«”Наличное бытие“, и „заброшенность-в-мир“, и маркирующая роль „страха“, „тревоги“, и ощущение человеком своей смертности, вносящее глубинные деформации в рефлексирующее сознание, - введением всей этой проблематики Хайдеггер, безусловно, обязан Кьеркегору» (
Наталья Исаева)
Прошло 33 года после выхода первого сезона сериала "
Твин пикс", а его очарование не отпускает. На первый взгляд, это чисто эстетическое ощущение от гениальности работы режиссера Дэвида Линча и композитора Анджело Бадаламенти, не испорченное великолепным актёрским составом. Стильный фильм-оркестр. Но не оставляет ощущение чего-то более мощного, держащего в напряжении подсознание, хотя сюжет Марка Фроста вроде бы и прост. Конечно, в работу сценариста вмешался сам Дэвид Линч, и, возможно, все лавры надо бы отдать ему. Так уже случалось с фильмами того же Тарковского, гений которого поднимал изначальный сценарий на небывалую высоту.
Так о чём же сериал "Твин пикс" на самом деле? Чем он держит зрителя? Попробуем разобраться.
Прежде всего очевидно, что действие фильма происходит на «пересечении» нескольких границ: США и Канады, воды и суши, жизни и смерти, красоты и уродства, реальности и мистики, бедности и богатства, прошлого и будущего, молодости и старости... Действительно, две основные группы действующих лиц в фильме - это выпускники школы и их родители. Выпускники - дети, ожидающие формального выхода во взрослую жизнь, в которой они превратятся во взрослых родителей. До сих пор их собственная жизнь была вполне упорядочена школой и родителями. Скоро их ждёт свобода, новая радостная жизнь. Или нет? Как и их родителям, им придётся самим упорядочивать свою жизнь. Не было ли и нам подсознательно страшно от неизвестности будущего? Неизвестность ведь всегда страшна. Мне кажется, что все мы на выходе из школы по крайней мере опасались её в нашем будущем. Авторы фильма безусловно сыграли на этом. Помните? В фильме нам в первый раз показывают детей в классе - нам их представляют: учительница называет имена, и вдруг под окнами с ужасным криком бежит девушка. Дети цепенеют от ужаса. Там, за окном, во взрослом мире произошло что-то ужасное с их одноклассницей - убили Лору Палмер.
Смерть Лоры - точка внедрения исследователя «пограничных состояний» - специального агента ФБР Дейла Купера. Вместе с ним мы изучаем каждую из границ. Здесь мы подходим к понятию «экзистенциали́зм» (
философия существования).
«По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы - объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой трансцендентной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция...» (
Википедия)
Я извиняюсь за пространную цитату, но мне кажется очевидной связь очарования человечества экзистенциализмом с очарованием от фильма «Твин пикс». Вместе с исследователем Купером мы оказываемся в массе пограничных состояний перед лицом смерти. Вместе с ним мы переходим эти границы множество раз, «сшивая противоположности». Вместе с ним мы теряем разделённость «объекта и субъекта»: нам уже не странна женщина с поленом, не странны потусторонние визитёры, мистика... Возникает чувство цельности мира. В нём есть всё, в нём безгрешна и жива покойная Лора Пальмер.
Было ли так и задумано авторами фильма? Думаю, что да. Если во «Введении» к каждой серии показан весь смысл сериала, то его можно расшифровать так:
Заточка железных зубьев пилы, показанная в начале каждой серии - это жизнь, обрабатывающая молодёжь. Впереди у выпускников школы - тяжёлая работа: огромное бревно дерева жизни; вмести с другими «зубьями» они обязаны с ним справиться. Так «бунтари» превращаются в «полицейских» - представителей Порядка. На этой «лесопилке» у них нет особого выбора. Но не всё так плохо: показанные на заставке, две снежные вершины «превращаются» в два сливающихся водопада - большой и маленький - мужское и женское начало, пришедшее с Невероятных Высот. Здесь съёмка «замедляется» и дальше показаны спокойные воды реки (жизни). Звучит
музыка (жизни) - «Тема Лоры Палмер» бессмертного Бадаламенти...
Click to view
(Следующий пост),
(Продолжение темы),
(Искусство),
(Содержание)