Эта поездка была запланирована как и обычно год назад. Много были наслышаны об этой прекрасной стране, но увидеть вживую - это не «бабушка у подъезда рассказала».
Итак, как и обычно начались поиски друзей которые составят компанию и варианты как ехать.
Есть три варианта поездки в Грузию.
Первый это на своей машине через Россию. Рассматривали как самый последний вариант. Наслышаны были о российских гаишниках и желание ехать пропадало напрочь. Забегая наперед скажу, что проезд по российской территории был без препятственным. Просто так не остановили ни разу.
Второй вариант это паром Керчь - Поти, но из-за дороговизны (800 у.е. в один конец )отпал сам собой.
Третий вариант лететь самолетом до Кутаиси и там арендовать авто. Но опять-таки просчитав бюджет на семью (3 человека) решили рисковать и ехать через Россию.
В последний момент по форс-мажорным обстоятельствам отказались ехать все друзья и мы установив в машину спальник, загрузив шмурдяк выехали в субботу в 7 утра.
Небольшое отступление.
Готовясь в поездку я нашел много материала куда ехать и что смотреть, но не нашел достаточно материала по качеству дорог, расходу бензина в Грузии по горам, стоимости продуктов и т.п. Понятно что на каждом авто расход будет разным, но имея примерное представление я бы смог подготовиться иначе.
В своем рассказе я буду подробно описывать в цифрах наше путешествие, что бы читатель имел представление куда он едет и смог более тщательно планировать свою поездку.
Первые два дня прошли в дороге. Т.к. я был единственным водителем, то проехав за день Украину, вечером перешли границу, проехали Ростов-на-Дону и зарулив на какую-то парковку придорожного ресторана. Улеглись спать. Переход границы занял 2 часа. В основном из-за очереди в десяток машин. Переход грузинской таможни это отдельная история. Багажник только открыли, погранцы даже не заглядывали в отсеки спальника. В будочку подали загранпаспорта, техпаспорт на машину. Таможенник сам внес все данные, сфотографировал каждого и отдав документы пожелал счастливого пути. 10 минут в очереди и 7 минут оформление. Быстрее было только обратно когда мы подъехали без очереди, в багажник даже не заглядывали. 3 минуты. Фантастика!
Прошли все таможни мы часов в 6 вечера. Грузия нас встретила ремонтом дороги от таможни и до Гудаури. Периодически встречался новый асфальт, но в целом это движение по щебенке. С кучей пыли. Но какие виды! Дух захватывает! Переночевали мы в Степанциде. В отеле мест небыло нам предложили на квартире. Согласились. 60 лари за троих. (300грн) недешево, включая поломанную сантехнику не первой свежести, отпадающую местами штукатурку и отклеивающиеся обои. Но времени выбирать уже небыло, на улице темно и хотелось отдыха. Поужинали в местной кафешке. Спать!
День первый и второй в Грузии
Утром поднялись как можно раньше, часов в шесть по местному времени. Быстро собрав вещи погнали к церкви святой троицы, которая находится на горе и дорога туда ведет по серпантину. Сначала через поселок, потом по грунтовке. Дорога не сложная, хотя на обычной легковушке я бы не рискнул ехать. 30 минут и мы на месте.
Красота!
Погода не порадовала и Казбек нам полностью не открыл свое лицо.
Наша цель - церковь Святой Троицы
Беглый осмотр и назад. Как хорошо рано подниматься. На спуске встретили «караван» из примерно десятка микроавтобусов везущих туристов. Кстати основное транспортное средство в горах для перевозки туристов это Mitsubishi Delica.
Рекомендую заночевать на плато возле церкви(места много) ранний подъем, в хорошую погоду, сулит обалденный вид на Казбек.
Все, дальше дорога в Шатили.
По пути заезжаем к арке дружбы Грузии и России, построенной в 1983 году.
По пути не пренебрегаем небольшими «отъездами» от дороги
Кстати в Грузии корова это тоже наверное священное животное. Они повсюду. На дорогах лежат, стоят, гадят.
Один раз видели как две коровы стояли у окошка стеклянного здания полиции и отчаянно размахивали головами. Видать что-то спрашивали. Или жаловались. И никто их не гоняет. Все спокойно так объезжают.
Посмотрели церковь в Ананури.
Перед дорогой в Шатили залили полный бак. На местной заправке. Бензин 2 лари=10гривен за литр. До Шатили 100 километров, дорога плохая. Местные сказали что часа за 4 доберемся.
Проехали водохранилище
Первые 40 километров был асфальт. А вот дальше дорога все хуже и хуже. Но все красивее и красивее.
От перевала были вообще в восторге. 2660м. Красота!
5 часов дороги с остановками на фотосессии. По дороге подобрали польских студентов путешествующих автостопом. У одного сильно обгорело лицо, спросили что это, говорит при подъеме на Казбек не намазались кремом. Ожоги до волдырей.
Приехали на место когда уже темнело. Наши попутчики с радостью обнаружили свою группу которая добралась на «пойманной» машине из польши. Это же надо! Поляки нашли поляков. И где?
Ужин. Преночевали в машине. Благо есть спальник и ночевали мы с комфортом.
Утром опять подъем в 6 утра. Завтрак и на осмотр достопримечательностей.
Жилые дома расположены так, что стены одного являются стенами другого дома. Входа в жилища очень низкие. Иногда крыша одного дома является «балконом» второго. Красиво!
После осмотра решили проехать дальше, по пути подобрали вчерашних студентов, проехав 10 километров, ничего не обнаружив интересного поехали назад.Как уже после оказалось зря. Еще пару километров надо было проехать
И опять путь длинной в 100 км. Теперь уже 4 часа как и говорили.
Все что пропустили вчера сегодня доснимаем.
Дорога
Устав немного от гор мы решили не ехать в Омало, а передохнуть в Тбилиси, а потом рвануть в национальный парк Вашловани. К вечеру мы были в Тбилиси. Поиски гостиницы закончились чистым номером в 80 лари. Предложения в 170, 200 и выше мы отметали. Дорого. Душ и прогулка по Тбилиси. Машину оставили на парковке гостиницы, а сами прыгнули в метро. Ну обычное советское метро.
Движение в Тбилиси оживленное, все сигналят друг другу. Гул стоит от клаксонов постоянный.
Вернулись уже в полночь. Спать.
Немного цифр. (Авто Mitsubishi Pajero Wagon 4) Расход в горах повышенный. Двигались (кроме асфальта) на первой, максимум на второй передаче. Очень плохая дорога. Подвеска должна быть исправной на 100% . Если расход по трассе у нас 11-12 литров. То в горах, на перевалах возрос до 19. 200километров (до Шатили и обратно)- полбака. Заправки в Шатили нет. Последняя возле водохранилища.
День третий и четвертый.
Проснувшись часов в 8 утра и позавтракав, мы быстро спаковали вещи, загрузились в машину и затарившись немного продуктами, двинули на выезд из Тбилиси. Имея на руках GPS с картами от Google мы рассчитывали быстро выбраться на «хай вей». Но не тут-то было. Покружив по основным трассам и намотав пару кругов вокруг центральной части, решили пробиваться переулками. Но и тут нас ждал облом. Ремонты и одностороннее движение. Опять центральная дорога. Пришлось брать в свои руки GPS и вспоминать работу штурмана по ориентированию. Нашли переулок, и по нему уже выбрались на заветную дорогу. Тяжело конечно в чужом городе, где все спешат и сигналят, где почти нет левых поворотов, выйти на нужную трассу.
Но вот она! Заветное ограничение в 110км\ч. И мы тулим в Дедоплисцкаро. Там надо найти дирекцию парка и получить разрешение на посещение. Благо у нас были координаты дирекции и мы нашли ее очень быстро . 41°27'45.88"N 46° 6'13.96"E по гуглю. Был обед и нам пришлось с полчаса подождать. Разрешение оформлено без проблем и стоит это всего 5 лари с человека. Получены подробные инструкции. Мы должны были сейчас определиться где мы будем ночевать. На каком из постов. Ну так как мы уже знали где будем ночевать, то указали место без проблем. Дирекция по рации сообщает пограничникам и ренджерам о нашем прибытии. В поездке так же указан «Джип-тур» по нейтральной территории. Заказали также на следующий день поездку к грязевым вулканам. Все оформлено, можно выезжать.
Заправка - полный бак и вперед. Первое время дорога идет по достаточно нормальному асфальту, потом асфальт резко заканчивается и дорога разветвляется. Налево нам не надо, прямо - асфальт напоминает дорогу которую усиленно атаковали бомбардировщики. Ехать просто нереально. Сворачиваем направо в поле на грунтовку. Шикарная грунтовка. 60 км\ч можно и больше, только периодически приходится оттормаживаться перед небольшими ямками. Так ехали достаточно долго следуя инструкциям и вручную нарисованной карте. Километров через 10 пошли поселки. Дороги стали разветвляться. Опять пришлось применять знания штурмана и включать шестое чувство. Но вот кажется вышли на ту единственную дорогу.
Дорога до погранцов
Еще немного и нас встречает пост пограничников. Проверка документов и мы едем дальше.
Дальше дорога идет по руслу высохшей реки. По такому себе небольшому каньону. Живописно, глазеем по сторонам, фоткаем.
Вечереет. Шесть вечера, термометр показывает 38 за бортом. Выходить их машины с кондиционером как-то не хочется. Скоро прибываем на пост рейнджеров. Нас встречают собачки. После подходят рейнджеры. Здороваемся, знакомимся. Ночевать на посту можно как в палатках или машине, так и в бунгало. Мы изначально выбрали палатку.
Мало того что бунгало стоит 40 лари, так ночевать там в такую жару просто невозможно. Раскладываемся, готовим ужин. Туристов кроме нас больше нет. Не сезон. Приехали рыбаки из Тбилиси. Познакомились, выпили вина за дружбу. Ренджеры от приглашения сесть за стол, вежливо отказались. Я их понимаю. Работа. Возле нас плещется река неся свои мутные воды. За рекой (80м) Азербайджан.
Поужинав и покупавшись пошли спать.
Подъем в 5 утра. Прохладно. +28.
Прощаемся с рейнджерами, они угощают нас жареной рыбой, и в путь. На небе тучки. Хорошо. Проходим обратный путь по каньону, опять погранцы, они нам открывают шлагбаум. Вперед! За новыми приключениями!
Дальше хорошая грунтовка превращается в плохую. Не даром это у них зовется Джип-тур. Легковушкам там не место. Периодически тремся защитой, помял на крутом спуске угол бампера.
Вот и ворота.
Последний пост погранцов, машем друг другу руками. Дальше «пустыня». Двадцать километром выжженной солнцем земли. Высохшие кустики травы, изредка оазисы зеленой травы.
Достаточно часто встречаются ветхие дома и загоны для скота. Как позже узнали сюда на зиму когда начинаются дожди и растет трава, пригоняют из горных сел, за 150-200 километров, скот и выпасают его тут до весны.
На выезде из «пустыни» пограничники, проверка документов, разговоры, оказывается нам сегодня повезло, на небе тучи скрыли солнце и температура +32. Прохладно. Обычно тут + 47. Вот почему тут летом нет туристов. Прощаемся, едем дальше. Дорога опять по высохшему руслу. Камни.
По пути встречаем гостевой домик, чисто. Стол с лавками и навесом, туалет. А в туалете керамический умывальник и кран. Едрен-батон! Как тут чисто. Ни одной надписи типа «тут был Вася» ни одной бумажки не валяется.
Перекусили и поехали дальше. У нас сегодня еще вулканы.
Двигаемся обратно в Дедоплисцкаро, перед городом заправляем полный бак и по убитой щебенке двигаемся в сторону очередного пограничного поста. Грунтово-щебеночная дорога это еще то испытание подвески. Ямы, куски старого асфальта, периодически едем по обочине. Километров через 16 начинаю чувствовать сильные удары по подвеске и это не смотря на то, что дорога более менее ровная. Попробовал увеличить скорость, уменьшить, не помогает. Удары достаточно сильные. Выхожу посмотреть что за фигня. Взгляд падает на заднее колесо. Вернее то, что от него осталось.
Хорошо что хоть диск цел остался. Даааа….. уж…… немудрено на такой дороге не заметить пробоя. Постоянная рулежка, газ, тормоз…..
Выгружаем весь шмурдяк, ставим запасное колесо.
Обедаем заодно. Надо возвращаться в город, что бы купить запаску. А до цели - то осталось 15-20км. Эх…
Хочу заметить, что в отдаленных от больших городов городишках, достаточно большое количество людей используют джипы. Это и Mitsubishi и Toyota, и у всех у них нужный мне размер шин. Так вот ни на одном шиномонтаже, а их было штук 7 не было б\у колеса. Пришлось ехать еще 25 километров до города Цнори. Там уже с трудом нашли почти лысую запаску за 35 лари (175 грн) вместе с шиномонтажем. Ну что, можно ехать на вулканы. Обратная убитая дорога, опять трясучка. И вот мы на погранзаставе. Как погранцы видят автомобиль за 2 километра остается загадкой. Но всегда только завидев заставу , мы уже видим выходящих с автоматами погранцов. На этот раз погранцы не владеют ни русским ни английским. Что кстати удивительно, потому как процентов 90 людей с которыми мы общались владели русским языком. Проверка документов и……… Отказ. Им никто не сообщал ничего. Нужны пропуска. Кое-как объяснили что были в парке, там тоже проверяли, все хорошо, но погранцы были неумолимы. Подъехала еще одна машина с грузинскими студентами. Та же проблема - надо разрешение. По рации вопрос не решается. Ну что ж, видно не судьба нам попасть на вулканы. Конечно можно было бы вернуться в дирекцию парка, пограничную службу и без труда получить разрешение, но пятый и шестой раз по этой дороге семья бы уже не выдержала. Все, поехали на ночевку. Опять дорога в Цнори. Уже смеркалось когда мы нашли какую-то гостиницу. Да уж в таких условиях мы еще не ночевали… Сторговались за 40 лари(200грн). В ванне пауки, горячей воды нет, к унитазу подходить страшно. Но искать что-то другое уже было невмоготу. Кафешек открытых нет. Все закрыто. Купили в магазинчике продуктов, тем и поужинали. Все. Спать.
От Дедоплисцкаро до парка примерно 80 километров и 4 часа с фотосессиями. Дорога, нормальная грунтовка до погранцов, дальше движение на первой максимум второй передаче. Теоретически проедет и пузотерка с повышенным клиренсом. Проезд по «джип-туру» только для внедорожников. Нужен только хороший клиренс и просто полный привод. Понижайки и блокировки не нужны. Как и грязевая резина. АТ-шки вполне достаточно. Ночевали здесь 41° 6'39.92"Пн 46°38'48.96"С это по гуглю. На всю дорогу хватило около 30 литров горючки. Совет. От машины далеко не отходить и при этом производить много шума. Очень много змей. Хоть мы и не видели ни одной, но все предупреждали. На базе рейнджеров встретили достаточно свежие следы мишки. Но работники успокоили сказав что он на людей не нападает и ведет себя мирно.
День пятый и шестой.
Встали как и обычно в 6 утра, завтрак, выезд. Сегодня мы должны посетить Сигнахи, город крепость на вершине горы и доехать до Омало.
Подъем серпантином и мы в сказочной «швейцарии».
Таким показался нам этот городок. Красиво. Уютно. Посетили храм, побродили по городу.
Залезли на оборонительную башню.
Кстати это очень туристический городок. Здесь много ресторанов и кафе, а также гостиницы на любой вкус. С хозяевами одного из гест хаусов мы и познакомились. Замечательные хозяева и очень приличное жилье, по цене на 10 лари выше чем мы сняли. Эх… знал бы прикуп - жил бы в Сочи.
Осмотр закончен, вперед на Омало! По дороге на Телави покупаем персики. 50 тетри киллограм. Это 2,5 грн. Дешевле только даром. Вот что там действительно дешево, так это фрукты. Арбуз по 1 грн киллограм. Но какой он вкусный! Персики в основном по 1 лари-5 грн.
В Телави решили нормально покушать. Расспросы местных - никто не знает, все направляют в разные стороны. Но наш нюх привел нас в один прекрасный ресторанчик где мы Абалденно вкусно наелись на 60 лари. Вот что интересно, можно на 40 лари в придорожном кафе поесть невкусно, а немного добавив налопаться от пуза в шикарном кафе, при этом пообщаться с персоналом о жизни.
Ну все, надо ехать. Снова заливаем полный бак и едем в последнее село Пшавели, после которого еще 10 км хорошей дороги, а потом…. А потом начинается подъем. Дорога кончилась. Первая передача и 60 километров до самого Омало практически не включая вторую.
Но это того стоит.
Какой там красивый перевал. Едешь по серпантину, с одной стороны скала с другой обрыв. Метров 200. Лариса закрыла глаза и боялась смотреть вниз. У самого тоже иногда что -то сжималось когда двигались по мокрой грунтовке с уклоном в сторону обрыва.
Периодически встречаются ледники.
Кто-то поставил стол и скамеечки на краю обрыва. Остановиться бы, посидеть.
Но нет времени, надо успеть к вечеру добраться до Омало. Вот и перевал. 2860м.
Дух захватывает. Температура с +30 ти внизу опустилась до +9 ти. Фотосессия и начинаем спуск вниз. Что бы не перегревать тормоза опять первая передача. Да и дорога не позволяет разогнаться. По дороге вниз встречаем компанию местных обедающих на обочине. Здороваемся, они приглашают пропустить по стаканчику. Наверно что бы не так страшно было. Вежливо отказываемся. Я лично принципиально за рулем не пью. Спускаемя вниз. К ночи были уже на месте. Омало более туристический район чем Шатили, это проявляется в оживленном движении на горных дорогах, да и туристов было гораздо больше. Встретили и группу велотуристов и пешеходники и на машинах много. Есть гестхаусы. Мы нашли ровную площадку, поужинали и улеглись спать.
Утро выдалось прекрасным.
Вперед на экскурсии.
Жилые башни «семейного типа». На первом этаже жили женщины, на втором (третьем) семьи, не последнем этаже одинокие мужчины. Жили с весны до осени, а на зиму спускались в долины.
Осмотр достопримечательностей и назад. Можно было еще проехать дальше, там тоже есть что смотреть, но как обычно не хватает времени. Сегодня надо спуститься вниз и доехать до Гори. Музей Сталина и Крепость.
Спустились вниз и решили сократить путь поехав на автобан через Ахмета и Кветера. Это было нашей ошибкой. Нет там дороги. Опять первая и вторая передачи и несколько часов потерянного времени. Надо было сделать клюк, но проехать по хорошей дороге.
И вот мы на автобане. Ограничение 110, но кажется местные на это не реагируют. Все едут как хотят. Все знают что такое автобан. У него есть плюсы и минусы. О плюсах все знают, а вот минус его в том, что если пролетел нужный поворот, то надо ехать километров 30-40-50 до следующего съезда. А потом столько же возвращаться. Короче Гори мы пролетели. Указателя на съезд не было. Поэтому решили уже не ехать в крепость и музей, а ехать в Боржоми. В этот день до Боржоми мы так и не доехали. Стали на берегу реки возле Рвели. Быстро поели и спать.
День седьмой и восьмой.
Этот день у нас занят культурной программой. Отдыхаем от гор и бездорожья. Приехали в Боржоми, нашли информационный центр. Работники очень долго, минут 30, рассказывали что и где можно посетить, дали кучу проспектов и карт. Кстати например в Боржоми по воскресеньям не работают банки и обменять валюту можно на руках. Нам рассказали где это можно сделать и мы поменяв деньги пошли в парк.
Поднялись на канатке, покатались на колесе обозрения.
Набрали из источника минеральной воды.
Кстати в парке был халявный WiFi, чем мы и воспользовались поговорив по скайпу с друзьями. Посетили краеведческий музей.
Дальше погнали в сторону Ахалцихе. Сегодня уже никуда не планировали, поэтому решили подыскать спокойно приличное жилье. Проезжая Атскури увидели вывеску гестхаус. Сворачиваем. Заходим. С виду очень прилично, знакомимся с хозяевами. Они проводят и показывают комнаты, договариваемся о цене. 90 лари за троих. Дороговато, но обещают скидку. Кормят ужином, завтраком. Про обед мы не спрашивали потому что нам надо переночевать и утром уехать. Ужин 20 лари с человека, завтрак 10. Все, поехали мы искать заправку, и маркет. Добрались до Ахалцихе уже на лампочке, залили полный бак. Затарились на местном рынке персиками по 1 лари(5грн), скупились в маленьком, но супермаркете и решили еще помыть машину. Потому как после Вашловани приборная панель была плюшевой от пыли. Возле задней дверки на подножке скопилось пару сантиметров этой же пыли. Нашли мойку, очереди нет. Заруливаем. Спрашиваем сколько помыть? 15 лари. О, киевские цены, не то что на въезде, по 25 просили. Больше часа нам мыли машину. На мытье каждой арки было потрачено не менее 10 минут. Помыли днище, пропылесосили, хотя мы и не просили, ладно думаю. Протерли салон, протерли все петли дверей. Освежили каким-то дезиком. Все говорит, машина готова забирайте. Сколько говорю в итоге? 15 лари. Ничего не понимаю в ценообразовании. Дали 20. Все остались довольны.
Вернулись в гестхаус отдыхать. Через час нас уже ждал роскошный ужин, приятные беседы о жизни с хозяйкой Майей. Ближе к полуночи улеглись спать. А какие росписи тут на стенах!
Вообщем нам понравилось. Эх, остаться бы еще на пару дней….
Утром подъем, завтрак, обмен сувенирами, теплые прощания и отъезд. У нас сегодня крепость в Ахалцихе, пещерный город Вардзия и дорога в Батуми. Про дорогу до Вардзии слышали, что последние 15 километров это плохая дорога. Ну что нам 15 километров. Едем.
Крепость Рабат произвела на нас впечатление. Мало того что мы там были в понедельник, когда из туристов были только мы и еще парочка немцев (правда в понедельник не работает музей. Жаль), так и еще масштабы восстановлений которые были произведены внимание! ЗА ГОД! До этого там были жалкие развалины и по посещаемости туристами это место было где-то в конце списка. Теперь я, не очень любящий архитектуру, настоятельно рекомендую посетить это место. Впечатляет. При смешение стилей и подлинность восстановлений судить не мне, но я был в восторге.
С сожалением покидаем это место и двигаемся в пещерный город. Как оказалось дорога до самого города шикарная. Вот и хорошо. Немного поднадоело движение на первой передаче и постоянный расколбас. Пейзаж правда какой-то марсианский. Растительности нет, одни горы и камни. Ну местами разумеется.
Вот и пещерный монастырский комплекс. Очень много про него написано в инете, поэтому только фото.
Скажу, что особого впечатления комплекс на меня не произвел, может потому что подобное, хоть и в гораздо меньших масштабах, я встречал у нас в Крыму.
Осмотр и двигаемся в сторону Батуми. И тут у нас стал вопрос как ехать или объезжать по асфальту или всего 100 с лишним километров по плохой дороге. Решились на плохую дорогу. Нам не привыкать. Опять грунтовка, первая передача… километров через 50 добрались как нам показалось до глубинки. Вот что значит отсутствие дороги. Нет дороги - нет жизни. Люди живут в каких-то полуразрушенных, деревянных, черных домах. Похоже там же держит и скот (могу ошибаться), подвозили местных ребятишек и закинул по глупости фотоаппарат в багажник, поэтому к сожалению фото нет. Да уж… У нас в тех же карпатах тоже такое встречается. Если нет нормальной дороги и место не туристическое - нет жизни нормальной.
Только возле поселка Кеда и дальше до Батуми уже была хорошая дорога. Ну еще 60км и мы в Батуми.
Не успели. Стемнело, и мы остановились съехав от основной дороги к речке. Ужин. Спать.
Продолжение следует.....
Видео нашего путешествия
http://www.youtube.com/watch?v=aAVEKIo476E&feature=youtu.be