Диоген Лаэртский. Часть 1.

Jan 12, 2008 11:51

Диоген Лаэртский (конец II века после РХ) оставил в моей памяти приятный след, отразив наивность человечества на заре нашей эры. На первый взгляд его книга «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» - абсолютно несерьёзный сборник анекдотов из жизни великих философов. На самом же деле мне кажется, что он прекрасно передаёт ту среду, тот «интеллектуальный бульон», в котором «варились» гении, вызревала мировая философия, созревали корни европейской цивилизации. С одной стороны, Диогену Лаэртскому нельзя не отдать должное: он сохранил для нас высказывания древних из недошедших до нас письменных источников; с другой стороны, многие высказывания переданы «со слов очевидцев» и к его времени превратились в почти легенды. Но сколько в этих легендах жизни! Так и представляешь себя среди древних греков. В общем, хотите верте, хотите - нет:

«Мусей, сын Евмолпа, первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар; он учил, что все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином… Те, кто приписывают открытие философии варварам, указывают еще и на фракийца Орфея, называя его философом, и притом древнейшим. Но я не уверен, можно ли называть философом человека, который говорил о богах так, как он; да и вообще не знаю, как назвать человека, который бесстыдно приписывает богам все людские страсти, в том числе такие мерзкие дела, которые редкому человеку и на язык придут. Сказание гласит, что Орфей был растерзан женщинами; но в македонском городе Дне есть надпись о том, что он погиб от молнии»

«Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика - о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики, и для этики. До Архелая [включительно] существовал только один род - физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало этика; от Зенона Элейского - диалектика»

О Фалесе:
«Когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: «Потому что люблю их»

«Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. "Почему же ты не умрешь?" - спросили его. "Именно поэтому", - сказал Фалес»

«На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: «Ночь - раньше на один день»

«Кто-то его спросил, можно ли скрыть от богов дурное дело. «Ни даже дурное помышление!» - сказал Фалес»

«Его спросили, что на свете трудно? - "Познать себя". Что легко? - "Советовать другому". Что приятнее всего? - "Удача". Что божественно? - "То, что не имеет ни начала, ни конца". Что он видел небывалого? - "Тирана в старости". Когда легче всего сносить несчастье? - "Когда видишь, что врагам еще хуже". Какая жизнь самая лучшая и справедливая? - "Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других". Кто счастлив? - «Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание»

«Чем поддержал ты своих родителей, - говорил он, - такой поддержки жди и от детей»

О Хилоне:
«Он говорил, что добродетель человека в том, чтобы рассуждением достигать предвидения будущего»

«Когда брат его сердился, что Хилон стал эфором, а он нет, Хилон ответил: «Это потому, что я умею выносить несправедливости, а ты нет»

«Лучше потеря, чем дурная прибыль: от одной горе на раз, от другой навсегда»

«Языком не упреждай мысль. Обуздывай гнев. Гадательству не перечь. На непосильное не посягай. Не спеши в пути. Когда говоришь, руками не размахивай - это знак безумства. Законам покорствуй. Покоем пользуйся»

О Питтаке:
«Человека выказывает власть»

«Он говорил: дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых - управляться с бедой, когда она пришла»

О Бианте:
«На вопрос, что трудно, он ответил: «Благородно перенести перемену к худшему» … На вопрос, что человеку сладко, он ответил: "Надежда". Лучше, говорил он, разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом. На вопрос, какое занятие человеку приятно, он ответил: "Нажива". Жизнь, говорил он, надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много; а друзей любить так, будто они тебе ответят ненавистью, - ибо большинство людей злы. Еще он советовал вот что: не спеши браться за дело, а взявшись, будь тверд. ... О богах говори, что они есть. Недостойного за богатство не хвали. Не силой бери, а убеждением. Что удастся хорошего, то, считай, от богов. Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее»

Об Анаксагоре:
«В конце концов, отказавшись от всего, он занялся умозрением природы, не тревожась ни о каких делах государственных. Его спросили: "И тебе дела нет до отечества?" Он ответил: "Отнюдь нет; мне очень даже есть дело до отечества!" - и указал на небо»

«На вопрос, для чего он родился на свет, он ответил: "Для наблюдения солнца, луны и неба". Ему сказали: "Ты лишился общества афинян". Он ответил: "Нет, это они лишились моего общества»

(Следующий), (Продолжение), (Цитаты и афоризмы), (Содержание)

Мои любимые, Афоризмы

Previous post Next post
Up