При наличии фантазии и прилагаемой инструкции у Вас все может получиться.
Для того что бы сделать ювелирное украшение в домашних условиях для начала нужно иметь хотя бы минимальный набор инструментов .
Вам понадобятся: валы, горелка, изложница, тигель, пинцеты, надфиля, наждачная бумага, боры, бор машина, лобзик, насадки для шлифовки и полировки, пасты, защитный экран и еще некоторые мнелочи…
Работать удобнее всего за ювелирным верстаком
Начнем с самого начала. Определимся с металлом. В нашем случае - это серебро. В природе серебро встречается не в чистом виде, а с примесями и довольно вредными, такими как мышьяк, ртуть и прочие, поэтому люди научились делать аффинаж, т.е. сплавлять металл при высокой температуре, что бы все примеси выгорели и остался чистый металл 9999 пробы. Именно такой пробы банковские слитки. Использовать такое серебро в ювелирном деле не рекомендуется, потому что для этих целей оно очень мягкое. Помните, в фильмах мы не раз видели как серебренные, а чаще золотые монеты пробовали на зуб? Именно от того что их делали из чистого золота на них и оставались отпечатки зубов, следовательно - металл настоящий и высокой пробы.
Ювелирное серебро - это сплав серебра - 925 пробы. Для того что бы его получить нужно сплавить серебро 9999 пробы, чистую медь и цинк. Цинк добавляют для блеска металла, но иногда этого не делают. И так, для того что сплавить метал Вам понадобится газовая или бензиновая горелка, шамотный тигель (чаша из смесей на основе огнеупорной глины, каолина, графита и шамота), и изложница (форма для литья). Еще паечная огнеупорная доска, пинцет и титановая проволока. На самое дно тигеля кладем цинк, как самый легкоплавкий, на него серебро и сверху медь. Именно в такой последовательности. Ставим тигель на паечьную доску и с помощью горелки нагреваем металл до температуры плавления - 960,5 градусов по Цельсию.
Когда металл расплавится, продолжаем еще некоторое время поддерживать его в таком состоянии, периодически помешивая титановой проволокой. Для очистки металла можно добавить в тигель на немного буры, она хорошо борется со шлаком и окислами. Это очистит металл от верхней пленки образованной во время плавления
Затем, не снижая температуры , очень аккуратно вылейте металл в отверстие предварительно разогретой изложницы.
Если изложница будет не достаточно прогретой, металл застынет на половине пути, не пролившись до дна отверстия. Если это все-таки произойдет - соберите весь металл обратно в тигель и попробуйте сплавиться снова.
Наш слиток готов. Дайте изложнице остыть и достаньте его. Такого рода слитки называют «пулями» или «столбиками».
Следующим этапом будет заготовка.
Теперь «пулю» нужно раскатать. Для этого Вам понадобится прокатный станок (вальцы) Прокатный станок напоминает тяжелый пресс, состоящий из двух отполированных, хорошо закрепленных стальных роликов. Зазор между роликами регулируется так, что бы листы металла проходили между ними под давлением и становились более тонкими.
Постепенно, уменьшая расстояние между роликами, прокатываем «пулю» в пластину. Во время прокатки металл становится тверже, по этому в процессе работы, его нужно отжигать (нагреть до красна и остудить). После отжига металл снова станет мягким. В нашем случае металл нужно прокатать до толщины 1.0 мм.
Старайтесь не катать его вдоль и поперек без отжига, иначе металл покроется трещинами. После окончательного проката металл тоже нужно отжечь, что бы с ним было легче работать.
Важно! При отжиге, перед нагреванием покройте металл флюсом (теплый раствор буры и борной кислоты), он снимет окалину и защитит металл от образования окислов, а после обязательно отбелите металл, в домашних условиях проще и безопаснее всего раствором (опять же теплым) лимонной кислоты. Отбел полностью растворит остатки флюса.
Итак, полоска металла готова, возьмем часть ее и теперь можно приступить непосредственно к изготовлению изделия.
Первым делом нужно вырезать из пластины заготовки наших кулонов. Для упрощения задачи сделайте эскиз на бумаге и перенесите его на металл. Можно просто наклеить рисунок на бумаге прямо на пластину. Готово.
Теперь, аккуратно, по контуру, вырезаем детали лобзиком. Если Вы в себе сомневаетесь, лучше резать не по самому контуру, а немного с запасом - лишнее всегда можно спилить, а вот нарастить сложнее.
После выпиловки края деталей будут не ровными, поэтому их нужно обработать напильником, надфилем и если нужно наждачной бумагой.
Следующим этапом у нас будет пайка.
Думаю, хотя бы раз в жизни Вы паяли или хотя бы видели как паяют обыкновенным паяльником. Для пайки вам понадобится флюс и припой. Паяльником паяют с помощью оловянного припоя, а серебреные изделия паяются серебряным припоем. Это то же самое серебро, только благодаря примесям, с меньшей температурой плавления.
Перед пайкой изделия нужно обязательно покрыть флюсом. Смотрите, что бы изделия плотно прилегали друг к другу, иначе у Вас будет непропай. При желании их можно связать вместе тонкой хромированной проволокой. Равномерно прогревайте детали мягким пламенем. Начинайте с большей детали, если греть все сразу маленькая деталь нагреется гораздо быстрее и просто расплавится раньше, чем нагреется большая. Когда металл разогреется равномерно, добавьте немного припоя на стык деталей и осторожно продолжайте нагревать металл до тех пор, пока припой не растечется.
Если Вы будете все делать правильно, припой потечет именно в шов и спаяет обе детали кулона. После окончания пайки обязательно отбелите изделие. Если этого не делать на поверхности металла образуется окалина.
Теперь нам осталось сделать из серебреной проволоки колечки и петельки, и припаять их к основаниям кулонов. Не старайтесь сделать все сразу, не спешите, ювелирное дело не терпит спешки. Даже если Вам кажется что все так просто, и Вы без проблем можете все сделать за один раз, хорошенько подумайте, потому что иногда исправить гораздо сложнее, чем сделать все заново. Думаю ни то, ни другое не принесет Вам радости.
При пайке колечек еще раз обратите свое внимание на то, что мелкие детали нагреваются гораздо быстрее.
Сперва разогрейте сам кулон, а уж потом вместе с колечком. После того как припаяете колечко, проденьте в него петельку и плотно соедините края. Старайтесь что бы стыки были максимально прижаты друг к другу.
После окончания пайки не забудьте снова отбелить изделие.
Работа с огнем закончена.
Теперь приступим к обработке поверхностей. Обработайте все рваные края надфилями и снимите остатки припоя.
Советую после надфиля обработать детали наждачной бумагой. Чем мельче тем лучше - 500, 600 подойдет идеально.
Для особых перфекционистов можно пройтись и 800-кой. =)
Помните, чем меньше на изделии останется царапин, тем проще Вам будет его отполировать.
Шлифовка и полировка.
При шлифовке и полировке металлов, как правило, используются абразивные пасты. Они бывают разных фирм, видов и содержаний. Чаще всего для шлифовки металлов используется паста Гои. Она довольно дешевая, но далеко не безопасная. Паста Гои содержит много вредных веществ, по этому, советую Вам пользоваться другими пастами.
Как правило, выпускаемые пасты современных брендов, бывают четырех видов: для грубой шлифовки, более точной, для полировки и супер полировки. Бывают еще отдельные пасты для платины и других драгоценных металлов.
Для шлифовки нам понадобится шлифовальный станок и войлочные круги. Если станка нет, подойдет и обыкновенная бормашина - не заменимый инструмент ювелира. Для безопасности работы понадобится экран, что бы остатки пасты и частички металла не летели вам в лицо. С помощью специальных насадок, с нанесением пасты полируем изделия.
Движения должны быть плавными и не задерживаться долго на одном месте. Во-первых, серебро быстро нагревается и может обжечь Вам пальцы, а во-вторых, абразивный круг с пастой может легко «слизать металл».
В труднодоступных местах Вам поможет карцовка - насадка-щеточка с медной проволокой или щетиной.
После шлифовки изделие нужно хорошенько вымыть. Сделать это проще всего в приспособлении именуемом - УЗО - Ультра Звуковая Очистка.
За неимением ультразвука можно попытаться очистить изделие при помощи мыльного раствора и теплой воды.
В отличии от пасты Гои, современные пасты делаются не такими жирными и растворимыми в воде, по этому процесс очистки проходит гораздо удобнее и быстрее.
После шлифовки вас ждет полировка - аналогичный процесс, но с другими пастами.
Но перед этим нужно сделать еще одну вещь - «навести красоту». С помощью алмазного бора сделаем поверхность одного кулона матовой.
Алмазный бор оставляет характерные мелкие углубления в металле, которые прекрасно играют на солнце, это придаст красоты кулону. Пройдемся по гладкой части самого кулона, а накладку - паззл, оставим полированной, тем самым выделив ее на общем фоне. Готово. Теперь - полировка.
И финишная операция - отполируйте изделие пуховиком (мягкой, пушистой насадкой ), с добавлением пасты для полировки или супер полировки, для наведения блеска и придания изделию товарного вида.
По завершению снова промойте изделие, но на этот раз очень аккуратно, потому что малейший абразив , будь то даже зубочистка или даже бумага смогут оставить на изделии мелкие, но заметные царапины.
Изделие готово, теперь Вы смело можете подарить его своей подруге. Уверен, подруга останется довольна. Ведь самое главное не то что Вы подарили ей очередное украшение, а то, что Вы сделали его своими руками.
Вот собственно и все =) Не сложно? Если возникли вопросы - спрашивайте, с радостью отвечу!