Проблемы разделяющей дисциплины (конспект по мотивам аудиолекции Г.Ньюфелда). Часть 1.

Oct 27, 2012 11:15

Оригинал взят у lizzytaki в Проблемы разделяющей дисциплины (конспект по мотивам аудиолекции Г.Ньюфелда). Часть 1.

о любви и принятии или о том, почему "мамочка, я больше не буду" часто ничего общего с "я понял, что так нельзя и понял как можно" не имеет



Вместо эпиграфа зарисовка из жизни. Однажды с детьми в детской библиотеке наблюдали сцену. Пришла бабушка с внуком лет 6-7 книги какие-то отдать и новые взять. Сделали необходимое, бабушка внука зовет уходить, а мальчик заигрался с детьми, которые там были, оттягивает момент. В итоге после третьего раздраженного предупреждения бабушка говорит: «Ну, все, я пошла тогда», -  и направляется к двери. Внук бросает все забавы и,  догоняя, дрожащим голосом кричит: «Нееет, только не это!!»….

Что же такое разделяющая дисциплина (time-outs)?  Очень важно подчеркнуть, что разделяющая дисциплина и действия, нами совершаемые, имеют разный смысл для взрослых и детей. Для взрослого - это прерывание действия или игры, чтобы подумать над проблемой. Для детей же  это прерывание отношений, когда попадаешь в неприятную ситуацию. Подумайте, что происходит когда наш близкий человек молчит или холоден к нам?  Чаще всего мы полагаем, что проблема в отношениях, «что-то случилось между нами».  Потому что стремление к привязанности - базовый инстинкт.  Ведь никто из  нас не додумается лишить ребенка еды или питья, пока он не станет вести себя хорошо, а потребность в привязанности  даже сильнее голода.

По Ньюфелду, разделяющая дисциплина -  это любое физическое или эмоциональное разделение с рабочей привязанностью, чтобы добиться желаемого поведения.

Примеры дисциплины, основанной на разделении:

-  Игнорирование, молчание, холодность, симуляция ухода

-  Изоляция, избегание, заключение в одиночестве, отстранение, отказ в любви, отказ в близости («иди посиди  в комнате и подумай», «не смей приходить, пока не успокоишься», ссаживание с рук младенца и т.д.)

-  Ультиматумы («ты не можешь здесь быть/жить, пока ты так себя ведешь», «не буду с тобой дружить, пока ты ….», «ты меня в гроб загонишь», «продам тебя цыганам, если будешь…», «тебя дядя полицейский/бабай/тетя заберет, если…»  и таких часто используемых фраз очень много, список легко дополняется).

Чтобы понимать и глубоко чувствовать, что тебя безусловно любят всегда, необходимо развитое интегративное мышление, которым дети не способны обладать в силу возраста (да что уж греха таить, и многие взрослые имеют с этим проблемы), и безопасная привязанность, препятствием для которой и может стать частое использование разделяющей дисциплины.

В литературе же для родителей сплошь и рядом советы применять разделяющую дисциплину, чтобы добиться желаемого поведения. Основными доводами за тайм-ауты считаются:

-  дает возможность погасить нежелательное поведение, удалив ребенка от источника поведения (но поведение - это лишь верхушка внутренних проблем,  потому мы не сможем скорректировать внутреннюю эмоциональную часть последствиями определенного поведения)

- успокаивает ребенка и ведет к лучшему самоконтролю (если успокаивается, то только потому что ему очень тревожно и беспокойно, он глубоко не понимает, что происходит с привязанностью, страх)

- саморефлексия ребенка («пойди в свою комнату и подумай» - они просто к этому не готовы, зародыши интегративного мышления появляются лишь в 5-7 лет, они не думают о своем поведении, а чувствуют  тревожность за связь)

- безопасный и цивилизованный способ вместо агрессивных реакций, шлепков-ударов (если взрослый не может сдержаться от таких реакций, то это ему нужен тайм-аут, а не ребенку -  можно уйти в ванну,  не показав ребенку, что проблема в отношениях, а лишь нам  нужно время успокоиться).

Иногда родители чувствуют себя беспомощными и утверждают, что ничего, кроме этих методов не работает. Почему разделяющая дисциплина работает, если  она работает?

Во-первых, потому что разделение или угроза разделения с рабочей привязанностью  вызывает тревожность - это как базовый фундамент разрушают под ребенком, потому что близость  к тем, к кому мы привязаны - базовая необходимость. И «мамочка, я так делать не буду» идет из внутреннего отчаяния, небезопасности, тревожности  и стремления к близости, а не потому что ребенок понял посыл «так делать нельзя» - это инстинктивное перекрывание пропасти с близким человеком.

И во-вторых, если привязанность хорошая, то погоня за близостью принимает форму желания ребенка быть хорошим. Вроде все хорошо, но тогда здесь уже нет безусловного принятия, а это, в свою очередь, ведет к кризисам привязанностей и застревании в развитии ребенка.

Классический пример, как и в начале поста. Ребенок не хочет идти куда-то после нескольких просьб. Мама говорит: «Ну ладно, я тогда пошла, пока-пока», - и ребенок мчится за взрослым. Из страха быть разделенным с близким человеком! Это вынуждает ребенка к погоне за близостью. И потом ребенок не отпускает на работу («мамочка, не уходи, пожалуйста») - в этом случае взрослым уже не нравится, что ребенок хочет быть с нами, в отличие от первого, парадокс.

Разделение действует именно так в любом возрасте. Просто для малышей физическая сепарация наиболее очевидна и страшна, а подросшие дети  (и взрослые) чаще сталкиваются с разрывом эмоциональной связи.

По уровням привязанности:

Если ребенок маленький и привязан  лишь на уровне чувств, то для них тайм аут - это паника, она всегда ведет к погоне за физической близостью.

Если ребенок привязан на уровне похожести, то сепарация ведет к копированию и даже клонированию, лишь бы быть похожим, как это бывает в дворовых бандах, «чтобы быть своим» (там нет глубокой привязанности).

Только когда привязанность углубляется до 3 уровня (желание принадлежать), тогда ребенком двигает импульс  быть хорошим для близкого человека. Но разделяющая дисциплина в этом случае все равно ведет к такому импульсу из тревожности  и отчаяния - это важно помнить.

На  следующих трех уровнях - значимости, любви, желании быть познанным - бОльшую роль играет непрерывность и безопасность эмоциональной близости.

То есть, не стоит использовать разделяющую дисциплину именно из-за причин, по которым она работает!

Мы хотим сиюминутных решений и эффектов, но ведь мы растим детей. Нужно помнить о последствиях и видеть всю картину. Как  антибиотики - они работают, но нужно помнить о последствиях и стараться избегать их, пока возможно. Нет никакого другого сильнейшего влияния на нас, как разделение с людьми, к которым мы привязаны. Именно поэтому нужно быть осторожными! Да, единичные случаи столкновения с сепарацией не будут  проблемой при условии, что не теряется эмоциональный контакт, родитель остается мягким и включенным, а ребенок уверен в безопасности связи. И это зависит от нас - родители в ответе за отношения с детьми, а не дети.

Отношения на первом месте ВСЕГДА, поведение - второстепенно. Наша задача не просто вырастить хороших детей, задача - позволить ребенку развить свой человеческий потенциал.

философия процесса

Previous post Next post
Up