Что ж, пора подводить промежуточные итоги. Вчера прошёл второй общий для всех выпускников страны экзамен, и стало ясно, что в этом году битва за ЕГЭ проиграна его сторонниками. Наши полки бегут, бросая знамёна и барабаны. По общему мнению, такого не было ещё никогда. Чтобы не подставлять детей, скажу так: в кругу учителей и репетиторов варианты, которые были вчера на математике, были известны как минимум за два-три дня. Оставалась надежда, что это не те варианты, что это прототипы. Увы. Всё было известно заранее и дословно. Коллега, которая сидела наблюдателем в аудитории сказала: «Надо было видеть лица детей, когда они получили условия». По её словам, как минимум 90% аудитории облегчённо вздохнули и принялись строчить ответы. По телевизору говорят, что это, дескать, какие-то школьники из Бурятии выложили варианты в день экзамена. Ага, угу. За два дня до экзамена. Продвинутые такие школьники, умные. Мы имеем дело с заранее спланированной диверсией, которая преследует сразу несколько целей. Первая, постоянная цель - дискредитация ЕГЭ, как формы. Если проводить ЕГЭ по правилам, то образовательная наша мафия будет оторвана от очень жирного куска. Вторая, немного сиюминутная, но тоже важная цель - дискредитация лично министра образования Ливанова. Он очень рьяно взялся разбираться с фальшивыми диссертациями. Как я понял, процесс притормозили, но многие уже пострадали, а кое-кто даже присел. Такое не прощают. Понятно, что есть одни единственные глаза, в которых Ливанова можно дискредитировать, либо нет. Ну, значит, на них и расчет. Плюс несколько мелких побочных целей, типа пестования агрессивного национализма - подготовка почвы для потери Кавказа. Наберите в поиске видео на Яндексе или ещё где ролик «ЕГЭ в Дагестане». Весьма поучительно. Нет, я ни на минуту не сомневаюсь, что там ЕГЭ проходит именно так. Но ровно потому, что им позволено. Потом это смакуется на федеральных каналах, потом приглашается эксперт, который рассказывает, что ЕГЭ - это оболванивание народа, а стобалльники из горных аулов глумливо улыбаются в камеру и нарочито не могут связать двух слов. И общественное мнение создано.
Между тем,
ЕГЭ это первая, пожалуй, в российской истории попытка независимого оценивания результатов обучения. Массовый экзамен с едиными требованиями и стандартами проверки. Причём проверки обезличенной. Замечу, школы, где действительно хорошо учат, где учителя и школьники приучены к труду, сдают ЕГЭ без малейших проблем. И при этом дети из таких школ действительно и творческие, и знают много больше, чем требует ЕГЭ. И как-то совсем не оболванены. Вся буча поднята теми, кто исповедует ненавидимую мной концепцию «школа, как камера хранения детей». Им, конечно, неприятно, что все их портфолио, красивые презентации и расписные стенды достижений дезавуируются убогим баллом на Едином Государственном.
Однако, вернёмся к грустному. В этом году противники ЕГЭ победили с размахом. ЕГЭ-2013 провален, как экзамен полностью. Кто пострадал и что делать? Пострадали прежде всего хорошие ученики, те, кто одиннадцать лет честно учился и пахал для достижения результатов. Сегодня их обокрали. Точнее, ограбили, потому что кража это тайное проникновение. А тут мы имеем дело с типичным гоп-стопом. Унизительно и противно. Было наглядно показано, что тупой, но ушлый может легко получить баллы гораздо большие, чем честный трудяга. Более того, сегодня и завтра хороших детей буду наказывать лично я, проверяя работы. Потому что после такого ЕГЭ я буду цепляться к каждой мелочи, резать всё, что по критериям можно зарезать. И нормальные ученики пострадают. Думаю, я такой буду не один.
Что ж, как говаривал ослик Иа-Иа, удивляться не приходится. Когда по стране идёт воровство и враньё во всех сферах, в масштабах, поражающих воображение, странно предполагать, что именно образования это не коснётся. Именно с образования оно и начинается. Кто ещё пострадал? Учителя, которые честно работали, требовали от детей соблюдать хотя бы видимость правил и честной игры. На вручении аттестатов им придётся смотреть в глаза детям, которые, «как идиоты были единственные в аудитории без шпаргалок и телефонов». Взял в кавычки, потому как цитата из сказанного конкретным учеником конкретному учителю. Ну и результаты у этих учителей, возможно, будут ниже, чем «средние по району». И их прополощут на собраниях и педсоветах различных уровней, ну не умеют же работать, понятно. Вон у соседей какой балл!
Пострадала страна, которой в очередной раз наглядно показали, что честно жить - не надо. Она пострадала не сегодня. Сегодня все довольны и счастливы. Она пострадала через 5-10 лет, когда сегодняшние выпускники станут специалистами, пойдут строить дома, лечить людей, да хоть бюджет организаций планировать. Это поколение с первого шага учили, что враньё не только не наказуемо, но всячески поощряемо и выгодно.
Что делать? А всё то же самое. Нормально учить детей и быть честными. Не играть в эти игры, как бы ни хотелось. Есть такая поговорка - «Не тронь, чтоб не воняло». В последнее время приходится вспоминать её всё чаще. Слышишь? Не тронь! Хотя убедить в этом людей становится всё труднее.
Что бы я сделал на месте минобра? Я бы аннулировал результаты ЕГЭ. Да, был бы страшный скандал, но он меньше испортил бы репутацию, чем уже имеющаяся ситуация. Я бы инициировал поиск источника утечки. Реального источника утечки, а не уборщицы, которая, подметая кабинет, случайно взломала компьютер. Я уверен, что найти источник абсолютно реально, если кто-то этого хочет. Министр, насколько я понимаю, имеет право законодательной инициативы. Я бы инициировал приравнивание разглашения КИМов предстоящего ЕГЭ к разглашению гостайны. И все соответствующие меры. А ещё сыграл бы на жадности. Объявил бы, что первый, кто принесёт в Министерство до экзамена реальные КИМы, получает денежную премию, например, в миллион рублей, с условием раскрытия источника. А упустившего КИМы чиновника увольнять и штрафовать на тот же миллион, либо сажать. Думаю, в этом случае вероятность утечки существенно уменьшилась бы.
Да только никому всё это не надо, увы. Система имитации образовательного процесса настолько устраивает абсолютное большинство участников этого процесса, что поменять что-то будет потруднее, чем победить какого-нибудь внешнего врага.