"- Как именно мы трудимся на Великого Вампира? - спросил я.
- Принимая возникающие в сознании мысли и желания за свои собственные" (Виктор Пелевин "Бэтман Аполло")
Сколько раз зарекался читать Пелевина и опять прочёл его новый роман ("Бэтман Аполло", 2013 г.). Но как же было не прочесть, если после двух "отклонений от темы" (2009 - "t", и 2011 - "S.N.U.F.F.") вышло продолжение "Empire V" (2006 г.). В своей заметке
"Виктор Пелевин" (14.05.2012 г.) я писал:
"Сколько раз он дразнил меня своим возможным пониманием запредельного: казалось, вот-вот и за нагромождением грязи и мусора на "поле чудес" появится Истина. Но очередной роман заканчивался ничем и приходилось ждать следующего. Пелевин никак не может оторваться от аналогии жизнь-экран-иллюзия, и снова ходит вокруг Истины, как ведьма в "Вие" Гоголя вокруг "Библии". Подобно ей Пелевин лупит своим даоским посохом по магическому кругу, но не может пробиться к Истине. Ближе всего он подобрался к ней в "Empire V" ("рассказ молдаванина-богослова"), но в следующем романе ("t") опять скатился к своеобразному буддизму". И вот, когда я уже и не надеялся, Пелевин написал продолжение "Empire V" - "Бэтман Аполло". Почему Пелевин не написал продолжение сразу? Его не было. Тема ушла в сторону и естественно развивалась в романах "t" и "S.N.U.F.F.". Продолжение "Empire V" вызревало. Может быть, теперь он двинулся по правильному пути?
Нет, опять очень интересно, и опять перемудрил. Правда, одно открытие мне показалось стоящим. Может быть, это потому, что сам я несколько раз говорил о подобных вещах. Речь идёт о людях-витражах: человек думает, что производит цветной свет, на самом же деле он поглощает почти весь свет (все цвета), отражая только определённые частоты (определённые цвета) как стёкла витража. Эта мысль очень важна для Пелевина: она встречается и в начале, и в конце романа "Бэтман Аполло".
Были и другие совпадения с моими мыслями. Людям, думающим на одну тему, могут приходить в голову сходные идеи, но в данном случае речь идёт об очень необычных идеях. Если такие идеи ловятся одновременно, то это намёк на их истинность (при всей их невероятности). Ниже я приведу несколько таких совпадений. Конечно, возможно я забыл, откуда взял ту или иную мысль, но мне всегда казалось, что они либо вызревали во мне с детства, либо я хорошо помнил, когда они пришли мне в голову.
Сравним некоторые цитаты:
1. Пелевин: "Человек, друзья мои, и есть такой витраж. Вернее, это лучи света, которые проходят сквозь него, окрашиваясь в разные цвета. Лучи способны воспринимать только себя. Они не замечают стекол. Они видят лишь цвет, который они приобрели. Понимаете? Человек - это просто сложная цветовая гамма, в которую окрасился пучок света, проходя через замысловатую комбинацию цветных стекол. Витраж не производит лучей сам. Он по своей природе мертв и темен даже тогда, когда пропускает сквозь себя самую завораживающую игру. Просто свет на время верит, что стал витражом" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)
У меня: "Все шарики оказались лёгкими и светлыми. Они светились от проходящего через них солнечного света, но при этом каждый своим цветом. Вот такая красочная индивидуальность... Как у людей" (
29.01.2012 г.)
И ещё у меня: "Мы видим мир расцвеченным нашими любимыми людьми, их мировоззрением. Они - как окна, через которые мы видим мир более ярким и более тёплым" (
29.04.2008 г.)
2. Пелевин: "... где и почему электрический разряд становится красным цветом, который мы видим? Этого не знает никто из людей" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)
Я много раз в ЖЖ говорил то же самое (в таком же сокращённом виде), но о простейшей геометрической форме. Но вначале я написал немного подробнее: "Интеллект - производное физических процессов в мозгу, но на сегодняшний день никто не знает механизмов мышления. Знают только, что задействована активность некоторых областей мозга, вернее, соответствующих нейронов. Например, нет объяснения, как у нас в голове возникает картинка увиденного. Известны анатомические структуры, вовлечённые в процесс зрения, механизмы передачи сигнала в мозг, участки коры больших полушарий, ответственные за зрение; много теорий, а доказательств им нет". (
11.04.2007 г. )
Вроде ничего особенного, но подавляющее большинство людей находится в заблуждении, что то, каким образом мы видим, очень хорошо известно.
3. Пелевин: "Иногда даже спорят, можно ли утверждать, что красное для одного человека - то же самое, что красное для другого. С уверенностью можно говорить лишь о том, что в схожих ситуациях люди используют одно и то же слово. Я подумал, что и правда не знаю, действительно ли красный для меня - это то же самое, что для Софи. Вдруг она видит его как я синий?" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)
У меня: "Здесь нужно понимать, что даже если нас всех научили называть, к примеру, красным один и тот же цвет (цвет крови), это не значит, что в голове другого человека этот цвет не наш синий. Представьте, что по сравнению с нашими все цвета в голове нашего собеседника «не те»" (
12.08.2011 г.)
Это не первое моё упоминание о восприятии красного и синего. Это то, что я уже лет 10 упорно объясняю огромному количеству людей. Вроде и понимают смысл сказанного, но не понимают, насколько это важно. Пелевин понял!
4. У Пелевина: "... вот только из-за двух фальшивых подземных солнц, светящих в класс с разных сторон..." ("Бэтман Аполло", 2013 г.)
У меня: "Возможно, деление на Светлый и Тёмный мир условно. Шаманы называют их Верхний и Нижний. Нижний обычно тёмен, но там есть светлые места с двумя солнцами" (
28.06.2007 г.)
5. У Пелевина: "Куда бы ни стремился их [людей] ум, они всюду найдут одну и ту же непроходимую пропасть, которую их мышление не в силах пересечь - по той причине, что само ее создает.
- А вампиры могут ее пересечь? - спросила Софи.
Улл поднял палец.
- Вампиры не пытаются пересечь эту пропасть. Они в ней живут" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)
У меня: "Под окном была бездонная пропасть. По ту сторону пропасти - степь, и километрах в 15-ти - великолепный белый город-замок. Такая же степь начиналась и прямо над потолком моего туннеля. ... Я подолгу сидел на краю пропасти, мечтая попасть в Белый Город. Я не сомневался, что именно там находится Иисус Христос, но понимал, что ещё один шаг в его сторону - и я в пропасти, которая нас разделяет" (
05.08.2007 г.)
6. У Пелевина: "как все трусливые и жалкие существа, в качестве мучителей они были особенно страшны" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)
У меня: "из этих слабых духом потом получаются самые зверские «деды»" (
02.06.2008 г.)
7. У Пелевина: "деньги - это то же самое, что боль. Они имеют одну и ту же природу. Люди всю жизнь корчатся от боли в погоне за деньгами. А иногда могут ненадолго откупиться от страдания с их помощью" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)
У меня: "В целом, я бы сказал, что плата для Них - наше душевное страдание. Как ни странно под этот термин подходит и рана, и работа, и заработанные деньги" (
25.08.2007 г.).
8. У Пелевина: "Они верили, что эта золотая книга позволяет заглянуть в будущее. Однако, это будущее всегда видится через призму ума, который в него смотрит. Поэтому увиденное будет неизбежно засорено - или, вернее, обусловлено - личным опытом смотрящего. Если, допустим, вы кавалерист, то и увидите вы скорее всего будущее кавалерии, тогда в вашем сне могут появиться железные лошади, изрыгающие огонь" (2009 - "t")
У меня: "Мне кажется, что многие гении в буквальном смысле слова заглядывали в будущее, но (1) видели то, что им было интересно и (2) интерпретировали это в понятиях своего времени" (
13.10.2007 г.)
9. Есть и более простые совпадения с моими или с "проталкиваемыми" мною мыслями. У Пелевина в "Бэтман Аполло":
"Ведь говорят - как внизу, так и вверху" (
02.02.2008 г.), "Мы просто его мысли" (там же) , "Деньги - это алхимизированное человеческое страдание" (у меня без слова "алхимизированное"), "Никакого «счастья» во внешнем мире нет, там одни материальные объекты" (
10.14.2007 г.)
10. И главное - у меня есть
"Вторая сказка о шариках" (29.01.2012 г.), похожая на краткий пересказ "Бэтмана Аполло" и содержащая главную мысль романа Пелевина "Бэтман Аполло":
У Пелевина: "- Служи мне, Рама, - сказал Аполло. - Вернись в мир. Нырни в гущу жизни. Пропитайся ее солнечным соком. Забудь певцов неподвижности и смерти. А я буду внимательно за тобой следить. ... Меня тряхнуло, словно от удара током. Мне показалось, что из меня вынули скелет. Я бессильно обвис на своей жерди, а в самом центре моей головы запульсировала тонкая и очень противная боль. Она почти сразу прошла - но я знал, что со мной случилось что-то непоправимое"
У меня: "Синий шарик накачали гелием [прим. "солнечным газом"]. К нему подвязали видеокамеру и отпустили. Уже через пару минут синий шар исчез из глаз в синеве неба. Как он радовался своему настоящему просветлению! Ещё мгновение, и он выйдет в космос, станет бесконечно блуждать в просторах вселенной! Но внутреннее давление превышало внешнее, и шарик незаметно для себя раздувался всё больше и больше, пока не лопнул. О своей настоящей миссии он так и не узнал" (
29.01.2012 г.)
Главный герой "Бэтмана Аполло", Рама - "синий шарик" из моей сказки, Озирис - "жёлтый", а "красный шарик" - «мирская свинка». Вот как Пелевин описывает уход Озириса: "Озирис стал так огромен, что этот вопрос просто потерял смысл. Перед ним уже не было ничего - он сам создавал место для своего следующего шага тем, что его делал. Мне пришло в голову, что нечто похожее происходит с высотным шаром, раздувающимся в стратосфере - только Озирис поднялся над всем существующим так высоко, что занял собой почти всю вселенную. А затем это «почти» отпало. Озирис разросся настолько, что действительно стал всем. И исчез".
О свинках, которых в романе взрывали, как бомбы, У Пелевина читаем: "Кандидатов отбирают в раннем возрасте из склонных к гедонизму людей. И превращают их жизнь в сказку, где они идут от одной невероятной удачи к другой - чаще всего даже не понимая, за что им такое счастье. По пути к успеху им приходится сокрушать много чужих жизней, и их карма довольно страшна. ... Поистине, лучше быть свиньей, откормленной для папуасского пиршества".
У меня о красном шарике: "Красный шарик накачали водой [прим. "бомбочка"]. Он не мог летать, но Фортуна была к нему благосклонна: красный шарик на руках подняли на огромную высоту. Гордо оглядывал он окрестности. Ветер был ему безразличен, и даже встречный поток воздуха не смог остановить его падения".
В силу каких-то причин все эзотерики и глубоко загипнотизированные люди говорят об одном и том же. Так что о плагиате скорее всего не может идти и речи. Я не знаю, что это - мистика, сходство источников информации или творческая интерпретация. Но мне очень нравится то, что Пелевин не проходит мимо таких интересных вопросов и пытается дать им своё объяснение. Я как будто веду с ним диалог.
Желаю ему дальнейших успехов в его непростых экспериментах.
P.S. Интересные мысли из "Бэтман Аполло":
"Превратить слово «либерализм» в самое грязное национальное ругательство - означает, по сути, маргинализировать целую нацию, отбросив народ на обочину мирового прогресса"
"Главная задача российского либерального истеблишмента - не допустить, чтобы власть ушла от крышующей его чекистской хунты. Именно поэтому все телевизионно транслируемые столпы либеральной мысли вызывают у зрителей такое отвращение, страх и неполиткорректные чувства, в которых редкий интеллигентный человек сумеет признаться даже себе самому. Это и есть их основная функция…"
"Как только под чекистской хунтой начинает качаться земля, - продолжала девушка, делая такие движения бедрами, словно на них крутился невидимый обруч, - карголиберальная интеллигенция формирует очередной «комитет за свободную Россию», который так омерзительно напоминает о семнадцатом и девяносто третьем годах, что у зрителей возникает рвотный рефлекс пополам с приступом стокгольмского синдрома, и чекистская хунта получает семьдесят процентов голосов, после чего карголибералы несколько лет плюются по поводу доставшегося им народа, а народ виновато отводит глаза"
"Карголиберальное и чекистское подразделения этого механизма суть элементы одной и той же воровской схемы, ее силовой и культурный аспекты, инь и ян, которые так же немыслимы друг без друга, как Высшая школа экономики и кооператив «Озеро»…"
"либерально-джамахирическая пацанерия"
"в идеале все действия властей должны вызывать тягостное недоумение и душевную скорбь, терзая людские сердца необъяснимой злобой и тупостью… Главная задача российского государства вовсе не в том, чтобы обогатить чиновника. Она в том, чтобы сделать человеческую жизнь невыносимой"
" Человек ... не может жить с ясным пониманием своей судьбы, к которой его каждый день приближает распад тела. Чтобы существование стало возможным, он должен находиться под анестезией - и видеть сны. В каждой стране применяют свои методы, чтобы ввести человека в транс. Можно выстроить культуру так, что люди превратятся в перепуганных актеров, изображающих жизненный успех друг перед другом. Можно утопить их в потреблении маленьких блестящих коробочек, истекающих никчемной информацией. Можно заставить биться лбом в пол перед иконой. Но подобные методы ненадежны и дают сбои. А российская технология гуманнее всего, потому что срабатывает всегда и безотказно. ... Она в том, что здесь выводится предельно рафинированный и утонченный, все понимающий тип ума. Вспомни Блока: «Нам внятно все - и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений…» А потом он ставится в абсолютно дикие, невозможные и невыносимые условия существования. Русский ум - это европейский ум, затерянный между выгребных ям и полицейских будок без всякой надежды на спасение. Если хочешь, мы уникальные и единственные наследники всего ценного и великого, созданного человечеством"
"... страдание - а его животные практически не испытывают ... Страдание является уникальным продуктом мыслящего человеческого ума"
"ад везде, где бьется человеческая мысль"
"Ты становишься генератором визуальных образов, которые в идеале должны вызывать чужую зависть. Ты все время занят перформансом, который должен убедить других и тебя самого, что ты успешен и счастлив"
"русский человек почти всегда живет в надежде, что он вот-вот порвет цепи, свергнет тиранию, победит коррупцию и холод - и тогда начнется новая жизнь, полная света и радости. Эта извечная мечта, эти, как сказал поэт Вертинский, бесконечные пропасти к недоступной весне - и придают жизни смысл, создавая надежду и цель. Но если тирания случайно сворачивает себе шею сама и цепи рвутся, подвешенный в пустоте русский ум начинает выть от подлости происходящего вокруг и внутри, ибо становится ясно, что страдал он не из-за гнета палачей, а из-за своей собственной природы"
"проблемы человека связаны с тем, что он постоянно хочет сделать себя счастливым, не понимая, что в нем нет никакого субъекта, никакого «я», которое можно было бы осчастливить. ... эта проблема решается, если вместо того, чтобы делать счастливым себя, ты попытаешься сделать счастливым другого. Совершенно не задаваясь вопросом, есть ли в другом какое-то «я», которое будет счастливо. Это возможно, потому что другой человек всегда остается для тебя тем же самым внешним объектом"
"Если ты помогаешь тем, кто тебе нравится, ты просто расчесываешь свое эго. ... В идеале помогать надо первым встречным"
"Бессмертие, - ответил он, - заключается просто в понимании, что в тебе нет никого, кто живет. Поэтому и умирать тоже некому"
"Великий Вампир обманом заставляет тебя поверить в собственное «я», чтобы в тебе завелся мотор. Потом ты всю жизнь вкалываешь на его фабрике, думая, что это твоя собственная фабрика - а когда приходится помирать, выясняется, что все эти «я» никогда не были тобой, а были только им. Твоя жизнь не имеет к тебе никакого отношения"
"Бунт против Великого Вампира не нужен никому, кроме Великого Вампира"
"[Когда мы мстим,] мы всегда мстим тени, которую отбрасывает наш собственный ум"
"Софи именно то, чем она тебе кажется. У нее чистое сердце. Она хочет освободить людей. Но у нее ничего не получается, и она все время плачет. То, что ей удается обнаружить - всегда лишь очередной тупик. Так оно и должно быть. Это значит, что наш Ампир стоит на надежном и непоколебимом фундаменте. Но если Софи найдет путь к свободе, по которому смогут пойти не единицы, способные понять Дракулу и Озириса - а миллионы, то ей… Ей придется проснуться. И вспомнить, кто она. А дальше действовать будут уже совсем другие силы"
(Следующий пост),
(Продолжение темы),
(Цитаты и афоризмы),
(Содержание)