Случается так, что что-то красивое и ценное становится обыденным и не заметным. Нам хочется чего-то нового и мы мчимся в поисках впечатлений за тридевять земель. В свою очередь для других людей, представляется ценным, то что для нас привычно!
Сегодня мне бы хотелось познакомить Вас, мой добрый читатель, с народным промыслом, сохранившимся на территории Мытищинского района Московской области, в деревне Жостово - Жостовской росписью.
Жостовская роспись - это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного.
Подносное дело известно в России еще с XVIII века. Зародилось оно на Урале. На рубеже XVIII-XIX веков расписные уральские подносы расходились уже по всей России. У смышленых русских людей они вызывали не только восхищение, но и вполне понятную мысль: "А не попробовать ли и нам?"
Жостово находилось всего в нескольких верстах от Федоскино, где еще в 1795 году купец Коробов наладил производство лаковых табакерок из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью. К тому же окрестные села и деревни издавна славились своими кузнецами. Кому первому пришло в голову приспособить железо под лак - неизвестно. Как бы то ни было, в указатели Всероссийской промышленной выставки 1839 года жостовские подносы были упомянуты впервые.
Уже в 70-80-х годах позапрошлого века в Троицком уезде было несколько подносных мастерских, из которых три - достаточно крупных. Одна из них принадлежала крестьянской семье Вишняковых. Год основания этой мастерской - 1825 и принято считать датой рождения знаменитого промысла.
В Жостово до сих пор живут продолжатели династий-основателей.
Исследователи считают, что на первых порах создавались главным образом сюжетные композиции на манер федоскинских - "Тройка", "Чаепитие". Однако со временем цветочная роспись вытеснила любую иную.
Как человек, пробующий писать жостовские подносы, могу сказать, что это очень кропотливый труд. Написание каждого цветочка проводится в несколько этапов. Каждый лепесток прорисовывается смело, размашисто. С непривычки, от запаха краски болит голова. Но какое же счастье, когда с N-ной попытки цветок все таки выходит! А работа мастера - это вообще завораживающее зрелище. Причем один мастер расписывает поднос цветами (и внизу букета, оставляет малозаметный автограф), а другой тоненькой кисточкой выводит золотой орнамент.
Врятли, в округе найдется дом, где бы не висел хотя бы один Жостовский поднос (во всяком случае, так было).
Данный рассказ, выражаясь терминами жостовских мастеров всего лишь замалевка (основные силуэты букета). Узнать о процессе производства подносов, о том, как сегодня живет промысел, как выжил в тяжелые 90-е, о династиях художников и многом другом можно посетив музей, расположенный при Жостовской фабрике или из моего следующего рассказа.
При написании статьи использован материал альманаха "Памятники Отечества" № 31 (1994 г.)