О фильме "Успех". Автор сценария А. Гребнев, режиссер К. Худяков. В ролях Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Александр Збруев, Лев Дуров, Лариса Удовиченко, Анатолий Ромашин, Алла Мещерякова. Мосфильм, 1984.
Довольно известный фильм, но я его знаю недавно. Его нужно знать тем, кто любит чеховскую "Чайку". А прежде, чем смотреть фильм, обязательно нужно "Чайку" прочесть или посмотреть - иначе фильм не будет до конца понятен. (Или вообще не будет).
Еще одна история о том, как взаимодействуют жизнь и театр. (И я согласна, что фраза дурацкая, потому что звучит слишком по-научному). На этот раз не зритель видит свое отражение в спектакле, а готовящийся спектакль отражается в жизни исполнителей. И взаимно: их жизни и характеры - в нем.
В начале 1980-х годов в один областной театр приезжает из Москвы режиссер Геннадий Фетисов, по отчеству - Максимович (Леонид Филатов). В Москве у него сразу две неудачи: распался брак и произошел какой-то конфликт в театре, где он работал, из-за чего он и ушел. В областном театре он хочет ставить "Чайку". О Фетисове можно сказать, что он играет в жизни героя "Чайки" Треплева. Как и Треплев, он - борец с рутиной и ищет новые формы.
Биография Фетисова, насколько она раскрывается в фильме, похожа немного на биографию Филатова (родился в Казани, вырастила его мама), а немного, но меньше, - на биографию Треплева. У него есть мать, но с матерью они заботятся друг о друге. Мать, тихая и хозяйственная, совсем не похожа на блистательную Аркадину, которая любит молодиться и восторги. От Фетисова жена ушла к другому, как Нина Заречная - к Тригорину, а потом ее бросил этот другой, как Нину Заречную - Тригорин, но в остальном жена Фетисова совсем не похожа на героиню "Чайки", хотя бы потому, что эта бывшая пара - заметно старше, чем Треплев и Нина Заречная. У них есть общий ребенок, сын, который в фильме не появляется.
В областном театре, конечно, Фетисов должен работать с актерами. Тут зритель может заметить любопытную нарочную несообразность: в фильме заняты любимцы, "звезды", но в том мире, где происходит действие фильма, этих "звезд" нет. (Нарочная несообразность, которая есть не только в этом фильме. Ее полагается не замечать, но здесь она служит рассказу). "Звезды" играют актеров провинциального театра, из которых, наверное, большинство может считать себя в профессиональном отношении неудачниками. К большинству не принадлежит прима, Зинаида Николаевна Арсеньева (Алиса Фрейндлих), которая ожидает, что все будут сообразовываться с ее мнением. Но все актеры театра привыкли играть механически, не пытаясь проникнуть в глубину классических текстов. Это не зависит от таланта - просто противоположного подхода от них долго никто не требовал.
Театр, в который приехал Фетисов, как раз и представляет собой яркое выражение рутины, которую нужно победить.
А режиссер Фетисов - человек, серьезно относящийся к своему делу. Он хочет жизни в спектакле. Противопоставленная ему фигура - его однокашник Олег Зуев (Александр Збруев), актер этого театра, первоначально назначенный на роль Треплева, привыкший к легкому отношению и к жизни, и к работе. Он, конечно, отказывается от роли до премьеры. Ему найдут замену, но настоящий Треплев здесь - режиссер.
Фетисов вроде бы не говорит на репетициях ничего особенного: "Загадочная пьеса. Мы пытаемся ее разгадать". "Мы ставим "Чайку", чтобы заглянуть в себя. Вот предмет нашего изучения". Такое говорили много раз, но Фетисов в это верит и заставляет поверить своих товарищей-актеров.
В сюжете фильма сталкиваются две концепции: исполнительства как игры и исполнительства как проживания. И вторая должна победить.
Требование самоотдачи иногда приводит к жестокости. Жестокость невольная, но оказывается настоящей - она-то и возмущает Зуева, который думает, что Фетисов превратил людей в орудия своего замысла и играет ими. Фетисов заменяет исполнителя роли Тригорина: замечательного, но неудачливого актера Павла (его все называют Павлик) Платонова (Лев Дуров), к тому же подружившегося с ним и очень ему симпатичного, на вновь прибывшего актера Князева (Анатолий Ромашин), потому что понимает, что холодноватый Князев ему подойдет лучше. Платонов после этой замены умирает. Фетисов, кроме Треплева-новатора, сам играет в жизни и Тригорина-невольного погубителя. Он чувствует свою вину, тяжело переживает ее, но репетиции должен продолжать.
Фетисов также играет в жизни и Треплева, и Тригорина потому, что исполнительница роли Нины Заречной Алла (Лариса Удовиченко) влюбляется в него. Привести это может только к успеху спектакля, и ни к чему дальше: Алла замужем, Фетисов жениться на ней не намерен, и эта любовь приносит ей первое в ее жизни большое страдание. Но и помогает пониманию роли, потому, что это для нее - уже не роль.
Ближе к концу фильма Фетисову прямо говорят, что он хочет остаться Треплевым, то есть экспериментатором, а становиться Тригориным-любимцем успеха не хочет, потому что от должности нового главного режиссера в театре, где поставил "Чайку", он отказывается. Можно сказать, что Треплев - это сознательно избранная Фетисовым роль в жизни. То, что может напомнить Тригорина, он совершает вынужденно и, конечно, хочет избежать того же самого, что отвратительно и для Треплева, - скатиться в рутину.
Кроме "Чайки" в фильме процитированы еще две очень известных пьесы - "Сирано де Бержерак" и, ближе к финалу, "Гамлет". Обе цитаты выражают мысль о независимости, противопоставленной приспособленчеству. Ее так тяжело достичь, но главный герой стремления к ней не оставит.
Самого спектакля "Чайка" в фильме не слишком много - постольку, поскольку нужно показать, что вышло у Фетисова и актеров. Еще один образ взаимодействия театра и жизни вне сцены: Машу в "Чайке" играет вдова Платонова Нюся (Алла Мещерякова). И ее траур - это не сценический костюм, который требуется для роли.
Название фильма "Успех" можно понимать как успех спектакля, в смысле - рассказ о цене успеха, не только для актеров, но и для Фетисова. А можно - как вопрос о том, что есть успех в жизни. Может быть, он есть тогда, когда жизнь не бесцветна, когда в ней есть большие переживания - и радости, и горести. Фетисов в одном месте фильма высказывает такую мысль, пользуясь словами Тригорина из "Чайки". И получается, что именно такой успех он принес своим товарищам по спектаклю. С помощью проживания пьесы.
Можно сказать, что фильм даже не о жизни и театре, а о честном отношении к жизни. О том, что оно дает и чего оно стоит.
Так как фильм уже не новый, я его смотрю еще и как исторический. Он объединяет в моем представлении две эпохи: ту, которую легче было обвинить в поддержке рутины, и ту, в которой эксперимента было больше. Я их, конечно, воспринимаю такими уже издали, и значительно лучше помню вторую. А режиссер Фетисов пришелся как звено между ними.