В связи с ограничениями размера постов второй частью выкладываю оставшиеся фотографии и вставки.
2024.02.12. Внесена поправка по указанию из додзё̄ Сэйсинкан в №7.
Фото 3
2024.02.12. Внесена поправка по указанию из додзё̄ Сэйсинкан в №7. Прежнее название - Сэй (勢) заменено на Кобусидзимэ (拳攻め).
Фото 4 (два столбика справа) и 5 (2 столбика слева)
К фото 4:
Усвоить движения ног
Г-н Минова учился театральным движениям ног у ныне покойного г-на Кандзэ Хидэо, актёра театра Но̄, который бывал в додзё̄. Он говорит, что в Итиэн-но ката есть место, где включены эти движения в переработанном виде. На этих фото представлены движения ног, когда с начала идёт отход назад, и потом выход вперёд. В правом столбике - неверный вариант, при котором правая нога подтягивается к левой. В левом столбике - верный: нога полностью разгибается в колене, сила накапливается в левой ноге, и производится выход вперёд.
К фото 5:
Движения ног и принцип «7 долей ноги, 3 доли руки»
В кэндо̄ тоже бывает, что при ударе вперёд движутся руки, а потом ноги (на фото - отмечено ×). Г-н Минова говорит, что «если руки идут вперёд - то это признак нетерпеливой души». Кончик меча должен быть как приклеен, движутся с начала только ноги, а душа (т.е. руки) должны сдерживаться, и только после достаточного входа в зону противника наносится удар. Это возможно сделать, если помнить принцип «7 долей ноги, 3 доли руки».
Фото 6 (справа) и 7 (два столбика слева)
К фото 6:
Приём 1 Кириотоси (дэба): на что обратить внимание 1
Два раза делается подход суриаси в 3 шага, удар киримусуби в мэн. На третий раз утиката делает кириотоси, и сразу же проводит цуки в грудь противника. Вставив с начала киримусуби, г-н Минова хотел показать ката первого типа с принципом взаимного удара (аиути). «Дэба» - это когда кириотоси делается по воздуху так, чтобы не коснуться партнёра. В 8 приёме делается наоборот ириба, то есть достающий партнёра удар кириотоси.
К фото 7:
Приём 1 Кириотоси (дэба): на что обратить внимание 2
Утиката, сделав кириотоси и сразу после этого цуки в грудь партнёра, отходит на один шаг в исходную позицию. Далее он делает цуки в солнечное сплетение партнёра (2 фото сверху). Сиката парирует этот удар (фото 3). Из этого положения утиката, не разрывая мечи, подводит свой меч по обуху к цуба (нижнее фото). В каждом из этих движений важно состояние дзансин.
Далее утиката будет целиться нанести удар по левой руке партнёра, потому что она поднята вверх. На этих двух фотографиях представлена гипотетическая ситуация, как получилось бы, если бы удар прошёл. В самой ката этого нет: сиката понимает это намерение и быстро отходит, поменяв положение меча.
Фото 8 (правый столбик), 9 (средний) и 10 (левый):
К фото 8:
Приём 2 Цуба дзэриаи: на что обратить внимание
В первом приёме партнёры набрали дистанцию, и теперь они опять приходят к положению цуба дзэриаи (верхняя фото). Утиката сразу же делает полшага вперёд (сэмэ, фото 2), и, воспользовавшись ответным давлением противодействия партнёра, уходит в сторону (фото 3) и сильно бьёт по тыльной стороне правой руки партнёра навершием рукояти (фото 4). Обратите внимание, что для победы здесь используется сила партнёра.
К фото 9:
Приём 3 Райко: на что обратить внимание
Сиката принимает стойку ваки («боковая»), иначе называемую ё («солнечная»). В ответ утиката принимает стойку райко («вспышка молнии»), которая является видоизменённой стойкой хассо («восемь обличий», см. фото). В название райко вложен следующий смысл: подобно молнии, из неё можно наносить удары под разными углами, воспользовавшись разными брешами в обороне партнёра. Из этой позы, меняя положение тела, наносится удар в основание горла партнёра по диагональной линии сверху вниз.
К фото 10:
Приём 4 Макиагэ: на что обратить внимание
Здесь запечатлена сцена после того, как утиката провёл макиагэ и теперь контролирует партнёра. Утиката хватает партнёра за левое плечо и тянет вперёд. Сиката подаётся вперёд и пытается уйти, утиката не сопротивляется и отпускает пальцы. Использование противодействия партнёра здесь - как в Айкидо̄. В этой ката заложены и такие приёмы без оружия.
Фото 11 (2 столбика справа), 12 (средний столбик) и 13 (левый столбик):
К фото 11:
Приём 5 Хвост тигра: на что обратить внимание 1
С начала партнёры оба стоят в стойке тю̄дан, далее сиката опускает кончик меча к своей правой ноге, принимая стойку гэдан. Техника «тигриный хвост» (кобикэн) - заманивающий приём, при котором мечом движут подобно тому, как движется хвост тигра. Утиката, наблюдая за стойкой гэдан у партнёра, выходит на удар в мэн в тот момент, когда он начинает двигать мечом справа налево. Однако сиката уже готов провести технику суриагэ: лезвие его меча направлено направо, а обух вверх.
К фото 12:
Приём 5 Хвост тигра: на что обратить внимание 2
Сиката проводит мэн-суриагэ-мэн, на что утиката выставляет правую ногу вперёд и парирует меч партнёра (верхнее фото). Заманивающий «хвост тигра» не сработал, и меч сиката ударил по воздуху (фото 2). Утиката тогда уходит в сторону и навершием рукояти сильно бьёт по левой лопатке партнёра. Во втором приёме он разбивает правую кисть партнёра, а здесь ещё и левую лопатку.
К фото 13:
Приём 6 Единица: на что обратить внимание
Из стойки тю̄дан утиката широко выдвигает левую ногу влево вперёд по диагонали, одновременно разворачивает меч на бок левой гранью вверх. Меч движется влево параллельно полу. Сиката делает два шага и один удар мечом в мэн, а утиката уклоняется от удара и разворачивает свой меч, нанося горизонтальный удар слева направо по корпусу, будто рисует единицу. Если хорошо отработать движения рук слева направо по горизонтали, то это можно будет применять и с малым мечом котати.
Фото 14 (2 столбика справа), 15 (левый) и 16 (внизу слева):
К фото 13:
Приём 7 Напор: на что обратить внимание
Естественно происходит разрыв дистанции. Из этого положения сиката принимает стойку дайсэйган, направляя лезвие меча на партнёра. Утиката, не испугавшись, делает вход (сэмэ) к левому кулаку партнёра, сокращая дистанцию. Сиката, как бы говоря «ну раз так, то я вот так!», придерживает кончик меча партнёра, и затем принимает стойку левый дзё̄дан. Утиката продолжает вход, и сиката, как бы говоря «тогда я вот так!», принимает стойку правый дзё̄дан. Идея для этой части заимствована из 6 номера в Кэндо̄ ката
К фото 14:
Приём 8 Кириотоси (ириба): на что обратить внимание
Утиката заманивает сиката нанести удар в мэн. Утиката проводит суриагэ против него. Далее сиката заманивает утиката нанести мэн, сбивает его вверх и оба партнёра принимают стойку дзё̄дан. Сиката делает кириотоси в мэн партнёра с возгласом «То!». Ката, начавшаяся со взаимных ударов киримусуби, здесь показывает полное развитие техникой кириотоси.
К фото 15:
Спасибо за помощь в съёмках Хираока Такахиро, 7 дан кёси (слева) и Накадзима Хадзимэ, 6 дан (справа).
Вставка 1
Синай изобретён 500 лет назад: чему это нас учит
(от кэндзюцу, неразрывно связанного с войной, к культуре кэндо̄)
Эпоха, когда синай был неразрывно связан с настоящим мечом
Камиидзуми
Нобуцуна
Изобретение бамбукового меча
(передал завет: «Это удобный тренировочный меч, но если не вложена душа, то он нанесёт вред»)
Эпоха воюющих провинций
Противоречие меча
сацудзин то̄ против кацудзин кэн (зарождается философия го̄-но сэн; будучи осаждённым в замке, применил на практике понятие «кацудзин»).
Середина периода Эдо
Формализация ката (утрачивается истинный смысл ката)
Исследование возможностей утикоми-гэйко с применением кэндо̄гу
[i] Популярен длинный синай как у О̄иси Сусуму
[ii] Период заката сёгуната
Появление Ко̄бусё
[iii] Отани Сэйитиро̄
[iv]установление длины бамбуковых мечей (112 см), отказ от ката и переход только на сражения
Найто̄ Такахару
[v]Выступал против императорских соревнований
Послевоенный период
Возрождение кэндо̄
разработаны синай и бо̄гу (защитное снаряжение) - продукты компромисса
изменился вид кэндо̄
Эпоха культуры кэндо̄
повторное открытие додзё̄ Нома
Мотида Моридзи
«Будет хорошо получаться, если думать, что это меч (катана)»
Установление принципов кэндо̄ (Путь формирования личности)
Мотидзуки Масафуса
«Используй своего партнёра» (философия меча)
Морисима Такэо
провозглашал «Иппон с первого удара» (философия меча)
Разделение меча (катана) и бамбукового меча (синай) в «Руководстве для наставников кэндо̄»
Наследие, принятое в Сэйсинкан
Вставка 2
5 заветов для изучающих Итиэн-но ката
От узкого понятия ката к широкому ката (от пошагового продвижения к стремительному прогрессу)
- На отработке тати судзи учиться понимать строение камаэ
- Усвоить темп, с которым образуется дистанции без лишнего напряжения и лишних движений, а также течение ки и логику движения ног. Узкое ката - это формальные действия, а широкое ката - это логичные действия. Поэтому нужно учиться из первого вида ката входить во второй.
- На первом и втором виде ката учиться формальной и логичной стороне атаки и ожидания. Ноги атакуют, а сердце ожидает. Учиться соотношению атаки телом в 7 долей, а ожидание душой - 3 доли.
- Все ката первого вида предполагают мощь при встрече с партнёром, победу за счёт напора. Мощь - это способность подавить партнёра даже не двигаясь, а напор - это движение, которое отвечает всем возможным изменением на поле боя, и которое приносит победу. Мощь - это тихая бездвижность с затаённой энергией, это позиция, с которой не отступают. А напор - это движение. Нужно сердцем постичь, что это - движение в тихой бездвижности, единство действия и бездействия, как нас учили наши предсшественики.
- Активно пробовать разные ответные техники кэндо̄, и учиться смыслц понятия го-но сэн, которому учат ката второго вида. Нужно постичь то, чему учили наши предшественники: принцип го-но сэн, согласно которому «наносят удар, дав ударить», доступен только очень умелым.
[i] Снаряжение для кэндо̄: мечи, защитные доспехи и т.п.
[ii] иначе О̄иси Танэцугу (1797 -1863), основатель школы О̄иси Син Кагэрю̄. Отличался высоким ростом в 212 см и использованием длинного бамбукового меча около 160 см.
[iii] Основанная в 1855 году военным правительством школа, где впервые в истории Японии проводили массовое обучение воинским искусствам.
[iv] иначе Отани Нобутомо (1798-1864), один из величайших мастеров меча период заката сёгуната наряду с О̄иси Танэцугу.
[v] (1862-1929), один из самых влиятельных мастеров в мире кэндо̄ начала XX века.