Мятеж во имя Закона. Август 1991 - октябрь 1993. Улица.

Apr 05, 2013 08:18

Посланник бога Гнева и Печали

Во всех крупных уличных выступлениях неизменно участвовал Виктор Анпилов, ставший лидером и символом этого движения. Виктор Иванович знал испанский язык. В прошлом работал журналистом в сандинистской Никарагуа. Победил на выборах в своем избирательном округе в Солнцево и стал депутатом Моссовета. Учредил и стал издавать собственную газету «Молния». Активный и заметный участник собраний Объединенного фронта трудящихся с 1989 года. Затем столь же активный член движения инициативных коммунистических съездов. Отличительной особенностью Виктора Анпилова уже с 1989 года была неподдельная страстность патриотических выступлений. Практически все его ораторские выступления с того времени, как и все публикации в его газете «Молния» представляют собой как бы один непрекращающийся вопль боли, гнева и обиды за разрушенную державу. Этот вопль как нельзя лучше передавал настроение большинства манифестантов. Поэтому восхождение Виктора Анпилова на роль лидера движения было закономерным и естественным. Как это обычно бывает в отношении лидеров, про Виктора Анпилова подчас, особенно в моменты спада движения, ходили различные негативные слухи. Но надо сказать, что образ зарвавшегося, интригующего, тем более коррумпированного лица совершенно не вязался с обликом этого страстного открытого человека. Все тяготы уличной борьбы Виктор Анпилов испытывал непосредственно на себе. Именно он был одним из первых, если не самым первым, избит милицией - это произошло ещё в декабре 1991 года. В другой раз он был похищен и избит после первомайской демонстрации 1993 года. Акты насилия никак не ослабили его настроя на продолжение борьбы.

        В восприятии окружающего у него всегда было заметно преобладание открытой, бьющей через край эмоциональности над словесно-логическими построениями. С научной точки зрения его собственные публикации в «Молнии», как и все другие статьи в этой газете, обычно изобилуют логическими неувязками, эклектичностью, отсутствием понимания реальной обстановки в обществе. В этой ярко красной по лозунгам и по духу газете анархосиндикалистская теория "собственности трудовых коллективов" печаталась под рисунком, изображающим Ленина с метлой, возмущение «оппортунизмом руководства КПСС» (который обнаруживался также авторами «Молнии» и в КП РФ) соседствовало с обильными заимствованиями из программы «объединённой право-левой(!) оппозиции». Но слова "мёртвые с нами" значили для редактора этой газеты многократно больше программ и вообще аналитических выкладок о настоящем, о реальных настроениях среди живых. В пылу борьбы ему был внятен не "жар холодных числ", а "дар божественных видений". В этих видениях преданность своей поруганной державе, трепетное отношение к Ленину и почтительное к Сталину нормально сосуществовали с верой в то, что равносторонний пятиугольник суть знак, накликающий вражью силу.

Между прошлым и...

Личность Виктора Анпилова и содержание его газеты "Молния" в той или иной степени отразили наиболее существенное в психологии и идеологии практически всех частей, почти всех группировок, составлявших это движение.
          Позорное российское настоящее не рассматривалось, не анализировалось, даже просто не воспринималось этим движением именно в силу неприглядности и позорности объекта рассмотрения. Атакуя российское настоящее, это движение не обращало никакого внимания на конфликты, определяющие суть этого настоящего. Централизация или децентрализация производства, конфликт между носителем научно-технического прогресса и запросами чернорабочего,- всё это оставалось вне поля зрения данного движения, не заслуживало его интереса. Даже связанный с проблемой централизация-децентрализация старый конфликт между обществом и частным собственником это движение готово было обойти и забыть за словами о "равноправии всех форм собственности", за формулировками из документов "право-левой" оппозиции. Противоречия и конфликты реального настоящего вообще участников этого движения мало интересовали. Ибо они пытались смести весь позор настоящего, атакуя из ПРОШЛОГО, где эти конфликты ещё не проявлялись с такой силой.
          В 1991-1993 годах на улицах Москвы величественное и славное Прошлое воевало с жалким и позорным Настоящим. Что касается сил Будущего, то они либо не оформились, либо оставались безучастными к этой драматичной схватке.

(Далее глава вторая - "Август 1991 - октябрь 1993. Дворцы".)

история, политика, социальные катастрофы, Россия

Previous post Next post
Up