Спасибо всем откликнувшимся на мои
вопросы по "Мастеру и Маргарите" Булгакова:
«1. Почему дамы на балу у Сатаны голые, а мужчины во фраках?
2. Почему Маргарита должна была носить вериги?».
Мне наиболее интересной показалась подсказка
fenix_fly:
1. «У Л. Паршина есть документально доказанная аналогия бала весеннего полнолуния в романе с феерическим весенним приёмом в американском посольстве в конце апреля 1935 года; антураж именно тот - мужчины во фраках, женщины в перьях, там много и других подробностей совпадающих, это в том числе из дневников Е.С. Булгаковой. Булгаков в романе просто довел этот дресс-код до абсурда... Бурное изменение женской моды, связанное с началом 20-го века, потом революции и советской эпохи, потом НЭПа - наверняка в сжатые сроки так "раздели" женщин, особенно в части нарядов для приёмов и балов, что мужчинам вовсе не составляло труда увидеть их просто обнаженными - в то время как мужской костюм особо либеральных изменений не претерпел».
2. «Где-то бал Сатаны трактовался как испытание души Маргариты, мужчины и женщины на нём - пороки и страсти (правильно, у каждого из них собственная порочная история). Тут, в общем, и вериги вписываются - аллегорически, скажем, как тяжесть перенесения власти над страстями и пороками».
В конце концов, я пришёл к выводу, что наиболее вероятными являются следующие ответы:
1. Направление моды - код к сцене бала. Не зря на балу присутствует Штраус. Он и указывает своей дирижёрской палочкой, куда катится мода (и не только в музыке) - к чёрту. Эта тема ("к чёрту") много раз обыграна в романе.
2. Вериги - это испытание души Маргариты: насколько она может быть терпима к человеческим порокам. Их неприятие Маргаритой делало вериги тяжелее. Другими словами неприязнь к человекоподобным существам делала её положение невыносимым. Если бы вериги её раздавили, то она бы считалась не выдержавшей испытания: оказалась бы недостаточно великодушной.
Но похоже, что всё проще - кто-то должен был заплатить за временный выход грешников из ада. На Маргарите - аналог тернового венца Спасителя.
PS. Позже я давал
другое объяснение наготе дам на балу. Картина Линдсея "с балом Маргариты" называется "Доброе утро". Она - тематическое продолжение его же картины "Спокойной ночи", где все умирают. То есть, на первой картине показано воскрешение из мёртвых (как на балу Волонда). То есть, на воскресших то, что оставалось с ними на Том свете; то, что особенно важно для них: для женщин это статус (если он есть) + красота молодого тела, а для мужчин - статус + регалии.
Теперь понятно почему вериги на Маргарите становятся всё тяжелее с каждым новым воскрешением мертвецов - она временно берёт их грехи на себя, что и позволяет грешникам присутствовать на балу.
(Следующий),
(Продолжение),
(Искусство),
(Содержание)