Бог непостижим, неопределим; нельзя приписать Ему никакого свойства, ибо любое свойство уже есть нечто такое, что мыслится отдельно от того, к чему оно прилагается, - приписывать Богу свойство значило бы отступать от единобожия… Даже когда говорится, что Бог действует, то Его действие нельзя понимать в смысле движения… Бог существует, но не потому, что появился; Бог есть налицо, но не потому, что Его раньше не было. Он - существо единое, которому ничьё присутствие не может доставить прибыли; ничьё отсутствие не может причинить убыли… В Нём нет преемственности состояний так, чтобы Он был первым, не будучи последним, или чтобы Он был внутренним, не будучи наружным… Он не пребывает в своих творениях так, чтобы можно было сказать, что Он отделён от них…
*
Не быть учёным - это достижение, которое включает в себя отрешённость от мелочности. Учёные, будучи всего лишь людьми, доверху набитыми мыслями и книгами, редко бывают мудрыми.
*
Оглянись вокруг - на людей, обладающих добродетелями. Ты увидишь, что многие из них ничего не приобрели, следуя своим добродетелям, хотя принято считать наоборот. Следование добродетелям само по себе не имеет никакой ценности.
*
Я видел, что дальше всех от престола Господа те, кто считают себя более близкими.
*
Чистая капля упала с неба на землю [и стала] грязной.
*
Здесь - чужой дом, там - наш собственный дом. [Сюда] мы пришли на базар, заняться торговлей.
Продав плоды своих дел, уходим безвозвратно…
За прошлые заслуги [ты] получил тело, [так] не потеряй [его] напрасно.
Повторять «я», «я» - тяжкая болезнь, [если] можешь, избавься от неё…
*
Поистине, дела - лишь в намерениях.
*
Ищи намерения к действию прежде, чем действие; пока ты стремишься к добру, ты с добром.
*
Тот, кто намеревается совершить добро, подобен тому, кто совершает его.
*
Грехи ваши таятся глубже, чем могут быть замечены; но просыпайтесь утром с покаянием и засыпайте вечером с покаянием, и всё, что есть у вас, будет вам прощено.
*
У Всевышнего Владыки есть святые, которых он избрал из среды народа и думы их отторг от привязанностей ко всему земному, от привязанностей души к плотской страсти. Каждого одарил степенью величия и для них открыл дверь в сокровищницу мыслей.
*
Стремление к быстрому достижению власти при помощи знания означает огромную потерю знания.
*
Сохраняя полное уважение ко всем Искателям Истины, я должен сказать, что суфизм передать трудно. Почему? Потому что новые исследователи ожидают, что система будет соответствовать привычным для них образам мышления. Они не понимают, что эти штампы и являются их главным недостатком. Суфизм уже находится в вас самих. Вы чувствуете его, но не знаете, что это такое. Когда у вас появляются определённые чувства: доброта, истина, любовь, желание преобразиться - это и есть суфизм. Если же у вас возникает сильное влечение к мудрецу, это можно назвать суфизмом…
*
Держи клеветника около себя, построй [для него] хижину в своём дворе.
[Ведь он] без мыла и воды [своей клеветой] очистит твой характер.
Не гони клеветника, относись к нему с любовью и уважением.
[Он] очистит [твою] душу и тело своей клеветой.
*
Только глупцы и педанты воображают, что они должны наставлять каждого, в то время как движущий мотив у людей не в том, чтобы искать наставления, но чтобы привлечь внимание.
*
Спросили: «Что нам делать, чтобы пробудиться?» Сказал: «Сведите счёты с вашей жизнью и считайте, что пришёл последний вздох и ожидает между губ ваших, желая улететь».
*
Не говори слова, пока не познаешь, что внимающий - Бог, и не слушай слова, пока не постигнешь, что доводящий слово до уха - Бог.
*
О, сколь многих на спине земли мы почитаем живыми, а они мертвы, и сколь многих во чреве земли мы считаем мертвыми, а они - живы.
*
Суфиями не становятся при помощи дервишской одежды и молитвенного коврика. Суфием нельзя стать по обычаю или привычке. Суфий - это день, который не нуждается в солнце; это ночь, которая не нуждается в луне и звёздах; это отсутствие, которое не нуждается в присутствии.
*
Всякое сердце, содержащее что-либо, кроме Бога, даже если это одно лишь богослужение, мёртвое сердце.
*
Учёный взял науку, отошёл в сторону и наслаждается ею; отшельник взял отшельничество, отошёл в сторону и наслаждается им; набожный взял внешнее поклонение Богу и наслаждается им. Ступай и ты, возьми скорбь, чтобы насладиться Богом!
*
Каждая часть человеческого тела способна выполнить определённую функцию. Каждая делает своё дело. О дервиш, если внешне тебе кажется, что каждая из них выполняет свою функцию, в действительности же они делают работу друг друга. Глаза служат ногам, ноги служат рукам, руки служат голове, голова служит желудку, желудок служит печени, печень служит другим частям тела. Таким же образом обстоит дело со всеми частями, каждая выполняет функцию другой. Следовательно, если голова желает порока ногам, то в действительности желает порока себе, таким же образом, если ноги желают изъяна голове, то желают своего изъяна. Это относится и ко всем частям тела. Поскольку ты наблюдаешь это в микромире, поскольку подобное же наблюдается и в макромире, всё, что есть, и всё, что существует, взаимно связано. Каждому присуща способность к чему-то, и каждый может выполнять свои функции. Хотя на первый взгляд кажется, что каждый выполняет свои функции, все они служат друг другу, исполняя вспомогательную роль. Царь заботится и защищает своих подданных, последние же помогают и поддерживают царя. Кузнец служит плотнику, плотник служит кузнецу. Городские служат сельским жителям, селяне служат горожанам. Учёный выполняет работу невежды, невежда же выполняет работу учёного. Таково взаимоотношение сущих.
*
Что касается разума, то он путешествует в мире вечности. Разум подобен воде - где вода ни побывала, она благоустраивает и украшает то место. Как вода устремляется вниз и озеленяет землю, так и разум просвещает оба мира. Однако любовь подобна огню. Она путешествует в мире небытия. Куда бы любовь ни шла и чего бы ни касалась, она уничтожает это. Поскольку пламя любви устремляется ввысь, к Единому, постольку она находится в непримиримой противоположности с разумом. Где возгорается пламя любви, там разум не может противостоять.
*
Сущность подобна глине, из которой лепят всевозможную посуду. Иногда это кувшины для воды, иногда это кухонные горшки, но все они по своей природе - глина. Сколь бы ни различались те сосуды по приданной форме и виду, из неё они вылеплены. Таков же и мир, который при всём своём разнообразии имеет истоком Единственный Свет.
*
Кто знает тайны ремесла,
Тот первый богатей.
Кто рад тому, что жизнь дала,
Богаче всех людей.
*
Божественная наука свойственна приближённым к Богу людям. Она приобретается при помощи Божественной милости и благодати, а не посредством рациональных доводов… Божественная наука отличается от достоверного знания тем, что оно воспринимает Божественный свет и его качества, а Божественная наука познаёт смысл Божьих слов без вмешательства чувственно воспринимающих органов.
*
Я был неспособен учиться сам, не говоря уже о том, чтобы учить других, пока не осознал, что бесплодное место не становится плодородным просто оттого, что под землёй зарыт клад.
*
Сто лет иль день мы в мире проживём,
Жизнь будет всё равно одним коротким днём,
Хоть будет больше в нём не радостей, а бед,
Благословим сей день, у нас иного нет.
*
Человек воображает многое. Он воображает, что он - Один. Обычно же он - несколько. Пока он не стал Одним, ему недоступны правильные представления о том, что же он такое вообще.
*
Любовь есть Путь к Истине, Знанию, Действию. Но лишь те, кому известна истинная любовь, способны приблизиться к ним путём любви. Другие же принимают некоторые другие чувства за истинную любовь. Беспомощнее всего те, кто идеализирует чувство любви и пытается приблизиться к ней, будучи не в состоянии что-либо дать ей или получить от неё.
Истина есть Путь к Любви, Знанию, Действию. Но лишь те, кто способен найти настоящую Истину, могут воспользоваться её Тропой как Путём. Другие (которые не являются правыми только потому, что их большинство) воображают, что им доступна Истина, хотя они даже и не ведают, где искать её, поскольку то, что они называют истиной, есть нечто второстепенное.
Знание есть путь к Действию, Любви, Истине. Но поскольку это вовсе не то знание, каким представляют его себе люди, они не извлекают из него никакой пользы. Оно везде, но они не могут заметить его и взывают к нему, а оно рядом с ними всё время.
Действие также есть Путь. Путь к Любви, Истине, Знанию. Но какое действие, где и когда? С кем и с какой целью? Какого рода это действие, которое мы имеем в виду, говоря, что оно есть Путь? Оно таково, что человек может совершать его, сам того не осознавая. С другой стороны, он, как правило, бывает настолько поглощён действиями иного рода, что не в состоянии совершить нужное правильное действие!
Итак, хотя и рискуя оказаться неверно понятыми вследствие такого высказывания, мы утверждаем как объективный факт следующее: «Благословенная Истина озарила Учителей пониманием знания Путей. Так оставим же свой лепет, что “я жажду Любви”, “я стремлюсь к Знанию”, “я взыскую Истины”, “моя цель - Действие”, разве только мы хотим показать себя людьми, не имеющими подлинной цели. Любовь есть Действие; Действие есть Знание; Знание есть Истина; Истина есть Любовь».
*
Пока вы не обладаете знанием, ваше верование есть просто клубок воззрений, что бы вы об этом ни думали. Клубок воззрений пригоден для обыденной жизни. Истинное верование делает доступным изучение высших явлений.
*
Жил-был один дервиш. Во время медитации он заметил, что возле него крутится какой-то чёрт.
Дервиш спросил у него: «Почему бездельничаешь? Почему не творишь зло?»
Черт печально взглянул на него: «С тех пор, как появилось столько теоретиков и самозваных учителей Пути, для меня не осталось работы».
*
Знание лучше собственности. Ведь знание защищает тебя, тогда как собственность должен защищать ты сам. Тратя собственность, мы теряем её, тогда как знание от траты процветает.
*
Человек описывает себя, думая, что описывает других.
*
Береги себя, чтобы в один прекрасный день не осознать всю бессмысленность того, что ты делал.
(Из книги
"Суфийская мудрость"; составитель В.В. Лавский)
(Следующий пост),
(Высказывания суфиев),
(Содержание)