Минск. Итальянская муза главного проспекта.

Jun 25, 2023 11:47





Рим. Фонтан Треви.

От Минска до Рима не так далеко, как кажется. На главном проспекте Минска можно обнаружить итальянские палаццо, галереи с аркадами, открытые лоджии и даже Пантеон. Этот пост о том, как итальянская архитектура повлияла на ансамбль минского проспекта Независимости.



На фото ниже здание минского Главпочтамта (пр. Независимости, 10), а на заглавном фото палаццо Поли, входящий в ансамбль фонтана Треви в Риме.  Очевидное сходство архитектурной композиции - массивная центральная арка, коринфские колонны и пилястры, высокий аттик над центральным входом.

Самое удивительное, что за этим фасадом находится практически Пантеон.



Минск. Главпочтамт.

На фото ниже внутреннее пространство Пантеона.



Рим. Пантеон.

Конечно, это не точная копия, но контуры угадываются - помещение в форме ротонды, опоясывающий ряд колонн, ниша за колоннами, окна по периметру купола. В потолочной части сплошной круговой ниши просматриваются кессоны, как на куполе Пантеона.



Минск. Главпочтамт.

Отверстия в куполе, конечно же, нет, но условный круг на лепнине присутствует.



Минск. Главпочтамт.

Центральный вход оформлен треугольным фронтоном и двойной аркой с массивными колоннами.



Минск. Главпочтамт.

Вторая арка центрального входа и ряды пилонов в «предбаннике».



Минск. Главпочтамт.

Мне представляется, что это вариация на тему фасада Пантеона - портик с колоннадой и треугольным фронтоном.

На фото ниже видна ротонда Пантеона с полусферическим куполом.



Рим. Пантеон.

Дворовой фасад Главпочтамта выполнен в форме ротонды. Ее можно увидеть, если заглянуть во двор со стороны улицы Свердлова. Удивительное дело, не правда ли.



Минск. Главпочтамт.

Переместимся из Рима в итальянский город Виченца, в смысле перейдем от площади Ленина к Октябрьской площади. Виченцу называют городом Андреа Палладио - 23 здания и 3 виллы, спроектированные великим итальянцем, вошли в Списки всемирного наследия ЮНЕСКО. Интересно увидеть черты палладианской архитектуры на главном проспекте Минска.



Минск. Проспект Независимости.

На фото ниже палаццо Кьерикати (Palazzo Chiericati, 1551-1557) в Виченце. Памятник эпохи Возрождения. Двуярусная галерея с колоннадой.



Виченца. Палаццо Кьерикати.

На фасаде здания по проспекту Независимости, 23 фактически повторяется архитектурная композиция палаццо Кьерикати - карниз и ряд маленьких окон образуют линию разделения фасада на два яруса, двуярусная колоннада обозначена пилястрами, канделябры  на крыше, фронтоны в оформлении окон.



Минск. Проспект Независимости.

На фото ниже знаменитая Базилика Палладиана в Виченце (Basilica Palladiana, 1549 г). Двуярусная галерея с аркадой в форме палладиевых окон (трехчастный арочный проем с малыми колонками).



Виченца. Базалика Палладиана.

На первом этаже практически точная копия аркады базилики, те же палладиевы окна. Даже обозначен второй ярус арок условными нишами. За этими палладиевыми окнами расположен кафетерий «Центральный».



Минск. Проспект Независимости.

Прежде чем, заглянуть внутрь посмотрим на галерею базилики изнутри.



Виченца. Базилика Палладиана.

Примерно в такой же галерее и находится кафетерий «Центральный».



Минск. Кафетерий "Центральный".

Неожиданно роскошный интерьер для советского кафетерия - мраморные пилястры, скульптурные барельефы, лепные плафоны, бронзовые люстры. В этом можно увидеть стилизацию под лоджию итальянского палаццо.



Минск. Кафетерий "Центральный".

Стоит присмотреться к сюжету скульптурных барельефов. Они объединены общей темой обеспечения населения продуктами питания. В данном случае молоком и молочными продуктами.



Минск. Кафетерий "Центральный".

Рыбак, видимо, символизирует морепродукты.



Минск. Кафетерий "Центральный".

Кафетерий «Центральный» был открыт в середине 1950-х годов. Можно выпить чашку кофе с пирожным за длинной стойкой, глядя на проспект. Вся выпечка производится на месте по рецептам, которые не менялись с советских времен. Место атмосферное и уникальное, со своими легендами, так интересно выпить кофе на бегу не получится ни в одной кофейне Минска.



Минск. Кафетерий "Центральный".

Здание-близнец напротив (пр. Независимости, 22).



Минск. Проспект Независимости.

За углом этого здания, по улице Ленина можно увидеть вот такой вариант палладианской аркады.



Минск. Проспект Независимости.

Интересный факт, в архитектурно-планировочном задании главного архитектора Минска при проектировании  здания ГУМа предлагалось вдохновляться базиликой Палладио в Виченце. На первый взгляд здесь сложно увидеть черты палладианской архитектуры.



Минск. ГУМ.

Но если присмотреться, то можно увидеть знакомые контуры - карниз, разделяющий фасад на два яруса, многоярусную колоннаду, палладиевы окна. Специалист написал бы больше, неспециалисту не хватает слов.



Минск. ГУМ.

Внутри как бы продолжается тема итальянского палаццо. Во всяком случае, лестница в ГУМе вполне дворцовая. На фото площадка между первым и вторым этажом.



Минск. ГУМ.

Лестничный пролет третьего этажа.



Минск. ГУМ.

В пригороде Виченцы на холме находится еще одна постройка Палладио - вилла Ротонда (Villa Almerico Capra La Rotonda, 1556-1567). Этот памятник архитектуры позднего итальянского Возрождения является классическим образцом подражания для приверженцев стиля палладианства. У здания виллы четыре одинаковых фасада с колонными портиками.



Виченца. Вилла Ротонда.

Достаточно посмотреть на фасад Дома профсоюзов, чтобы сделать вывод о том, что вилла Ротонда стала образом  подражания и для советских архитекторов. Преемственность архитектурных идей прослеживается. У Дома профсоюзов на четырех фасадах фактически восемь колонных портиков - два настоящих и шесть условных. Также можно обратить внимание на ряд маленьких окон под самой крышей.



Минск. Дом профсоюзов.

Фасады виллы  украшают статуи античных богов.



Виченца. Вилла Ротонда.

Скульптурные композиции на фронтоне Дома профсоюзов.



Минск. Дом профсоюзов.

Стоит обратить внимание на лепной кессонный плафон в портике главного фасада.



Минск. Дом профсоюзов.

И еще раз вернемся в Виченцу. На фото ниже Лоджия дель Капитанио (Loggia del Capitaniato, 1571). Открытая галерея с аркадой в цокольном этаже - характерный архитектурный прием для итальянского Возрождения. Палладио использовал его в своих постройках.



Виченца. Лоджия дель Капитанио.

На этом отрезке проспекта можно увидеть различные варианты таких лоджий. Открытая галерея входа в метро «Октябрьская» продолжает аркаду кафетерия «Центральный». Итого, на фасаде этого здания можно увидеть черты трех построек Палладио в Виченце - Палаццо Кьерикати, Базилики Палладианы и Лоджии дель Капитанио.



Минск. Проспект Независимости.

Цокольный этаж кинотеатра «Центральный».



Минск. Проспект Независимости.

И стилизация под открытые галереи на фасадах зданий по улице Ленина, за углом от ГУМа.



Минск. Проспект Независимости.

Вот такая итальянская Виченца в Минске. Конечно, было бы интересно почитать профессиональный разбор на эту тему. Стоит добавить, что этот участок проспекта тоже претендовал на внесение в Списки всемирного наследия ЮНЕСКО.

И как бы в подтверждение всего выше сказанного во дворике Верхнего города затерялся вот такой «римский» фонтан (ул. Герцена, 2). Я не знаю, кто и когда его здесь установил, но получилось очень символично.



Минск. Верхний город.

Самое интересное в блоге здесь.

#архитектура, #минск, Минск, Италия, Беларусь

Previous post Next post
Up