"Так же говорили про Палкина, про Александра, Аракчеевщину. Зачем поминать?.. так же про Павла. Так же про Екатерину и закрепощение Малороссии, и убийство мужа, и Иоанна, и все её ужасы. Так же про Бирона, Елизавету, Петра. И так же теперь говорят о крепостном праве. О всех перевешанных (в числе их 15- и 16-летние мальчики). Так же будут говорить и про теперешнее время, про убиваемых в одиночных заключениях и в крепостях тысячах и так же про мрущий голодной смертью народ. Зачем поминать." ©Лев Толстой, Апрель 1886 г.,
ПСС, М., 1936, т. 26, С. 565
"Болезнь изменила форму, но болезнь всё та же только ее иначе зовут. ... Болезнь, которой мы больны, есть убийство людей - но убийство ещё ничего, пускай бы Палкины мучили, убивали в 10 раз больше людей, только бы они делали это сами, а не развращали людей, заставляя их убивать и мучать людей, давая им за это награды и уверяя их смолоду и до старости, от школы до церкви, что в этом святая обязанность человека. " ©Лев Толстой, ПСС, М., 1936, т. 26, С. 566
"Беснующейся зверь Петр заставляет одних людей убивать и мучить других людей сотнями, тысячами, сам забавляется казнями, рубит головы пьяной неумелой рукой, не сразу отхватывая шею, закапывает в землю любовниц, обставляет всю столицу виселицами с трупами, ездит пьянствовать по боярам и купцам в виде патриарха и протодьякона с ящиком бутылок в виде Евангелия, с крестами из трубок в вид детородных членов, заставляя одних людей убивать на работе и войне миллионы людей, заставляет одних людей казнить, жечь, выворачивать суставы у (всех верующих в Бога) других людей, клеймить как табуны скота, убивает сына и возводит на престол блядь своего наложника и свою. И ему ставят памятники и называют благодетелем России и великим человеком и все дела его; не только оправдывается всё то, что делали люди по его воле, считаются законными, необходимыми и не ложатся на совесть людей, которые их делали. И про жестокости его говорят: зачем поминать, это прошло." ©Лев Толстой, ПСС, М., 1936, т. 26, С. 567
"Зачем поминать старое? говорим мы. Но если уж не поминать, то и не поминали бы. Но это говорят только для того, чтобы, не поминая ужасы старого, продолжать ужасы настоящего в других формах. Они говорят не поминать, но не поминают только злодейств, а с тем большим усердием поминают выдуманные ими прелести старого времени и выдуманные доблести тех людей, которые производили эти ужасы только за тем, чтобы, закрасив ужасы прошедшего, закрасить ужасы и настоящего и убедить людей в их необходимости. И несчастные молодые поколения вырастают под ложным представлением о том, что про все прежние ужасы поминать нечего, что они все выкуплены теми выдуманными благами, которые принесли их совершители, и делают заключение о том, что то же будет и с теперешними злодействами, что всё это как-то выкупится, как выкупилось прежнее.
С Петра I начинаются особенно поразительные и особенно близкие и понятные нам ужасы русской истории. Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь 1/4 столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам забавляясь рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в вид детородных членов и подобиями Евангелий - ящиком с водкой славить Христа, т.е. ругаться над верою, коронует блядь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына и умирает от сифилиса, и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему." ©Лев Толстой, ПСС, М., 1936,
т. 26, С. 568 "Для этих самых людей, которые отдают всё на поругание, отдают всё, что есть в них святого Кесарю, в этих самых людях есть чувство святыни - есть то, что они считают святым и не отдадут никому. Но горе в том, что они несчастные, так обмануты, что истинная святыня отнята от них и подменена ложною. Те самые люди, которые, без малейшего колебания и сознания нарушения святыни своей души пойдут в солдаты, на войну, в суд, будут собирать подати, эти люди, не считающие всё это нарушением своей святыни, хранят другую ложную святыню, подставленную ими вместо настоящей, и будут блюсти ее под страхом страшных наказаний, страданий, смерти даже, не нарушать эту ложную, выдуманную, внедрённую в них искусственную святыню. Всякий простой надумавший и верующий вековым обманам русский человек, пойдёт в суд, в солдаты, будет участвовать в сборе податей, не считая в этом убийстве братьев ничего дурного и ни за что под страхом страданий и смерти не выбросит в помойную яму икону, причастие.
Что если бы он понимал, что святыня и что обман?
Ведь это ужасно.Опомнитесь люди." ©Лев Толстой, ПСС, М., 1936,
т. 26, С. 568 (Следующий пост),
(Продолжение темы),
(Цитаты и афоризмы),
(Содержание)