* * *
"Кто видит Бога из Него, в Нём и оком Его, тот ведающий; кто видит Бога из Него, в Нём и оком своим, тот - не ведающий; а кто не видит Бога ни из Него, ни в Нём, ожидая, что увидит Его оком своим, - тот невежда"
* * *
"О мире известно столько же, сколько известно о тени, и неведано о Боге столько же, сколько неведомо о человеке, эту тень отбрасывающем"
* * *
"Видение Бога в прекрасной женщине - самое совершенное"
* * *
"Красота наличествует во всех вещах, посему мир красив. И Всевышний действительно сам красив и любит красоту. Тот, кто любит красоту, любит и Красивого, и тот, кто любит Красивого, любит и мир"
* * *
"Возвращение же к Единому осуществляется Совершенным человеком, который рассматривается как венец Божественного творения, его завершение. Он по отношению к миру то же, что драгоценный камень в кольце-печатке"
* * *
"Знай, что любовь имеет три разряда: природная любовь, цель которой - соединение в животной душе; духовная любовь, цель которой - соединение с возлюбленной и слияние с любимой Истиной; божественная любовь - это любовь Бога к рабу Своему и любовь раба к своему Господу"
* * *
"Знание не даёт распоряжаться энергией. Чем выше знание человека, тем меньше он распоряжается энергией"
* * *
"Жалеть рабов Божьих и сострадать им ближе к промыслу Божьему, нежели проявлять рвение и пыл во имя Божье"
* * *
"Одни из учёных знают, что всякое движение вызвано любовью, других же ослепляет ближайшая причина, ибо она определяюще воздействует на состояние и захватывает душу их"
* * *
"И ведь самое удивительное, что человек пребывает в восхождении к Богу постоянно и не чувствует того"
* * *
"Проявление Бога таково, какова подготовленность твоя; благодаря ей происходит постижение вкушением. Относительно сего знай, что постигаешь ты всегда в соответствии со своей подготовленностью. Так именно и видишь ты тобой испрошенное; если не увидел ты его, то должен знать, что нет у тебя нужной подготовленности"
(Из книги
"Суфийская мудрость"; составитель В.В. Лавский)
(Следующий),
(Продолжение),
(Высказывания суфиев),
(Содержание)