Бывает так: и игра хорошая, и игроки отличные, и сеттинг нравится, а что-то поиграть не удалось. Проанализировав свои неудачные и успешные игры, я составила для себя-игрока несколько простых рекомендаций, которые помогли мне в такой ситуации поиграть лучше, а не «как всегда». Тут же будут дополнения от Кроллика и советы от участников "Восточного экспресса" и "Комкона-2018".
Красный флаг: это реально простейшие советы, буквально на пальцах, но мне понадобилось много лет, чтобы до них додуматься. Вдруг кому тоже поможет?
Красный флажок: эти рекомендации подходят лучше всего для небольшой игры, где хочется активно поиграть, а не потусить в дурацком на тысячнике или побухать с друзяшками.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ ДО ИГРЫ
1. Едь на Галактику. Внимание! Здесь Галактика - это не локация, а предполагаемый фокус игры, центральная тема, очевидная с самого начала (например, англичане на Старой Англии, дети на игре про детей, или если тема игры - поиск смысла жизни - то осмысленно и правда его поискать). Таким образом ты будешь по-любому в центре событий, будут поводы для действий и темы для разговора с другими игроками. Поехав арабом к викингам или одиночкой на игру про семейные конфликты, будь готов, что будет гораздо труднее вписаться в сюжеты и прочувствовать основное поле игры. Некоторые любят такой челлендж, но выбирать его нужно осознанно, понимая последствия.
Если Галактика не очень очевидна, то стоит выбрать самую конфликтную группу.
2. Едь с незнакомыми игроками. Игры с друзьями очень легко переходят в пожизневку. Непривычные игроки вокруг будут держать тебя в тонусе, а ты - их. Важно: не ты - один в чужой привычной команде, а сборная команда (на маленьких играх обычное дело). Откроешь для себя до фига крутых игроков, сможешь себя показать, людей посмотреть.
3. Не ешь ту же булочку дважды. Поняла, что роль-функция - ваще не мое. Значит, надо спрашивать себя перед игрой, а не еду ли я опять полицейским или почтальоном? Почему я думаю, что уж на этот раз будет хорошо, если всегда было отстойно?
4. Мотивация - это важно. Чтобы персонаж реагировал естественно и быстро, продумай заранее отношение персонажа к ключевым вопросам сеттинга и игрового конфликта. Так ярче будет персонаж, и не будет колебаний и сомнений при необходимости проявить свою позицию. И меньше будет шансов, что удачный ответ на вопрос придет тебе в голову через год после игры.
Мотивации обычно продумывай до игры, читая хронологию и сетку ролей и прикидывая, как твой персонаж реагировал на те или иные происшествия, и в каких он отношениях с другими персонажами.
Я проверяю так: если я могу ответить на все вопросы «почему персонаж поступил вот так?», то с мотивацией более-менее нормально (один из самых грустных ответов на вопрос: «а почему ты натворил столько зла?» был «А хрен его знает, мастера прописали»).
Непродуманная мотивация приводит к тому, что реагируешь «от себя», а не от персонажа, поэтому играешь плохо или вразрез роли.
5. Триггеры поведения, продуманные заранее и появившиеся прямо на игре - важная часть образа, невидимые костыли, которые помогают удержать характер. Логично, если они связаны с главными для персонажа вещами. Например, директор на "Заре" был про доверие, он решил, что только полное доверие способно спасти всех. Отсюда - всегда доверял, и попал в западню, даже понимая, куда идет. Честно отвечал на все вопросы и вынуждал отвечать так же честно. Железно держал слово, потому что это вопрос доверия. К тем, кто предал общее доверие, не знал пощады. Как говорится, уже целый кулак пользы ))
6. Яркие штрихи: внешний образ. Несколько характерных выражений, жестов, поз, особенно привязанных к определенным ситуациям или состояниям персонажа. Задумчивость - всегда постукивать пальцами, сдерживаемый гнев - удар кулаком в ладонь, и т.п.
7. Костюм Костюм помогает создать сразу первое впечатление, которое в противном случае ты создаешь уже в процессе общения и на которое уходит время и силы. То есть, встречают все-таки по одежке, в том числе на игре.
Дополнение от КРОЛЛИКА: поскольку мы говорим о советах “как создать себе игру”, то важно в образе заложить “фишки”, которые точно заметят окружающие и смогут их оценить/интерпретировать. Когда мы впервые видим перед собой другого персонажа, иногда бывает сложно начать разговор, потому что не за что зацепиться. Слова-паразиты, характерные вещи в костюме, крылатые фразы или манера поведения многое говорит о персонаже. За эти крючки будут цепляться окружающие, чтобы начать разговор, а дальше дело за малым.
7. (ПУНКТ ОТ КРОЛЛИКА) Придумай себе проблему, которая заставит двигаться и не сидеть сложа руки. Есть простой набор завязок, которые всегда можно придумать себе самому и не просить мастеров.
- Я должен. Долги, обязательства, услуги. Важно быть должным реальным игрокам или организациям, которые будут на игре, и будут требовать и делать твою жизнь хуже.
- Мне должны. Тоже самое, только наоборот. Стань проблемой для кого-то!
- Мой заклятый враг. Персонаж, который должен умереть, против которого можно играть, кому никогда нельзя уступить, кто никогда не должен быть лучше тебя в чем-то!
- Глобальная цель/идея. То, ради чего живет персонаж. Вокруг этой цели могут объединяться и другие, найти единомышленников.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ НА ИГРЕ
7. Оставляй себе возможность для маневра. Допиливай до окончательного результата персонажа, только приехав на полигон и увидев окружающих. Уже по реальным людям и ситуациям. Может оказаться, что твоя любовная линия издохнет, как только вы друг друга увидите. Или игрок, на которого ты рассчитывал, не заехал или просто забил на ваш общий сюжет (Привет, ты Ровена? Я Айвенго, но я не буду с тобой играть, у меня девушка есть, я буду жить там). Или доигровой враг окажется добрее к тебе, чем твоя семья.
Не теряйся и играй в это. И заранее помни, что ни один план компании не выдерживал столкновения с настоящим противником. В плане «соломки подстелить» - не клади все яйца в одну корзину, не строй всю игру вокруг чего-то одного, особенно если это зависит от других. Твоя любовная линия не заехала? Отлично, место вакантно, ищем замену прямо по ходу игры, так даже интересней.
Сюда же надо отнести постоянную внутреннюю готовность к изменениям. Нет ничего лучше, чем история, в которой персонаж меняется, неважно в какую сторону. Для этого полезно попробовать отмечать тонкие изменения в повседневной игровой жизни, их больше, чем может показаться. Кто-то обронит фразу, которая тебе не понравится - начни к нему присматриваться и цепляться, расспроси у других об этом персонаже. Если кто-то понравился, заинтересовал, устрой ему проверку - а точно ли он такой, как тебе показалось? И т.д. Все любят, когда ими интересуются. А по ходу твой персонаж будет претерпевать те самые легкие изменения, которые будут исподволь его менять. (Пример с Ваней-Дураком, моей фразой «Я доверяю тебе, Ваня!, его ответом “Вы сейчас очень важную вещь сказали!” - и моим вектором к нему, который в результате стал главным для моего персонажа!)
Логично переходим к следующему пункту -
8. Играй других игроков. Тогда игра не будет происходить в картонной вселенной, населенной безликими NPC. Для этого искренне интересуйся людьми. Говори с людьми о важном, обращай внимание и спрашивай, почему они поступили так, а не иначе, что ими движет, и т.д. Тогда между персонажами завяжутся живые отношения. Ибо, как известно, разделенная на игре кружка чая значит больше, чем доигровая семья в завязках.
9. Как играть других игроков? А вот как: реагируй на действия других. Вписывайся в блудняки. У кого-то проблема? Помогай или усугубляй! Узнал про черный ритуал? Присоединяйся (или заложи негодяев, если не противоречит персонажу - я, кстати, так не сделала на «Охоте на мессию», а зря). Нападают враги, а у тебя есть оружие - вперед, в бой!. Видишь где-то группка важных или интересных тебе персонажей сидит и тихо беседует - тебе туда надо! Гонят - прояви настойчивость (или потом зажми одного из них в углу и расспроси).
10. Помоги другим игрокам реагировать на тебя: дублируй словами свои эмоции, мысли, решения.
Обсуждай их с другими, спрашивай их мнения. Говори словами через рот. Разозлился - кричи, дерись, отомсти, привлеки союзников. Транслируй на окружающих, даже если стыдно так себя вести. Но на деле это украшает игру и тебе, и другим. Не играй «под кустом, тихо сам с собой». (Пример с Иденом, который повел себя как мудак на игре, я застеснялась спросить почему, а потом оказалось, что он переметнулся на черную сторону силы и - молодец! - отыгрывал это. А могло круто сыграть, если бы я не зассала развить это в игре).
11. Ставь вехи в важных для персонажа отношениях - устно и всем поведением. Говори не прямым текстом, а намеками, обиняками, расспросами других персонажей о сходных ситуациях (Один мой друг...). Если почувствовал обиду, то отпускай колкие реплики и жалуйся другим, игнорируй подчеркнуто обидчика, порти ему жизнь. Если персонажу кто-то понравился, не забывай, что это не секундное действие, а представляй объект любви важной частью картины мира, всегда думай при принятии решений «А как же N?” - конфликтики полезут, откуда ни возьмись.
12. Чтобы персонаж не был застывшим слепком, все время работай над ним, в том числе (и особенно!) на игре. Хорошее время - перед сном (мне хорошо, я долго и мучительно засыпаю, и мозг работает на полную катушку). Анализируй поведение окружающих, свои действия и прикидывай, как это могло отразиться на персонаже. Намечай несколько действий на утро, которые нужно будет сделать, чтобы раскачаться для игры. (Самые удачные решения у меня были приняты на Конце света: я придумала, что моя Гита из рода Змеи любит эльфа-раба. И на «Заре», где директор решил, что те, кто предали общее дело ради личных целей, не заслуживают пощады и должны быть утром расстреляны.)
13. Пались! Не таи тайны, действуй на виду, оставляй в доступе документы, роняй батистовые платочки с инициалами, а лучше погрубее это делай, потому что игроки - тормоза. Проговаривайся, отправляй письмо «не в то окошко», прижимай в углу и говори, что тебе не с кем обсудить и рассказывай о важном и секретном. «Никто не знал, что я Бэтмен» - это не выигрыш, а игровое фиаско, братан.
Как преодолеть страх «что же со мной будет, если я раскажу?» - а просто: представь, что тебе рассказывают сейчас на игре твою же тайну. Если в результате тебе не захочется сразу же взять и уебать, то смело делись ею. Например, герцог Пупкин рассказал тебе/всем по секрету, что он вампир. И что? Скорее всего, а ничего сразу и не произойдет, зато будет шанс замесно поиграть в будущем...
14. Гигиена общения - если тебе выносят мозг, вгоняют в неигровуху и пр., не насилуй себя и не общайся дальше. И - наоборот - общайся с теми, кто тебя заряжает игрой. (Это для меня важный совет, т.к. меня бывает переклинивает на полумастерское отношение, когда я обязана общаться со всеми)
ПРОБЛЕМЫ НА ИГРЕ И КАК ИХ РЕШАТЬ (ПУНКТ ОТ КРОЛЛИКА)
Бывает так, что с проблемами сталкивается не наш персонаж, а мы - игроки. Это может быть физическая усталость, психологический дискомфорт, различные страхи. Причины могут быть разные, но вывод один. Когда устаем мы, то наш персонаж и вообще вся ролевая игра уходит на второй план. Игра забирает много сил. Тут каждый для себя может составить свой список того, как справиться с игроцким уныльством, все мы разные и у каждого свои методы.
1. Нужно выдохнуть. Отключиться от ролевой игры. Пойти к себе в палатку, привести себя в порядок, поспать, поесть, накраситься и т.д. Тут же помогает выпить, помедитировать, сходить на речку или в поле, погулять и проветриться.
2. Найти мастера или друга-не-игрока и поговорить о том, что тебя беспокоит. Часто бытует мнение, что мастеров на игре лучше не трогать. Однако только к ним и можно обратиться, когда все достало. Часто мастера готовы помочь, часто у них в голове имеется пара запасных вариантов, куда направить твою игру.
3. Придумать план. Посмотреть на игру со стороны, как будто читаешь книгу, отключившись от персонажа и воспользовавшись надыгровой логикой. Если в игре заложены конфликты, оценить их реализацию, подумать о том, к какой группе игроков можно примкнуть, найти замес! И уже после того, как морально стало лучше, ворваться в ролевую игру с новыми силами.
Простые советы-лайфхаки, как создать себе ролевую игру и замес на пустом месте:
- Отправиться в путешествие. Это если глобально, а местечково - пойти туда, где еще на игре не был. Сменить обстановку, вырваться из рутины своей локации.
- Пойти туда, где много людей или где можно совершить какое-то действие. Главная площадь, кабак, храм, кладбище и т.д.
- Упасть на хвост знакомым, которые не унылят.
- “В любой непонятной ситуации…” И совершай ежедневный ритуал.
- В крайнем случае можно умереть и отправиться в колесо Сансары. Иногда мертвятник и новая роль может сильно помочь. Но выходя из игры, лучше всего сделать это красиво для себя и окружающих!
КАК ПОБЕДИТЬ СТРАХ ДЕЙСТВОВАТЬ
Как бороться со страхом действовать. Дальнейшие пункты помогают мне справиться с моей основной проблемой на игре - страхом действовать.
1) Первый - упорин. Ищи для персонажа смысл, цель, идею, страсть. Если этого не находится, придумай то, что подтолкнет его к поискам (Сара-воительница с Исхода - я бросалась в бой всегда, хотя прежде боялась боевки, но тут особенность - ларп).
Если не придумывается, вписывайся в чужие истории, возможно, удастся разделить их упорин (оборона чужой крепости, чужой квест, в который можно вписаться).
Упорин стирает сомнения и бросает под танки, он помогает победить страх или чувство неловкости. К тому же своим горением можно заразить окружающих и сделать им игру (упоротый брат Ночного Дозора Йоррен подтолкнул моего персонажа на путь дозорных).
2) Несливание конфликта (не уходи от неприятных ситуаций, всегда ищи им выход - так или иначе). Не бойся завязывать конфликты и заострять отношения. Очень сложно переключиться от игрока к персонажу, побороть страх обидеть человека. (Грэй как нелюбимый раб - нехорошо быть людей, даже если это тебе нравится). А не слить конфликт помогут упорин (ненавижу эльфов, буду сражаться с ними всегда или хотя бы плюну в их сторону при встрече!) и мотивация (почему я их ненавижу? потому что моего мужа убили эльфы).
Помни: ты не обижаешь другого игрока, ты делаешь ему игру интересней!
3) Объявить условие. Черти словами черту, после которой ты будешь вынужден действовать. «Еще раз я увижу тебя со своей сестрой - вызову на дуэль!», «Если ты сейчас же не выйдешь - то пожалеешь», «гавкни еще одно слово, мразь, и тебе конец!». И, конечно, будь готов при нарушении твоего условия немедленно воплотить свое обещание в жизнь (или нет, если твой персонаж именно таков).
3) Говори себе мысленно: «Раз-два-три, пошёл!»
Лучший совет: "Правило Ксинга" для игрока (не будь мудаком) в сочетании с правилом Фрама для персонажа (будь мудаком и всё усложняй).
Советы от зрителей на "Комконе":
- На все реагируй по игре
- Участвуй в замесах за компанию, если у тебя провисла игра
- Придумай заранее историю и расскажи ее на игре
- Не застревай в завязках (не получается что-то - импровизируй)
- Во всех непонятных ситуациях жми кнопку More drama
- Имей резерв (план Б или даже запасного персонажа)
- Синдром ложного мастера: если провисло, подумай, как будет круче для игры (Кирка: тут очень тонкий момент, важно не поломать игру другим)
- При подготовке выбери источник для себя - подходящий для именно твоего персонажа
- Играй в понятную тебе идеологию
- Продумай и подготовь все АХЧ заранее, чтобы пожизневые проблемы не испортили игру
- Постарайся завязаться с другими игроками во время доигрового общения
- Придави свои завышенные ожидания
- Заранее продумай первые шаги на игре, составь мини-план своих действий.
Дополняйте, если у вас есть собственные советы для себя-игрока!