Курджиновское дело

Dec 12, 2018 12:50

Все… смотрели друг на друга приветливо, и казалось, что в этом городе живут мирно и дружно. И даже весело. Но все это только казалось…
                                                                                                                                                                                                    Федор Сологуб. Мелкий бес

В северных предгорьях Кавказа, в Урупском районе Карачае­во-Черкесской республики, в живописной долине, со всех сто­рон окруженной горами, находится поселок городского типа Курджиново, основанный в 1934 году на базе лесозавода, за­нимавшегося заготовкой и сплавом древесины. Население его состоит преимущественно из русских. Впрочем, живут там и карачаевские семьи - главным образом, в близлежащих аулах Предгорном и Подскальном.  Карачаево-Черкесская республика из-за своей удаленности и труднодоступности всегда была одним из беднейших и наи­менее перспективных в экономическом отношении регионов страны. Многие местные жители при первой же возможности старались перебираться оттуда в места, где уровень жизни был выше, и готовы были уступить свои дома и землю за копейки.

Преданных, которые мечтали о «простой жизни и возвышен­ном мышлении», привлекала перспектива жить на земле пло­дами своего труда. Низкие цены на жилье делали эту мечту реальной, а удаленное расположение поселка в тогдашней атмосфере начавшихся преследований расценивалось, скорее, как достоинство, а не как неудобство. Все это и послужило причиной возникновения в Курджиново одной из первых в СССР вайшнавских сельскохозяйственных общин. Инициа­тором этого стал Вриндаван дас.

Несколько лет благодаря деятельности Вриндавана сознание Кришны успешно развивалось в Риге и других городах При­балтики. С 1980 года (после первых встреч с рижским КГБ) Вриндаван расширил масштабы своей проповеди и начал ез­дить по городам РСФСР и союзных республик, не только про­поведуя, но и проводя от имени Харикеши Свами обряды посвящения для новых преданных. Так, в 1981 году в Киеве он провел обряд инициации для одного из первых украинских вайшнавов Евгения Любинского, получившего духовное имя Амала-Бхакта дас, и киевской преданной Нитья-Трипты-деви даси (Натальи Носацовой).

Проповедь Вриндавана и группы его помощников (в основном, преданных из Риги) охватывала Поволжье, Среднюю Азию, Армению, Ленинград и Ростов-на- Дону.  20 июня 1980 года, во время проповеднического турне по Молдавской ССР, Вриндаван был задержан работниками ми­лиции города Бельцы, которые изъяли у него много книг и вынесли предупреждение «о необходимости прекращения бродяжничества». После этого в апреле 1981 года Вриндавану пришлось устроиться на работу на Рижский комбинат хлебо­продуктов. Проработал он недолго и скоро снова занялся миссионерством, в результате чего вновь был задержан.

В начале 1982 года, получив от Харикеши Свами указание для преданных о необходимости уезжать из городов, Вриндаван предложил Джапе отправиться в Ставропольский край, чтобы подыскать там дома в сельской местности.  Джапа дас, окончив МГУ, недолгое время работал в Риге, но в январе 1980 года был уволен за регулярные прогулы, ко­торые допускал из-за своих частых отъездов, связанных с про­поведью. Какое-то время он жил в Казани (Ананта-Шанти назначил его ответственным за проповедь в Поволжье), а затем вернулся в Ригу и стал помогать Вриндавану. Они часто путе­шествовали по стране вместе, и Джапа объехал много городов Европейской части СССР.

Летом 1981 года он отправился про­поведовать сознание Кришны в Азию - в Ташкент и Фрунзе.  Вот как вспоминает о проповеди Вриндавана и группы его последователей Ударакирти-деви даси, вскоре ставшая его женой:  Ударакирти: В Латвии мы сформировали путешествующую проповедническую группу. В нее входили Вриндаван, Джапа, Риши-Кумар, Рантидева, Экадаси-деви, Бхагаван, а потом уже - моя любимая подруга Ананда-Чинмайи. Иногда с нами ездил Арджуна. Мы путешествовали и всегда возили с собой мридангу и обрамленные изображения Кришны, Господа Чайтаньи и парампары, которые использовали как переносной алтарь. Всегда брали с собой самодельные книги, которые были невероятно тяжелыми.

Еще у нас были слайды с картинками из журнала «Бэк ту Годхед» - они помогали нам объяснять людям философию. Большую часть расходов нашей проповед­нической группы брала на себя Лакшмиприя.  Наша тактика была примерно такой. Мы приезжали в го­род и шли домой к человеку, который, по имевшимся у нас данным, интересовался сознанием Кришны. Если он соглашал­ся, мы проводили у него программу, которая состояла из киртана, показа слайдов и пира - риса с картошкой и капустой и халавы.

Много проповедовали в поездах. Люди спрашивали о мриданге и тут же узнавали, что такое киртан. У нас еще был с собой увеличитель, который позволял смотреть слайды на свет, и мы пользовались им для проповеди в дороге. Так мы путешествовали месяцами. Льготные билеты позволяли нам ездить по стране из конца в конец. Главной нашей пищей был зеленый консервированный горошек и хлеб. Обычный маршрут был таков: из Латвии - в Сибирь, через Армению, Азербайд­жан и Узбекистан. Любимой нашей остановкой в этих поезд­ках была Армения.

Там уже была группа преданных, которые всегда очень радушно принимали нас. В Армении нас всегда ждали ванна и хороший прасад.  Для нас, проживших жизнь в стране атеизма, где кругом - безнадега и тоска, где царит продажность и подозритель­ность; для нас, ненавидевших коммунистическую партию и ее тотальный контроль, сознание Кришны было источником подлинной жизни и надежды. Мы были полны энтузиазма и го­товы были делиться им со всеми, кто захочет. Все свое время мы проводили, строя планы о том, куда поехать и что сделать для распространения сознания Кришны.

Вдобавок мы подвергали себя как можно более суровым физическим испыта­ниям: мылись ледяной водой в товарных вагонах, иногда - водой из обледенелых цистерн, иногда - из пластиковых ка­нистр в общественных туалетах. Мы почти не спали, пи­тались консервами и дешевым хлебом, большую часть времени проводя голодными. В те годы невероятного энтузиазма, силь­ной веры и крепких уз между преданными. Кришна Сам иногда являлся нам - в снах и видениях.  В Ставрополе у Вриндавана были знакомые: незадолго до описываемых событий благодаря ему заинтересовался созна­нием Кришны местный житель Сергей Пахомов.

Кроме него, в пригороде Ставрополя жили супруги Самойловы - Анато­лий и Валентина, также практиковавшие бхакти-йогу. Они  познакомились с сознанием Кришны в начале 1982 года. Ва­лентина, уроженка города Овруч Житомирской области, по специальности была воспитателем детского сада, а в Ставро­поле работала библиотекарем.  На поиски жилья в Карачаево-Черкесию по поручению Вриндавана поехал Санатана-Кумар, которого Вриндаван снабдил нужными адресами.

Анатолий Самойлов много путешествовал по горам и хо­рошо знал окрестные ущелья и перевалы. По дороге они с Санатана-Кумаром останавливались в окрестных деревнях и поселках, узнавая цены на жилье. Самые дешевые дома ока­зались в Курджиново - живописном селении в горной доли­не, на берегу реки Лабы.  Свободное жилье нашли быстро, хотя местное руководство настороженно отнеслось к появлению в поселке странных лю­дей, желавших перебраться из города в бедную деревню, где из предприятий - только лесозаготовительный завод и мебель­ная фабрика.

Через несколько недель они нехотя согласились пойти навстречу пожеланиям гостей, и те наконец смогли приступить к покупке домов и земли. Первым купил жилье Санатана-Кумар (дом в поселке Медногорское). Потом при­ехал Джапа и поселился в близлежащей деревне Рожкао.  Вриндаван, ненадолго посетив Курджиново, отправился в очередную поездку по стране, вернуться из которой ему уда­лось нескоро. В тот раз он посетил Ростов, где выступил на собрании местной секции биоинформации, и Куйбышев, где проповедовал в «группах здоровья» и был гневно «обличен» газетой «Волжская коммуна»*, а потом - арестован.  Ударакирти: Наша группа состояла тогда из Арджуны, ме­ня, Амогха-Пандита и Вриндавана.

Мои друзья, хатха-йоги, имели связи в «органах», и от них я узнала, что мать поста­вила милицию в известность о нашем прибытии. Внезапно я получила телеграмму, что мне будет звонить отец. Я пошла и напрасно прождала два часа; разговор так и не состоялся. А тем временем всех наших проповедников задержали на про­грамме. На следующий день, надев самую дорогую одежду и по­заимствованные у матери золотые украшения, я ворвалась в отделение милиции и потребовала увидеться с «братом». К моему удивлению, они позволили мне повидать Вриндавана.

В январе 1983 года Железнодорожный районный нарсуд Куйбышева осудил Вриндавана по статье 209 УК РСФСР, преду­сматривающей уголовную ответственность за бродяжничество и тунеядство. Без малого год - до 6 ноября 1983 года - проповедник провел в колонии недалеко от Тольятти.  В Курджиново тем временем съезжались новые переселенцы. Самыми первыми, как сказано выше, были Санатана-Кумар с женой и ребенком.  Одними из первых переселившихся в Карачаево-Черкесию были преданные из Свердловска (Вайшнави) и Ленинграда (Шалаграма, Иша, Враджа-Мандала и Дивья-Лила).

Летом 1982 года в Курджиново переехали Любовь Василь­евна Малютина из Ростова-на-Дону и супруги Самойловы, продавшие свой дом в пригороде Ставрополя. На новом мес­те Самойловы активно взялись за организацию вайшнавского поселения: помогали приезжавшим единоверцам в покупке домов и решении жилищно-бытовых вопросов. У них в доме, который был очень удобно расположен, проходили програм­мы, на которые собирались преданные и друзья. Валентина была гостеприимной хозяйкой, а Анатолий, помимо прочего, оказался замечательным проповедником.

В 1983 году приехала Ударакирти, будущая жена Вриндава­на, который тогда находился в колонии. Осенью, в ноябре, его должны были освободить, и Ударакирти хотела к этому време­ни подыскать дом, чтобы Вриндавану было где жить. Предан­ные с воодушевлением ждали его возвращения, надеясь, что он возглавит местную общину.  Активно участвовал в жизни общины Алексей Байда (буду­щий Акинчана-Дхана дас), также приехавший в Курджиново одним из первых.  Алексей родился в городе Губака Пермской области. С дет­ства он был человеком болезненным и, чтобы поправить здо­ровье, начал заниматься йогой и карате. О Кришне он узнал еще в начале 1970-х годов, услышав маха-мантру в песне Джорджа Харрисона «My sweet Lord».

Еще через какое-то вре­мя знакомый дал ему прочесть несколько вырванных листков из «Бхагавад-гиты» в переводе Б. Смирнова. Подлинное же его знакомство с духовной традицией вайшнавов состоялось в ап­реле 1981 года, когда тренер по карате (будущий Курма дас) пригласил Алексея на лекцию приезжего «йога» Михаила Ши­лова (Маму-Тхакур дас), уже тогда много разъезжавшего по стране с проповедью. Познакомившись с «йогом» и проник­шись идеями сознания Кришны, Алексей вызвался скопи­ровать для друзей привезенные Михаилом магнитофонные записи и перепечатать на машинке несколько статей и книг.  Родные Алексея (родители и жена) категорически воспро­тивились этому его новому увлечению.

Они так и не смогли смириться с выбором Алексея, и в результате этого произошел его разрыв с семьей - тяжелый и болезненный.  Узнав, что в Курджиново можно купить дом и жить ря­дом с преданными, Алексей не раздумывая отправился туда. На новом месте он устроился на работу мастером по ремон­ту телевизоров, а вскоре совместно с Вриндаваном и Джапой наладил выпуск вайшнавской литературы. Он купил печатную машинку «Унис», фотоувеличитель, фотобумагу, необходимые реактивы и организовал у себя дома что-то вроде подпольной типографии. Он отредактировал и отпечатал в трех экземпля­рах переводы Четвертой песни «Шримад-Бхагаватам» и книги  Сатсварупы даса Госвами «Дневник преобразования джапы», а также транскрибировал лекции своего духовного учителя и снимал фотокопии с книг издательства «Бхактиведанта бук траст».

Дом Алексея являлся одним из центров курджиновских вайшнавов, откуда распространялись и где размножались религиозная литература, кассеты, лекции, фотоснимки.  Весной 1984 года в Курджиново из Крыма приехала Ири­на Михайловна Королева (Ишани-деви даси). С сознанием Кришны она познакомилась в родном Симеизе - курортном городе на берегу Черного моря. Ирина интересовалась не­традиционной медициной и йогой и в поисках единомыш­ленников познакомилась с женщиной из Вильнюса, которая рассказала ей о маха-мантре. По возвращении домой та напи­сала Ирине несколько писем, в которых говорила о своем зна­комстве с кришнаитами и звала в гости.

В одно из писем была вложена листовка «Самый быстрый и действенный» - о по­вторении мантры Харе Кришна. Ирина откликнулась на при­глашение и посетила литовскую столицу, где присутствовала на программах в квартире Валерия Комоцкого (Бхагавана да­са). Во время следующего визита в Вильнюс в 1982 году она познакомилась с Вриндаваном, через посредство которого по­лучила духовное имя Ишани-деви даси. В конце 1983 года Бхагаван, посетив Курджиново, навестил Ишани и рассказал ей о возникшей в Карачаево-Черкесии общине преданных. Через несколько недель она перебралась туда.

В Курджиново приезжали многие. Кто-то покупал дома и ос­тавался насовсем, иные, пожив немного, возвращались домой. Кто-то ехал осваивать новые места - Апшеронск, Ставро­поль, Горячий Ключ… Санатана-Кумар устроился в местный дом культуры, другие также старались найти подходящую ра­боту. Джапа вместе с Анатолием Самойловым и двумя предан­ными из Пермской области, Сергеем Сутонякиным и Сергеем Зориным (впоследствии - Шриниваса дас), занимались сбо­ром лекарственных трав для местного заготовительного пунк­та, что давало неплохой доход и позволяло экономить время для работы над переводом книг.

Жители поселка, хоть и настороженно, но достаточно бла­гожелательно отнеслись к новым соседям. Те были вежливы, дружелюбны и никому не мешали. Однако спокойная жизнь продолжалось недолго.  * * *
2 февраля 1984 года приговором Октябрьского районного на­родного суда Москвы завершился процесс против семерых московских вайшнавов, за время которого у следователей на­копилось множество новых данных о зарождающемся в Со­ветском Союзе Движении сознания Кришны. Этих данных было достаточно, чтобы инициировать еще одно дело.

И вот, согласно постановлениям следователей прокуратуры Кали­нинского и Октябрьского районов Москвы (соответственно от 13 октября и 1 декабря 1983 года) из дел преданных, осуж­денных 2 февраля, были выделены в отдельное производство материалы в отношении Вриндавана и Санатана-Кумара.  26 октября 1984 года было возбуждено уголовное дело за номером 75018.  За несколько месяцев до этого, в августе 1984 года, мать Джапы даса посетил сотрудник то ли КГБ, то ли МВД, который попросил ее написать заявление о появившихся у сына психи­ческих отклонениях, чтобы на этом основании выдвинуть об­винение преданным курджиновской общины.

Та отказалась, но в ответ раздались угрозы: визитер обещал Юрию долгий тюремный срок, если она будет упорствовать. В случае согла­сия с ее стороны он обещал облегчить наказание, ограни­чившись направлением Юрия на полгода в психиатрическую лечебницу. Женщина отказалась. Джапа, когда узнал об этом, одобрил ее решение.  С чего же все началось? В «Обвинительном заключении по уголовному делу №75018…» сказано следующее:  В 1984 году в административные и советские органы от жи­телей Урупского района стали поступать жалобы и заявления о нарушении группой кришнаитов законодательства об отправ­лении религиозных культов в п. Курджиново. Устраивались незаконные сборища, распространяли идеи вероучения «Созна­ние Кришны».

Таким образом, если верить документам, преследования на­чались по инициативе местных жителей. Однако воспомина­ния очевидцев свидетельствуют о том, что все было несколько иначе.  16 октября 1984 года курджиновские преданные, которых к тому времени в поселке насчитывалось около тридцати, соб­рались в доме Алексея Балановского, чтобы отметить Вьяса-пуджу - день рождения своего духовного учителя.  Санатана-Кумар: Только мы начали петь, как вдруг приеха­ла милиция. Начали ломиться в двери, стучать в окна.  - Все! Прекращайте! Приборов, открывай! Мы знаем, ты здесь!

Вваливаются в комнату, переписывают паспорта и гово­рят, что никто не должен ни в коем случае никуда выезжать, иначе будут неприятности. Забирают мридангу, изображе­ния, предметы культа, литературу и везут в милицию. Мы обратили внимание, что многие люди были не местные. Коми­тет госбезопасности - «приезжий». Их спокойствие означа­ло, что санкция на эти действия поступила свыше.  Среди ворвавшихся были прокурор Урупского района Аоэс Куджев и председатель местного сельсовета. После того, как у присутствующих переписали паспортные данные, некото­рых из них отвели в участок, где продержали до глубокой ночи, после чего отпустили.

Ровно через две недели начались обыски. 31 октября около семи утра объединенный отряд милиции и КГБ в количест­ве нескольких десятков человек провел одновременный обыск в девяти домах курджиновских преданных. Обыск был по сути незаконным, поскольку в ордерах не стоял номер дела и не бы­ли указаны фамилии обвиняемых. Санкцию на обыск дал все тот же прокурор А. Куджев. «Вломились грубо, - вспоминает Санатана-Кумар.

- Ходили по комнатам в грязных ботинках, обшаривали все углы, забирали все без разбору. Искали все, что доказывало связь с сознанием Кришны. Стали распрост­ранять слухи, что нашли рацию». У всех преданных отобра­ли паспорта. Рупануга пытался протестовать и после долгих препирательств добился позволения внести в протокол обыс­ка жалобу.  Ишани: Обыск был в семь часов утра, сразу у всех, в девяти домах. Ко мне начали стучаться, а я мантру повторяла, еще даже не одевшись как следует… Только встала - и сразу да­вай мантру повторять. И вдруг - страшный стук: в двери, в окна! Пять человек. Крик, стук!

А мы уже готовы были к тому, что может быть обыск. Я сразу поняла и начала пря­тать, рассовывать все, что у меня было. И уже в каком-то бессознательном состоянии, что могла, побросала в свою сум­ку. И кручусь - не знаю, куда же ее сунуть. И сунула за тум­бочку. А тумбочка узкая, и из-за нее эта сумка выглядывает. Когда эти пять человек вошли, они перевернули у меня все! Высыпали крупу, заглянули во все щели, а сумку не нашли.  Конфисковали при обысках все, что попадалось под ру­ку, - иногда предметы, к религии вообще никакого отноше­ния не имеющие. Так из протокола обыска в доме Джапы узнаем, что, помимо книг на английском языке, кассет, фото­графий и т.п., у него были найдены «значок с изображени­ем девочки», а также «две коробки индийского производства», «проспекты городов Новгород, Минск, Горький, Рига», «санс- критско-русский словарь с оберткой», «шапочку… с желтого материала для религиозных обрядов» и два русско-английских словаря.

Паспорта, отобранные при обысках, не возвращали больше месяца. Их вернули только после вмешательства Ставропольс­кой краевой прокуратуры, куда преданные обратились с заяв­лением.  За обыском последовали аресты. Первыми арестовали Джапу и Алексея Байду. Те пытались узнать, в чем их вина, но ни­какого ответа не получили (официальное обвинение было предъявлено только через пять месяцев). При задержании преданным были нанесены побои.

Еще через два дня сотрудник милиции посетил соседей Рупануги и Паурнамаси, пытаясь вынудить их подписать заяв­ления о том, что в доме Самойловых устраиваются «сборища» и что шум беспокоит соседей. Заявления он заставлял подпи­сывать задним числом. После ухода милиции соседи расска­зали обо всем Рупануге и просили прощения, объясняя, что подписали документы под нажимом.  14 ноября сотрудники милиции арестовали Вриндавана.

Санатана-Кумар: Прошло несколько дней. Паспорта нет. Ожидаю, что вот-вот придут за мной. Чтоб застраховать­ся, я повесил замок снаружи - как будто никого нет дома - и влез в окно. Мы тихо разговаривали с женой и сыном, слуша­ли записи, вполголоса проводили киртан. Вдруг слышим: авто­бус. Я как раз подумал, что это милицейский автобус и что это именно ко мне. И на самом деле, он сразу же завернул к на­шей калитке. Залаяла собака, послышался тяжелый топот сапог. «О, к нам идут!» Сразу же окружили дом, стали сту­чать в окна и двери. Я не ответил, и тогда они, подождав еще немного, развернулись и поехали дальше.

Как потом выясни­лось, они приехали к Толе Самойлову и взяли там Вриндавана. Самого Толика не было дома. Вриндавана повезли домой, про­извели у него обыск, конфисковали вещи и наложили на него арест.  Ударакирти: 14 ноября в двенадцать часов ночи пришли в мой дом. Нам не предъявили никакого обвинения, не было да­же названия дела. Мужа увели, перевернули в доме все вверх дном, и я осталась одна, на третьем месяце беременности.

По пути в отделение милиции машина, в которой везли Вриндавана, перевернулась, и он вышел. У него была воз­можность бежать под прикрытием темноты, однако он ею не воспользовался, о чем впоследствии сожалел. Он сам вышел к сопровождающим и был доставлен в место назначения.  17 ноября представители правоохранительных органов на­ведались к Самойловым. Рупануги снова не оказалось дома. Прокурор допросил его жену, стараясь получить по возмож­ности больше сведений о нем, затем ушел. На следующее ут­ро визит повторился, после чего возле дома Самойловых было установлено дежурство. Рупануга, оставшись без паспорта и сочтя унизительным для себя писать жалобу и ездить вместе с остальными в краевой центр, чтобы выпросить документ об­ратно, автоматически оказался вне закона и решил не показы­ваться домой, дабы избежать ареста.

Санатана-Кумар после ареста Вриндавана также некоторое время скрывался.  Санатана-Кумар: С утра, не дожидаясь, пока меня возьмут, я решил: огородами, огородами - и уйти. Сначала поехал в Армавир. У меня был адрес одного человека - у него-то я и остановился. Через несколько дней приехала жена с ребен­ком, и мы направились дальше - в Сухуми, где нас встретил  Парджанья-Махараджа. Он снял нам хорошую комнату, при­ходил в гости, мы беседовали на духовные темы. Там тоже КГБ интересовался вайшнавами и уже что-то затевал про­тив них. Но пока никого не арестовывали. Потом я поехал в Армению, в Ереван.  В конце концов, устав скрываться, Санатана-Кумар вер­нулся домой.

По зрелом размышлении он пришел к выводу, что ничего противозаконного не совершал и, соответственно, бояться ему нечего.  Санатана-Кумар: Несколько дней я пожил дома, не выходя на улицу, но как-то утром раздались звонки в дверь. Мы не от­вечали. Они стали стучать, кричали, что выломают дверь. Потом залезли на балкон и каким-то образом открыли дверь. Вошли. Я старался держаться с ними вежливо, спокойно. Нель­зя было в тот момент будоражить их ум, ситуация и без того была напряженной. Когда обыскали квартиру, конфисковав при этом множество вещей, меня повезли в прокуратуру Урупского района.  После того, как арестовали Вриндавана и Санатана-Кумара, их жены, а также Паурнамаси стали жить вместе.

Началось следствие - долгое и тяжелое, с допросами, угрозами, запуги­ваниями.  Ударакирти: Наступающая зима грозила быть суровой, не было дров, денег, на работу брать везде отказывались. По селу намеренно распускались слухи о нашей причастности к ЦРУ, о золоте и радиопередатчиках, присланных из Амери­ки, о горах антисоветской литературы, якобы конфискован­ной при обысках… Трудно передать… всю атмосферу травли, умело созданную вокруг нас.

Следователи и прокурор Куджев никак не могли собрать достаточно весомых аргументов для предъявления обвинений моему мужу и еще трем преданным. Поэтому следствие затянулось на девять месяцев. На одном из допросов следователь заявил, что скоро обвинение предъя­вят мне и что моя беременность этому не помеха: «С тобой сделают, как с Киселевой».  Власти всячески настраивали местных жителей против пре­данных.

Вайшнавы с горькой иронией вспоминают об этом.  Паурнамаси: Заходил сосед и говорил:  Валентина, правда ли, что у преданных нашли такое кольцо - его покрутишь, появляется Рейган и дает указания, как подрывать советский строй? Или пришла бабушка и сказала:  Валя, правда ли, что у тебя на крыше нашли пулеметы и автоматы? Нет, бабушка, неправда! Пулеметы и автоматы у меня не нашли, зато у меня была атомная бомба. А где ж ты ее взяла? Как где? В США.
____________________________________________________________________________________________________________________
*Статья о якобы "антиобщественной деятельности Кустри В.А. в г.Куйбышеве" была опубликована в номере газеты от 21 апреля 1983 года
____________________________________________________________________________________________________________________
Продолжение

Из книги Пискарев В.А “Движение сознания Кришны в СССР”

Владимир Пискарёв, Курджиново, гонения, кришнаиты

Previous post Next post
Up