Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Гуляя по Петербургу, стоит посетить Музей прикладного искусства при Мухинском училище в Соляном переулке. Он был открыт в 1895 году и задумывался, как наглядное пособие для студентов по истории развития прикладного искусства. Интерьеры и экспонаты музея представляют разные исторические эпохи, страны и стили. В этом музее сами стены должны были учить. По соседству с музеем находится достаточно много интересных домов и дворов. Есть шикарные примеры стиля модерн. Получается полноценная программа для познавательной прогулки.
На заглавном фото большой выставочный зал музея. Двуярусная галерея с аркадой по периметру вызывает ассоциации с итальянским палаццо. Композиционные приемы были заимствованы у базилики Палладио в Виченце. А при проектировании здания музея (1885-1895 гг.) образцом послужила библиотека Сансовино в Венеции. Итальянское Возрождение - главный мотив внешнего фасада и внутреннего убранства музея.
Соляной переулок настолько узкий, что не удалось сфотографировать здание полностью. Пришлось брать фото из интернета.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Стоит обратить внимание на горельеф треугольного фронтона с изображением аллегорий живописи, скульптуры и архитектуры.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
На фото ниже один из трех нефов аванзала (холла). Своды аванзала покрыты росписями, напоминающими росписи плафона виллы Мадама в Риме (16 век), построенной по проекту Рафаэля. Здесь обычно проходят выставки из фондов музея.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Изначально тридцать залов музея на первом и втором этаже были отведены под постоянную экспозицию искусства России, Италии, Франции, Египта, Германии, Англии и Фландрии. Но все же по ощущениям преобладает итальянское Возрождение.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
От Аванзала вправо и влево отходят Малые итальянские галереи с расписными сводами. В этих помещениях демонстрируется образцы мебели различных исторических эпох. Можно увидеть позднеготическую немецкую мебель XV века, резные ренессансные ореховые стулья «скабелло» XVI века, данцигские и гамбургские шкафы XVII века, парные испанские стулья, обитые тисненой кожей XVII века.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
В витринах выставлены образцы посуды из керамики и металла. В одной из галерей размещена экспозиция фарфора. Представлены фарфоровые изделия Веджвуда, фаянсовые изделия парижской фаянсовой фабрики Теодора Дека, изделия Севрской мануфактуры, японские вазы и много другое.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Оформление Папской или Рафаэлевской галереи повторяет лоджии, оформленные для Ватиканского дворца Рафаэлем.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Копирование лоджий Рафаэля для музея выполняли художники Н. Блинов и М. Салтыков. Здесь можно увидеть растительные завитки, цветы, архитектурные композиции, сфинксов, амуров, фигуры античных богов и героев. На сводах галерей в золоченых и орнаментальных рамах помещены небольшие картинки библейского содержания. Такое сочетание христианского и языческого видения мира было характерно для эпохи Возрождения.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Для примера фото лоджий Рафаэля в Эрмитаже.
Петербург. Эрмитаж. Лоджии Рафаэля.
С момента открытия в 1896 году музей занимал два этажа. На втором этаже располагались залы английского, итальянского, фламандского и французского искусства XVI-XVIII веков. На сегодняшний день эти залы относятся к учебной части. А ведет на второй этаж такая Римская лестница. Росписи выполнены первым директором музея М.Е.Месмахером.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Надо сказать, что в оформлении залов музея принимали участие студенты, выпускники и преподаватели училища. Это было частью процесса обучения. В арочным проеме над лестницей находится панно с изображением Собора Святого Петра в Риме. Оно выполнено выпускником училища П.И. Долговым.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Отдел древнерусского искусства представляет зал «Теремок». Его декор напоминает палаты Теремного дворца в Москве.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Низкие сомкнутые своды создают впечатление тесноватых русских покоев.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Оконные проемы выложены цветными изразцами, изготовленными преподавателем майолики керамистом Э.Кремером и его учениками.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
В Зале печей представлено уникальное собрание русских изразцовых печей и изразцов XVII-XIX веков. Эта коллекция начала складываться в 1887 году, когда в музей поступила первая печь, приобретенная у купчихи Прядиловой в Нижнем Новгороде.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Интересно разглядывать старинные изразцы.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Печь с изображением библейских и мифологических персонажей из дома купцов Мещановых в Коломне. Создана калужскими мастерами в 1770-м годах.
Петербург. Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица.
Из первоначальных тридцати залов музея сегодня можно посетить только четырнадцать. В остальных залах были полностью или частично утрачены интерьеры. Недоступны для посещения - египетский, готический, венецианский, фламандский залы, зал Фарнезе, зал Тюдоров, целая анфилада залов по искусству Франции. Большая часть коллекции музея была передана в Эрмитаж.
Половина музейный залов отошла художественной академии. Большой выставочный зал сегодня тоже не относится к музею, но его показывают во время организованных экскурсий. На фото ниже учебная часть.
Петербург. Художественная академия им. Штиглица.
Училище было основано и существовало на средства барона А.Л.Штиглица. Сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия носит его имя.
Петербург. Художественная академия им. Штиглица.
После музея можно прогуляться в район улиц Захарьевская-Фурштадская-Чайковского. Самый интересное здесь - доходный дом Нежинской или «Египетский дом» (ул. Захарьевская, 23, 1911-1913). Можно надолго задержаться, разглядывая древнеегипетскую символику на его фасаде.
Петербург. Египетский дом на Захарьевской.
Особенно впечатляет оформление парадных входов. В роли атлантов выступают изваяния бога солнца Ра. На голове бога солнца солнечный диск, обвитый священной коброй, в руках символ жизни - «анх», ключ к таинствам природы. Интересно, что в Древнем Египте подобные скульптуры ставили у гробниц фараона. Над входом размещен барельеф с Амона Ра - крылатым солнечным диском. Кобры по обеим сторонам означают баланс противоборствующих сил. Композиция символизирует защиту и мировое равновесие. Надо сказать, что для обычного доходного дома все это выглядит too much.
Петербург. Египетский дом на Захарьевской.
Капители колонн украшены ликами небесной богини любви Хатхор, повелительницы четырех сторон света.
Петербург. Египетский дом на Захарьевской.
Ажурные ворота с барельефом Амон Ра. В этой арке стоит обратить внимание на оформление стен и потолка.
Петербург. Египетский дом на Захарьевской.
Дворовой фасад. В оформлении стен использована фактурная штукатурка и стилизованные рельефы. Древнеегипетские боги стерегут лифт.
С удивлением узнала, что это не единственный «египетский» дом в Петербурге. Древнеегипетскую символику можно увидеть на фасадах домов на улице Зверинской, 31 и на Большом пр. ПС, 65.
Петербург. Египетский дом на Захарьевской.
Напротив, на другом углу перекрестка роскошный пример северного модерна - доходный дом Нельговской (ул. Захарьевская, 16, 1910-1911). На мой вкус один из красивейших домов Петербурга.
Петербург. Доходный дом Нельговской.
Художественное сочетание разных видов облицовочного камня в отделке фасада.
Петербург. Доходный дом Нельговской.
Оригинальный входной портал. Резная деревянная дверь скорее всего родная.
Петербург. Доходный дом Нельговской.
Еще одна парадная.
Петербург. Доходный дом Нельговской.
Доходный дом Зенкевич с медузой-горгоной на фасаде (ул. Фурштатская, 28, 1901). Сохранилась оригинальная ковка балконных и оконных решеток. Здесь очень красивая парадная с изразцовой печью.
Петербург. Доходный дом Зенкевич.
На Фурштатской стоит обратить внимание на этот особняк дворцового типа, который был построен для действительного статского советника Н.В.Спиридонова (ул. Фурштатская, 58, 1895-97). Пример пышной эклектики - атланты, скульптурные барельефы.
Петербург. Особняк Спиридонова.
С 1965 г. здесь размещается Дворец торжественных регистраций рождений "Малютка". Можно зайти внутрь и глянуть на парадную лестницу с шикарной ажурной решеткой.
Петербург. Особняк Спиридонова.
Сохранились кованные ворота.
Петербург. Особняк Спиридонова.
Интересная ковка по адресу ул. Чайковского,8.
Петербург. Улица Чайковского.
Пример необарокко - доходный дом Серебряковой (ул. Чайковского, 24, 1900 год).
Петербург. Улица Чайковского.
Знаменитый двор доходного дома Бака (ул. Кирочная, 24).
Петербург. Доходный дом Бака.
В районе Моховой тоже много интересного. Дом страхового общества «Россия» (ул. Моховая, 27-29, 1897-99). Основная часть дома построена по проекту Л.Н.Бенуа. Сам архитектор называл этот стиль французским неоренессансом и в качестве образца упоминал сгоревший дворец Тюильри.
Интересный факт - здесь проходили съемки фильма «Собачье сердце». Именно здесь снимали кадры с домом профессора в Обуховом переулке.
Петербург. Улица Моховая.
Интересно пройти проходными дворами загадочного дома Граббе (ул. Моховая, 26, 1913-14).
Петербург. Улица Моховая.
Один из внутренних дворов.
Петербург. Улица Моховая.
Стоит обратить внимание на особняк Безобразовой (ул. Моховая, 34, 1902-1907), который сегодня занимает Академия театрального искусства.
Петербург. Улица Моховая.
Модерн с элементами готики.
Петербург. Улица Моховая.
Напротив бывшее Тенишевское училище (ул. Моховая, 33-35, 1899-1900 гг.), в котором учился Владимир Набоков. Сегодня здесь учебный театр «На Моховой» при Академии театрального искусства.
Петербург. Улица Моховая.
И наконец, Летний сад - отличное место для отдыха после долгих хождений.
Петербург. Летний сад.
Зеленый уголок среди шумного города.
Петербург. Летний сад.
Самое интересное в Петербурге находится в стороне от традиционных туристических троп. Случаются такие неожиданные открытия, как Музей прикладного искусства при Художественной академии им. Штиглица, Египетский дом, дом Нельговской.
О других открытиях в Петербурге и не только читайте
здесь.