Раневская в одном из своих писем упоминала такой случай: "В Ташкенте я часто у неё ночевала (прим. у Анны Ахматовой) - лежала и слушала «Мастера и Маргариту» Булгакова. Анна Андреевна читала мне вслух, повторяя: «Фаина, ведь это гениально, он гений!»"
Так много разговоров в сети вокруг нового фильма «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, что я его-таки посмотрел. Посмотрел я его буквально только что. Так что послесловие это будет иметь привкус моего послевкусия от фильма. Итак:
Фильм Локшина - не экранизация Романа. По замыслу он мне сильно напомнил роман «Прибой и берега», за который Эйвинд Юнсон получил Нобелевскую премию. Этот сильнейший антивоенный роман о том, что происходило с Одиссеем на самом деле; о том, что заставило Одиссея изложить историю своей жизни таким сказочным образом. Фильм Михаила Локшина как бы о Булгакове во время его написания романа «Мастер и Маргарита»; о том, что подталкнуло Булгакова к написанию конкретных глав Романа. С одной стороны, название нового фильма, безусловно вводит в заблуждение. С другой, а как ещё его можно было назвать? В общем, получился компромисс и не очень удачный. Но сначала о хорошем:
(1) любая отсылка к великому Роману - это хорошо;
(2) главные актёры - Евгений Цыганов, Юлия Снигирь и Аугуст Диль - невероятно хороши;
(3) исполнители второстепенных ролей Александр Яценко и Леонид Ярмольник как будто себя играют;
(4) Иногда звучат волшебные цитаты из Романа.
Как-то больше ничего не приходит в голову.
Негатив:
(1) фильм не поймут люди, которые не читали Роман или не смотрели фильм Бортко;
(2) кстати, невозможно не сравнивать новый фильм
с фильмом Бортко, и это всё не в пользу нового фильма;
(3) главные актёры со своими ролями не справляются, но это, похоже, не их вина;
(4) большинство второстепенных ролей смазано до неузнаваемости;
(5) кто из героев Романа - сам Мастер - вопрос сложный; по логике более всего на него тянет Иван Бездомный (именно он был в курсе всего произошедшего); эту несуразность авторы нового фильма попытались обойти, но не смогли - может не стоило и браться;
(6) выскакивающие ни с того ни с сего цитаты из Романа своим качеством оттеняют убогость происходящего на экране.
Общий негатив:
Михаил Булгаков изобразил Сатану в его христианской интерпретации, отдалившись от неё как можно дальше. Гениальный Басилашвили в фильме Бортко сумел это передать. Князь Мира Сего Локшина/Диля невероятно приземлён, а местами и откровенно глуп. Поскольку «
я видел его как вас (шучу)», то могу сказать, что ни Булгаков, ни Локшин понятия не имеют о Сатане, сыне Божьем.
Заключение:
Фильм интересный, но шумиха вокруг него представляется мне раздутой исключительно с политическими целями.
(Фильм можно посмотреть
здесь).
(Следующий пост),
(Продолжение темы),
(Искусство),
(Содержание)