Москва. Церковь Пимена Великого.
Немосквичу трудно писать о Москве. После замечательных постов, написанных о Москве самими москвичами, с отличными фотографиями и серьезными текстами, как-то робеешь перед этой задачей. Решила поделиться собственными впечатлениями от города в проверенном формате обзорного поста.
В 8.15 поезд прибыл на Белорусский вокзал, и примерно через 20 минут началась моя московская программа. Столько времени мне понадобилось, чтобы доехать до церкви Пимена Великого в Нововоротниковском переулке. Решила не терять зря времени до заселения в отель и начала знакомство с городом с самого интересного.
Москва. Церковь Пимена Великого.
Мечтала побывать в этой церкви с тех пор, как увидела фотографии ее внутреннего убранства. Интерьеры храма оформлены по проекту Федора Шехтеля в конце 19 века.
Перед службой зажгли паникадила, в их свете проступили росписи на стенах, и начало мерцать золото храма. Потом освещение погасили, и вся эта красота померкла.
Москва. Церковь Пимена Великого.
Росписи церкви повторяют росписи Владимирского собора в Киеве. Это сходство особенно видно по алтарной части - парящая Богородица с младенцев в апсиде и алтарь в виде византийской колоннады. Читала, что в основе оформления внутреннего убранства Владимирского собора и, соответственно, церкви Пимена Великого лежит идея преемственности русского православия от Византии. Мой предыдущий пост посвящен Собору Святой Софии в Стамбуле - удивительно, насколько наглядна и очевидна эта связь.
Москва. Церковь Пимена Великого.
Широкий свод на четырех арочных основаниях с парусами - именно так устроен главный неф в Святой Софии, просто там он огромный. Особенно интересны эти двухъярусные колоннады и византийские капители на колоннах.
Москва. Церковь Пимена Великого.
Интерьер храма поражает своей удивительной гармонией и красотой, росписи, иконы и детали интерьера можно рассматривать часами.
Заметила, что в боковых приделах голубые своды с солнцем и звездами напоминают небесный свод.
Москва. Церковь Пимена Великого.
А в небольшом своде притвора словно нарисовано солнце с расходящимися лучами и молодые побеги, которые тянутся к его свету (на заднем плане как будто кусочек неба).
Вот только с освещением проблема, во время службы, когда включают эти чудесные кованные светильники, особо не походишь и тем более не пофотографируешь (сделала по возможности немного снимков). Естественного освещения в солнечное утро начала октября оказалось недостаточно, все росписи храма как будто уходят в тень.
Москва. Церковь Пимена Великого.
Провела в церкви Пимена Великого часа полтора не меньше. Постараюсь попасть в этот удивительный храм еще раз в другое время и при другом освещении.
Особняк Рябушинского - еще одно творение гениального Федора Шехтеля.
Построен в 1902 году для известного предпринимателя, учетного и мецената Степана Рябушинского. В этом доме провел последние годы своей жизни Максим Горький (1931-1936 гг.), поэтому здесь находится его музей, а у широкой публики есть доступ к интерьерам настоящего шедевра русского модерна.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Внутри особняк представляет из себя очень сложное пространство, наполненное смыслами, символами, аллегориями и загадками. Прочитала про него много статей, описывать все комнаты и приемы внутреннего оформления нет смысла, все уже написано во всех подробностях. Меня впечатлило то, как Федор Шехтель воплотил главную идею интерьера, которую можно сформулировать так - жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Попробую это проиллюстрировать.
На фото ниже парадная мужская гостиная (курительная комната) Рябушинских и библиотека Максима Горького на первом этаже особняка.
*фото из интернета
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Первый этаж символизирует мир водный. Потолок гостиной как будто подернут ряской, а комната как будто находится под водой.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Хризантемы на потолочном картуше словно отражаются в воде, а его контуры в свою очередь отзеркаливаются в оконном переплете.
Плавные текучие линии, болотные цвета обоев и портьер, даже дверные ручки выполнены в виде морских коньков и водорослей.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Наборный паркет выложен в форме растекающейся воды. На архивный фотографиях видно, что «вода» как будто вытекает из столовой и заливает пространство холла. К сожалению, сегодня этого эффекта растекающейся воды практически не видно - столовую заставили книжными шкафами, а в этот арочный проем вставили дверь.
* фото из интернета
Москва. Особняк Рябушинского.
Центральным элементом композиции является массивная мраморная лестница в виде пенной морской волны, которая символизирует путь восхождения души из полумрака водного мира к Солнцу.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Лестница из серо-зеленого мрамора разворачивается спиралью и является аллегорией бесконечности духовного развития.
По какой-то непостижимой логике в интерьере с лестницей в виде штормовой волны поселился буревестник революции. Интересно, что сам Максим Горький невзлюбил этот дом (он казался ему слишком помпезным), и поселился здесь только по личному настоянию товарища Сталина. Устройством быта писателя занималась специальная правительственная комиссия.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Светильник-медузу как будто вынесло волной на поверхность. Лестницу в отличие от остальных экспонатов музея можно трогать руками, очень приятно ощутить под ладонью ее прохладный гладкий изгиб.
Алексей Максимович практически не пользовался этой мраморно-пенной красотой, в последние годы жизни он не мог подниматься наверх из-за болезни. После смерти писателя его семья оставалась в особняке до 1965 года. Невестка Горького, Надежда Пешкова, посвятила 20 лет своей жизни созданию этого музея, вход в который по ее настоянию долгое время оставался бесплатным.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
По мере подъема по лестнице светильник-медуза постепенно превращается в светильник-черепаху. На месте обитателя водных глубин появляется земноводная морская черепаха. Лестницу заставили книжными шкафами при Максиме Горьком, его огромная библиотека требовала размещения. Вычитала интересный факт - редкие книги, которые можно найти только в этой исторической библиотеке, можно заказать и на месте прочитать, а заодно и увидеть собственноручные пометки писателя.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Лестницу освещает витражное окно с балкончиком и ажурной решеткой. Интересно, что это окно с витражом не выходит на улицу, между ним и уличным окном есть довольно приличный зазор. Видимо это сделано для того, чтобы рассеивался дневной свет. Хотелось бы узнать, как используется это пустое пространство. Снизу этот пролет оформлен в виде места отдыха с диванчиками и столиком.
Интересная деталь, в рисунке балконной решетки можно увидеть филина, а можно рассмотреть силуэт мхатовской чайки (которую Шехтель нарисовал для Чехова), летящей над бурным морем.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Сверху лестница освещается через световой фонарь в потолке. Таким образом освещение лестницы продумано так, чтобы у ее основания был полумрак, который постепенно рассеивается по мере восхождения наверх.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Обнаружила в сети такой гениальный ракурс лестничной клетки.
*фото из интернета
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Холл с лестницей отделен от прихожей перегородкой с загадочным витражом, который неузнаваемо меняется при разном освещении. Так он выглядит в пасмурный день при включенных светильниках на лестнице.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
А так с выключенным светом - теплые зелено-коричневые тона сменились холодными черно-синими. Много об этом пишут, но лучше один раз увидеть - случайно обнаружила в сети это фото. Это и правда какая-то магия.
Надо сказать, что все эти превращения интригуют - теплый пейзаж становится холодным, медуза превращается в черепаху, филин в чайку.
* фото из интернета
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Наконец, пенная морская волна выносит нас из полумрака водной жизни на хорошо освещенную площадку второго этажа, символизирующую жизнь земную. Эта мраморная колонна с капителью из переплетенных саламандр и лилий символизирует границу между миром дольним и миром горним, между простым земным существованием и духовной жизнью. Узкий проход за колонной выходит на черную лестницу, ведущую в молельную комнату на третьем уровне.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
В нашем земном существовании все переплетено, и плохое, и хорошее - и гадкие саламандры, и нежные лилии.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
А путь духовного развития тернист и извилист, как эта узкая крутая лестница, в те времена скорее всего еще и неотапливаемая. Путь познания сопряжен с аскезой. Желающие посетить молельную комнату поднимаются по этой лестнице с первого этажа.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Семья Рябушинских происходила из крестьян-старообрядцев Боровско-Пафнутьевского монастыря. До 1905 года старообрядчество в России было запрещено, поэтому Шехтель спрятал эту комнату внутри особняка. По сути, это маленькая домовая церковь, между окнами и арочным сводом есть отступ, как будто небольшой придел.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Как и в церкви Пимена Великого, в устройстве молельной комнаты прослеживаются византийские традиции, она представляет из себя широкий свод на четырех арочных основаниях с парусами.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Венчает молельню купол с изображение солнца с расходящимися лучами. Сразу вспомнилось, что в своде притвора Пименовской церкви тоже изображено солнце. В центре купола находится небольшой световой фонарь.
Вот мы и поднялись из бездны морской через перипетии земной жизни к Солнцу.
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Интересно было сопоставить то, как выглядят окна изнутри здания с окнами снаружи. Это не так просто сделать, поскольку проход по саду запрещен, а за оградой ничего не видно из-за деревьев. Видимо поэтому фотографии этой части фасада практически никто не публикует. Удалось найти такую зимнюю фотографию, и все стало ясно - видно полукруглое окно балкончика на лестнице, наверху три окна молельной.
*фото из интернета
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Со стороны Спиридоновки видна переменная этажность особняка и два световых фонаря - большой над парадной лестницей и поменьше над куполом молельной комнаты. По центру можно рассмотреть три окна черной лестницы.
*фото из интернета
Москва. Особняк Рябушинского, музей-квартира Максима Горького.
Более-менее разобралась с устройством этого особняка только, когда разбирала фотографии. Конечно, сюда хочется прийти еще раз, как следует все рассмотреть с бОльшим пониманием этого сложного пространства.
К особняку примыкают хозяйственные постройки - флигель для прислуги, конюшни, гараж, коровник, прачечная и дворницкая. На втором этаже флигеля с 1941 по 1945 год жил писатель Алексей Толстой, сегодня здесь находится его музей-квартира.
Москва. Флигель особняка Рябушинского и музей-квартира Алексея Толстого.
Основная экспозиция музея занимает четыре зала - слева от лестничного два окна кабинета, справа окна гостиной, далее малая гостиная со сплошным остеклением и не попало в кадр окно синего зала.
Если апартаменты Максима Горького фактически являются библиотекой, то квартира Алексей Толстого больше напоминает филиал художественного музея. У писателя была впечатляющая коллекция живописи, антикварной мебели и предметов интерьера. Перед посещением этого музея лучше почитать про основными экспонаты, чтобы знать, что рассматривать.
Москва. Флигель особняка Рябушинского и музей-квартира Алексея Толстого.
Описывать всю коллекцию нет смысла, она очень большая. Приведу лишь несколько примеров. На фото ниже уголок у камина в кабинете писателя. Здесь представлены китайские вещицы, датированные 18 веком - эмалированные курильницы, вазы, на полу стоит храмовый фонарь. Над камином - картина «Корабли при легком бризе» работы неизвестного голландского художника XVII в. Столик у камина окружают четыре кресла со сфинксами и львами, предположительно из Михайловского замка в Петербурге (!).
Москва. Флигель особняка Рябушинского и музей-квартира Алексея Толстого.
На диване в гостиной сидит шарнирная кукла Буратино, ее подарил автору «Золотого ключика» Сергей Образцов. Над диваном работа известного чешского портретиста Яна Купецкого «Аллегория вкуса» (18 век). В горке справа антикварная посуда российских фабрик, в том числе Ф. Гарднера и А. Попова. За кадром осталась огромная хрустальная люстра 18 века предположительно из Екатерининского дворца Царского села (!), посуда английского мастера Дж. Веджвуда на столе, французская и голландская живопись 17-18 веков и много чего еще.
После смерти Алексея Толстого в 1945 году его вдова 32 года сохраняла вещи и обстановку такой, какой та была при жизни советского классика.
Москва. Флигель особняка Рябушинского и музей-квартира Алексея Толстого.
В районе бывшей Поварской слободы есть и другие интересные музеи. Надо сказать, что здесь столько достопримечательностей, что если обходить их все, то можно целую неделю не выходить за периметр.
Продолжение моих московских прогулок в следующих постах. А пока я возвращаюсь в Ножовые-Столовые-Скатертные переулки через Храм Большого Воскресения у Никитских Ворот, где Александр Сергеевич Пушкин венчался с Натальей Николаевной.
Москва. Храм Большого Вознесения у Никитских ворот.