Киш и Нидж. Кавказская Албания, или Азербайджан христианский

Jan 29, 2020 18:02



Закавказье впечаляет хотя бы тем, что по всем законам современной карты мира быть бы ему мусульманским, а всё же "за стеной Кавказа" спрятан христианский уголок. Даже в Азербайджане не всё однозначно, и речь сейчас вовсе не о русских молоканах, сёлам которых была посвящена прошлая часть. В двух сотнях километрах от Баку через Шемаху, близ города Габала, есть село Нидж (5,9 тыс. жителей), где живут удины - маленький христианский народ, по языку близкий дагестанцам. Севернее по лесистым горам стоит немало старинных церквей, самая известная из которых сохранилась в селе Киш (6,8 тыс. жителей) - предместье старинного Шеки. Всё это - осколки древней Кавказской Албании, которая в чуть альтернативной истории могла бы остаться христианской страной на месте нынешнего Азербайджана. Ну а в 21 веке албанский вдруг снова стал актуальным - вот и на заглавном кадре вовсе неспроста Нагорный Карабах.

Азербайджан - страна не очень набожная (где-то между Узбекистаном и Казахстаном), но всё-таки мусульманская, и мечети, по большей части современные, здесь встречают на каждом шагу. Вот только от Средней Азии, Северного Кавказа или соседней Турции отличает их одна деталь - это шиитские мечети:

2.


Ислам, как и христианство - не монолит, и более того, дробиться на бесчисленные секты и течения он начал буквально на поминках по Мухаммеду. Первый вопрос, который встал перед осиротевшей уммой, был весьма логичен - кто же возглавит её? Одни считали, что должность имама должна быть выборной, а другие - наследуемой среди прямых потомков Пророка. Так как сам халиф был не из них, вскоре молодую мусульманскую империю охватила гражданская война. Сторонники Халифа, впоследствии сунниты, тогда взяли верх, а наследники Пророка - зять Али и внуки Хасан и Хусейн, - один за другим погибли. Но выжили правнуки, а значит династия Праведных имамов продолжилась. На 12-м колене малолетний Мухаммед аль-Махди ушёл в иные миры, став Сокровенным имамом, который однажды вернётся на Землю в качестве Мессии. Физически династия оборвалась, но учение 12 имамов осталось. В современном мире шииты составляют 10-20% мусульман, а по своему влиянию стоят с суннитами как минимум наравне: клан Асадов в Сирии, непобедимые хуситы Йемена и конечно же претендующий на гегемонию исламского мира Иран - всё это про шиитов. И напрашивается мысль, что Азербайджан шиитским сделали именно персы, но всё как раз наоборот - это азербайджанцы сделали шиитским Иран!
С 11 века историю Передней Азии писали туркмены - кочевники из закаспийских песков, покорившие земли от Балхаша до Босфора. В чехарде империй сменяли друг друга бившиеся с крестоносцами сельджуки, растоптанный монголами Хорезм, возродившиеся на руинах монгольских колоний кочевые орды Чёрных (Кара-Коюнлу) и Белых (Ак-Коюнлу) овнов, и наконец - овладевшие Константинополем турки-османы. Но в суннитской Османской империи уже тогда возникла мощная антисистема - кызылбаши. В переводе - "красноголовые" из-за характерных шапок с 12 красными кистями по числу Праведных имамов. Ещё они брили бороды, зато носили длинные усы и чубы до полуметра, и представляли собой союз племён туркмен-шиитов, исконно тюркское, кочевничье начало азербайджанцев. К тому времени на берегу Каспия уже лежали небольшие шиитские монархии Гилян и Мазендеран, но в основе кызылбашей был орден Сефевия из города Ардебиль - ближайшего в Иране к азербайджанской границе. В 16 веке кызылбаши-Сефевиды начали экспансию на юг и восток, и вскоре "пересобрали" Иран, впервые за много веков восстановив его как единое государство. Что удивительно, границы их империи почти не менялись с тех пор - лишь афганцы отняли у персов Герат, а Россия в начале 19 века захватила Дагестан и Закавказье. Возрождение Персии способствовало распространению в ней шиизма, а роль тюрок в этом деле актуальна до сих пор - самым известным азербайджанцем современного мира остаётся, безусловно, аятолла Хаменеи.

2а.


Более того, на север от Ардебиля идеи Сефевидов распространялись куда медленнее, чем на юг. И больше через смешанные барки - ещё в 19 веке около половины "закавказских татар" Российской империи оставались суннитами. В нынешнем Азербайджане суннитами остаются коренные народы на севере и западе (лезгины, авары, цахуры, грузины-ингилойцы), но и отдельные общины азербайджанцев-суннитов попадаются по всей стране вплоть до Талышских гор у границы с Ираном. Если разные ветви христианства создали совершенно разное искусство, и католическую церковь от православной отличит почти любой, то у шиитских мечетей по сравнению с суннитскими каких-то архитектурных отличий не видно. Даже "руку Фатимы", в Иране часто заменяющую полумесяцы, в Азербайджане мы видели дай бог пару раз. Как и в Средней Азии, в центре внимания пиры - святые места, в первую очередь у особенно чтимых могил. По обе стороны Аракса мне попадались вот такие чеканные гробницы, но и тут это скорее национальное персидское, а не религиозно-шиитское, искусство:

3.


Самое характерное отличие шиитских мечетей - ящик с камнями у входа. Эти камни, или вернее глиняные пластины, называют мохура. Прихожане кладут их на пол, и сами прикладываются к ним лбом - шиитская традиция требует бить поклоны земле, а не пушистым коврам мечети. Но в основном шиизм по сравнению с суннизмом менее формален: достаточно сказать, что сунны, гигантские сборники эпизодов из жизни Пророка, в шиизме не являются обязательной инструкцией, как жить. Ещё шиизм не ограничивает изображение людей и животных, и даже пять намазов шииту не обязательно совершать строго по графику - можно и сдвигать 2-3 служения в одно.

4.


Шиизм не отменят рамаданов, табу на свинину и алкоголь и требование к женщинам ходить с покрытыми головами. Но нынешний Азербайджан - страна светская:

5.


А шиитский культ шахидов, первыми из которых были Али, Хасан и Хусейн, здесь принимает сугубо гражданский вид: это у нас "шахид" - чуть ли не синоним "террориста", а в исламе так называют всех погибших за правое дело. Азербайджанские шахиды - это в первую очередь жертвы Карабахской войны и бакинского "Чёрного января".

6.


И казалось бы, при чём здесь Кавказская Албания?

7.


Утром после дождя мы с Ольгой Лаурентин lotmir, Людмилой tarrri и Еленой без блога покинули гостиницу да поехали в сторону нависающих над Шеки зелёных гор. Киш почти вплотную примыкает к городу, а в его извилистых каменных улицах не так-то легко заблудиться - на каждом углу висит указатель к "Албанской церкви I века нашей эры".

8.


Словосочетание "Кавказская Албания" наводит на мысль, что наверное это на Балканы албанский народ когда-то перекочевал с Кавказа. На самом деле, напротив, албанцы на Адриатике жили ещё до эллинов, зато армянский язык по одной из гипотез попал в Закавказье с Балкан. Албаний в мире минимум три штуки - ещё так называли Шотландию (отсюда - Альбион), а Шкиперю называют до сих пор. Общего между ними не больше, чем между Белогорском в Крыму и Белогорском в Приамурье: "albus" по-латински - "белый", и это было созвучно с названием из других языков. Левобережье Куры от Алазани до Аракса персы называли Арран, армяне - Алванк, а ещё как ни вспомнить, что по ту сторону Кавказа лежит страна, отличающаяся в названии всего на одну букву - Алания. В Арране жило 26 племён с невзаимопонятными языками, большинство из которых, - гелы, леги, чилби, сильвы, лпины, цоды и самые многочисленные гаргары, - принято относить к нахско-дагестанской языковой группе. У других названия намекают, что могли быть здесь и арии-массагеты (маскуты), и прото-грузины (алазоны), и даже о прародине тюрок в Закавказье гипотеза есть. Эти племена помогали персам воевать с Александром Македонским, а в 66 году до нашей эры албанцы решили поживиться, обнаружив воинский лагерь у своих границ. Но не на тех напали: это оказались римляне, преследовавшие отступавшего в Керчь греческого царя Митридата. Отбив атаку варваров, год спустя Гней Помпей вернулся, разбил албанское войско и сжёг лес, куда бежали его остатки, а затем провозгласил над Албанией римский протекторат. И видимо не без влияния Рима албанские племена образовали подобие государства со столицей Кабалак (ныне это Габала, или вернее городище в её окрестностях) и царской династией, известной как ни больше ни меньше Арраншахи.

9.


В культурном отношении Албания сразу же попала под влияние соседней Армении, и сведения о ней в основном дошли до нас в книгах армянских учёных, в первую очередь "Истории страны Алванк" Мовсеса Каганкатваци. Род Арраншахов он выводил от маскутского вождя Санатрука, но достоверные сведения об албанских царях появляются лишь с 4 века, когда Парфией, Армений и Албанией правила разветвлённая династия Аршакидов. Её арраншах Урнайр в 370-х годах принял христианство, а в итоге албанские цари даже пересидели армянских: в 387 году Армения была разделена между Римом и Ираном, и шахиншах широким жестом одарил лояльного арраншаха новыми землями - Шакашеной в предгорьях Кавказа и Утиком и Арцахом на правобережье Куры, где была основана новая столица Партав (Барда). Какой народ жил в этих землях прежде - спор актуальный и в наши дни: в Азербайджане принято считать, что Албания лишь вернула своё, когда-то отнятое Арменией. В то же время в названиях Арцах, Шакашена, Шеки отчётливо читается корень "саки": можно предположить, что тут жил закавказский вариант скифов, к тому времени растворившихся среди албанцев, армян и грузин. Но до нынешних распрей было ещё далеко, а когда Иран начинал "закручивать гайки" и насильно обращать христиан в зороастризм, три закавказских народа восставали единым фронтом. Итоги восстаний были различны: в 461 персидский шах низложил мятежного арраншаха Вачэ (подавшегося в отшельники), а в 487 Вачаган III Благочестивый вновь взошёл на арраншахский трон. Прозвище своё он получил не случайно: при нём и церквей было построено "столько, сколько дней в году", и Алуэнский собор проведён, и в целом 23 года его правления стали высшим расцветом Албании. Со смертью Вачагана арраншахи вновь были низложены, а на смену царству пришло Арранское марзланство - провинция Сасанидской Персии. Албания, однако, не сдавалась, и в 628 году её возглавила новая, полностью арменизированная династия Михранидов, со вторым царём которой Джаванширом был связан последний подъём этой забытой страны. С севера на Албанию всё активнее напирали хазары и славяне, а с юга в 705 году и вовсе пришёл Арабский халифат. Албаны по-прежнему представляли собой конгломерат племён, часть из которых в последующие века остались верны христианству и растворились среди армян и кахетинцев, а часть таки приняли ислам и подобно Согдиане или Хорезму персиизировались - в данном случае среди азеров (это не оскорбление - так действительно до тюркизации назывался народ Азербайджана).

10.


На кадре выше - кафе, куда мы зашли переждать дождь за чаем и азербайджанским омлетом "кюкю". Здесь же сувенирная лавка с коврами да яма старинной гончарной печи. А вот напротив, внезапно, памятник Туру Хейердалу, который в Азербайджане слывёт большим другом страны. Дело в том, что на старости лет великий мореплаватель ударился в норвежский вариант фоменковщины, заключив, что скандинавские боги - это на самом деле люди, вожди кочевников асов, когда-то принёсшие на Север цивилизацию. Их прародину Асгард он искал по созвучию названий то в Азове, то в Азербайджане, родословную Тора возводил к тюркам, а родословную Одина - к удинам. В петроглифах Гобустана он углядел лодки той же конструкции, что использовали предки викингов, а в Кише по его инициативе в 2000-03 годах работал азербайджано-норвежская археологическая экспедиция. И хотя установила та экспедиция, что Кишская церковь никак не I века и даже вообще не албанская, тут легко подумать, что всё было в точности наоборот.

11.


Вот она, Кишская церковь без явного посвящения - простая, маленькая и неказистая, но действительно не похожая на армянские и грузинские храмы:

12.


Местные легенды, записанные тем же Мовсесом Каганкатваци, возводят крещение Албании к Святому Егише, или Гергецу - апостолу "третьей волны" Елисею, ученику Фаддея. Киш, или Гис, был тогда культовым центром Албании, и Егише, крестив албанцев, разрушил святилище да построил на его месте христианский храм, у алтаря которого вскоре погиб от руки язычника. Теоретически, в этой легенде нет ничего невероятного, и для обрядов это место действительно использовалось испокон веков. Вот только "церковью 1 века" было уж точно не нынешнее здание, а какая-нибудь времянка или даже просто алтарь под открытым небом. Скандинавские археологи пришли к выводу, что нынешний храм построили православные грузины в 11-12 веках, а в 1310 году церковь Святой Богородице в Гисе упоминается как центр небольшого епископства:

13.


Всерьёз и надолго в Албанию христианство пришло из Армении - по тамошним преданиям, арраншаха Урнайра крестил сам Григорий Просветитель. Что, впрочем, опять же не выглядит правдой - крещения двух стран разделяет 70 лет. Скорее, в христианство переходили албанцы в Армении, в основном в нынешнем Карабахе, и во главе их общины в 313 году Григорий рукоположил первым албанским владыкой своего внука Григориса, у могилы которого позже вырос монастырь Амарас. Сто лет спустя, в эпоху Вачагана Благочестивого, у Албанской церкви уже был архиепископ и 8 епархий с центрами в городах Партав (Барда), Кабалак (Габала), Шеки, Гирдымын (Шамкир), Пайтакаран в низовьях Куры и Амарас в Карабахе. К тому времени Албанская Апостольская церковь, следом за Армянской, не признала Халкидонский собор, но если под Константинополем все православные церкви были равны, то теперь албанцам рядом с армянами осталась роль "младшего брата". Как православная церковь делится на несколько независимых друг от друга патриархатов, так и армянскую слагали в разные времена 3-4 католикосата, одним из которых стал Албанский (Агванский) католикосат, лишь поначалу обособленный этнически. В 551 году был рукоположен первый албанский католикос Абас, провозглашено каноническое армяно-албанское единство, и даже языком богослужений стал армянский, давно вытеснивший гаргарский (на основе которого Месроп Маштоци даже создавал албанам алфавит) из межнационального общения албанских племён. В 704 году католикос Нарсес Бакур был низложен и проклят за попытку перейти в халкидонство (православие), видимо надеясь таким образом найти помощи Византии от надвигавшихся арабов. Большинство потомков его прихожан подались в мусульмане.

14.


В Кишской церкви с 2003 года музей. На его витринах - древнеалбанская керамика Ялойлутепинской культуры и подаренный Норвегией стеклянный голубь:

15.


15а.


Под каменным крестом в своде купола - чрезвычайно стильная, но явно современная люстра. Я подумал было - ещё один дар норвежцев, но нет, сделал её вполне себе азербайджанский керамист Эльдар Мамедов.

16а.


Христианский алтарь и реплики предметов с албанскими надписями из Мингечаура:

16


А под христианским алтарём - языческий:

16б.


Захоронение во дворе церкви. Археологи нашли тут несколько могил 980-1060-х годов, и судя по расположению, они старше церковного здания:

17.


А вот саркофаг богатых христиан 4 века привезли в 2011 году из села Дахна:

18.


На барельефе его крышки сложно не разглядеть морские корабли:

18а.


На самом деле за безусловно албанской церковью стоило ехать не сюда, а в деревню Кум близ Гаха - там сохранилась пусть и в почти бесформенных руинах, но всё ж таки аутентичная и к тому же огромная (39 на 19 метров) базилика 5-6 веков. И я теперь кусаю себе локти, пытаясь понять, что ж помешало нам в неё заехать - крюк-то вышел бы на полчаса, и второго шанса её увидеть (см. заглавный кадр) у меня не будет....

19. фото из азербайджанской википедии.


А вот реконструкция храмового комплекса в Мингечауре, ныне затопленного Курой - тут в основе языческое святилище 3 века, переделанное в церковь, расширявшуюся вплоть до разрушения арабами. Артефакты из него (см. по ссылке) здорово могли бы дополнить мой пост, но Музей истории Азербайджана в Баку я застал закрытым на реконструкцию. Много фото оттуда есть здесь.

19а.


В ограде Кишской церкви - макеты других албанских храмов, сама традиция которых весьма заметно отличалась от грузинской и армянской. По крайней мере тех, которые выбраны здесь. Вот слева Кумская базилика "при жизни", справа - Едди-Килисе (7 церквей) села Лекит, представлявших собой скорее храм и комплекс епископских склепов-часовен 9 века.

20.


Ниже - три ротонды 4-5 веков из того же Лекита, Мамруха близ Закаталы и с городища Старой Габалы. На них подозрительно похожа Трёхсвятительская церковь во дворце Шекинского ханов, перестроенная в 1853 году из мечети. А вот из чего перестроена мечеть - история умалчивает, но все остальные мечети в Шеки выглядят совсем по-другому:

21.


Как и храм Сурб-Ованнес в Гяндже (1633), в нынешнем Азербайджане значащийся "албанской церковью", на армянские базилики не очень-то похож:

22.


А вот храм Сурб-Григор в Баку (1903) - армянский до мозга костей (если таковой бывает у здания), но тоже здесь считается албанским:

23.


И это даже не совсем беспочвенно - ведь Агванский католикосат на тысячу лет пережил саму Кавказскую Албанию, а центром его с 15 века стал Гандзасар - главный армянский монастырь Карабаха. Его духовная власть распространялась на всю территорию нынешнего Азербайджана (кроме Нахичевани) и Дагестан. В середине 18 гандзарский католикос Есаи-Гасан Джалалян пытался получить в своё управление армянские приходы России и в 1751 году даже добился этого в Астрахани. Но при Екатерине II чаша царских симпатий склонилась к Эчмиадзину, уже в конце века под его католикосат вернулись российские армяне, а затем и Россия пришла сюда сама. В 1815 году Албанский, Агванский, Гандзасарский католикосат был понижен до митрополии, а в 1836 и вовсе упразднён и разделён на Шамаханскую и Карабахскую епархии.

24.


Концепцию албанства в своё время поднял на щит Зия Буниятов - герой Великой Отечественной, президент республиканской Академии наук... и одиозный идеолог-националист, утверждавший, например, что Сумгаитский погром устроили сами армяне. За пределами Азербайджана на нём клеймо злостного фальсификатора истории, а убит он был 1997 году и вовсе террористам "Хезбаллы" за то, что выбрал для страны курс не на Иран, а на Турцию и Израиль. И всё же идея вспомнить об Албании пусть и опошлена дуболомным исполненнием с практически автозаменой "армя-" на "алба-", сама по себе по-настоящему красива. В борьбе за умы положение азербайджанцев всегда было довольно уязвимым: ведь они с точки зрения древних надменных армян и грузин - незванные тюркские гости, временная напасть, да и вообще настоящий Азербайджан - это персидская провинция за Араксом! Совсем иное дело, если азербайджанцы - потомки живших тут задолго до армян кочевых ариев и кавказских горцев, когда-то в исламе перешедших на персидский язык, а под властью туркмен - и на тюркский. Более того, в контексте Албании выходит что и армяне Карабаха - тот же самый народ, просто ассимилированный в другую сторону за века армянской оккупации. Агванский католикосат же, просуществовавший вплоть до Нового времени, даёт формальный повод не относиться к Кавказской Албании как к делам давно минувших дней. И даже ликвидация католикосата не беда: все знают же, что Россия в Закавказье всегда плясала под армянский дудук! Албанство позволяет Азербайджану интегрировать в свою культуру христианское наследие Восточного Закавказья, и более того - оно позволяет считать Карабах своей "украиной" с Эрменистаном вместо Польши. Армяне же, наоборот, считают, что азербайджанцы албанцев когда-то истребили, а теперь примазываются к их наследию. И по своим впечатлением от посещения Карабаха я скажу, что нынешнее поколение его жителей албанцами записываться точно не пойдёт. Однако и в вопросах долгосрочной "мягкой силы" Азербайджан может перенимать опыт "такого друга, как Турция".

25.


Закавказье и Средняя Азия как две периферии Большого Ирана в его истории удивительно симметричны. И там, и там господствуют оседлые тюрки - узбеки с одной стороны Каспия и азербайджанцы с другой. Следующим слоем идут остатки персоязычных народов выше по горам - там таджики, здесь - таты и талыши. А стало быть, остались в Закавказье и свои согдианцы- ягноби - то есть, избежавшие ассимиляции потомки албан. Под горой Шахдаг, у самой границы с Россией, это хыналыгцы - народ в один аул, чей язык в нахско-дагестанской группе представляет собой обособленную ветвь, а типаж вполне "кавкасионный".

26.


А вот на равнине, в самой середине Азербайджана, в 20 километрах от предгорно-курортной Габалы стоит село Нидж. Оно встречает мечетью:

27.


И внушительным советским зданием школы с приветствием на азербайджанском языке:

28.


Но по его чрезвычайно зелёным улицам, из опушек которых сельская застройка выглядывает лишь изредка, расставлено немало домов с островерхими крышами, которые легко представить не здесь, а в иранском "скансене" Сараван близ Решта. Да и ниджские "концы" вместо привычного слова "махалля" здесь называются "шакка". У большинства из них азербайджанские названия, но лишь в шакка Йалгашлы и Абдаллы живут сами азербайджанцы. Титуальной нации в Нидже всего 18%, а в основном НыъжӀ населяет самый, пожалуй, необычный из малых народов Азербайджана, потомки албанского племени утиев - удины:

29.


И это даже не миф - удины хоть и на равнине живут, а по языку близки не к персам или тюркам, а к дагестанским горцам. Более того, удины - ещё и христиане, а самый чтимый их святой - всё тот же апостол Гергец.

30.


Последнее племя Кавказской Албании, ещё в 19 веке удины жили во многих селениях вокруг Нухи (как назывался тогда Шеки). Удинским был в том числе Киш, и видимо все прочие деревни, где за века чужого господства церкви не успели растащить на строительный камень. К концу ХХ века удинскими остались два села в 30 километрах друг от друга - Нидж и Варташен. Последний был даже крупнее и богаче, да и сохранилось в нём много всего. Например, две церкви - Кицке-Гергец (1828, была армянской, а восстановлена для удин) и Кала-Гергец (1850, от монастыря Егиш-Аракел, то есть Апостола Елисея). Или также пара синагог иранских евреев, в 17 веке пришедших туда из Гиляна. Но удины носили армянские имена, ходили в армянские церкви, и во время Карабахского кризиса азербайджанцы в Нидже понимали, что их соседи не армяне, а вот в Варташене, с 1991 года переименованном в Огуз - нет. Точно так же были вынуждены бежать из страны и многие городские удины, и теперь из десяти тысяч представителей этого народа около трети живёт в России, по степным регионам Юга (в первую очередь в Ростовской области), ещё и по несколько сотен на Украине, в Казахстане и в Грузии, где с 1922 года даже есть удинское село Зенобиани. Но 2/3 удин остаются Азербайджане - примерно поровну в крупных городах и в одиноком Нидже.

31.


И стоят в разных его концах, за пару километров друг от друга, три церкви, в наибольшей степени из действующих церквей имеющие право называться "албанскими". Недалеко от въезда и главной площади, за мрачной мехбазой, которую надо проехать насквозь, раскинулось кладбище, над которым возвышается храм Сурб-Аствацацин (1892):

32.


Эта церковь  самая армянская здесь по виду и духу, и потому, возможно, самая заброшенная:

32а.


В центре села, посреди обширной рощи стоит храм, для удин выполняющий роль кафедрального собора - Нижняя церковь Святого Елисея, или Чотари Гергец, построенная в 1823 году священником Аствацатуром Йотанянцем:

33.


Хотя сам её вид куда более архаичен. И узоры украшений вроде и армянские, а вроде не совсем. Обратите внимание на "албанский крест" характерной формы. Его завершения символизируют Солнце и Луну из древнехристианских культов, а мне  цветы, в том числе символ Великой Степи тюльпаны.

33а.


В 2005-06 годах церковь реставрировалась опять же на средства Норвегии, но как кое-где пишут - лишь до того момента, когда азербайджанские реставраторы изничтожили армянскую надпись.

34а.


Армянской Апостольской церкви эти храмы и принадлежали вплоть до 1990-х годов. Ныне статус Удино-Албанской общины, которую возглавляет человек со звучным именем Роберт Мобили, какой-то не вполне понятный. Формально в Бакинскую и Азербайджанскую епархию РПЦ ниджский приход не включён, сама епархия считает верующих удинов своими (тем более в Баку они крестились в русских церквях), но священники отсюда обучаются в семинариях Украины и Польши. Уже не первый год в Азербайджане идут разговоры о воссоздании Албанской апостольской церкви, но для этого нужно благословение как минимум трёх из 7 церквей Востока (к которым относится и армянская), а вот его-то пока не дают.

34.


Во дворе церкви - могилы настоятелей, старейшие вроде бы 17 века:

35.


На огромном, как иные парки, зелёном дворе - две древние чинары:

36.


И уличные алтарь наподобие того, что построил Святой Елисей в Кише:

37.


Нидж выглядит каким-то разреженным, и занимает огромную площадь. Некое подобие исторического центра - у родника на южной окраине села:

38.


У здания с длинной верандой, бывшего кажется школой, стоит третья церковь Цилин Гергец (Верхний Елисей), построенная в 1860 году:

39.


У неё потрясающе красивые орнаменты на портале. На заднем плане - собственно школа и наша команда:

40.


До Цилин-Гергеца у норвежских реставраторов руки уже не дошли, а потому у неё совсем как в Скандинавии - дерновая крыша:

40а.


За дверью на цепи виднеется пыльный зал:

41а.


Другой стороной храм глядит в таинственный тёмный сад:

41.


По соседству - чайхана, из которой поселковые мужики лениво взирали на наши автоманёвры:

42.


Большая часть Ниджа выглядит неухоженной и мрачной, и на бездорожье его длинных улиц мы машину покоцали так, что попрощались с залогом (хотя позже благополучно вернули его). И тем страннее в конце этих грунтовок, ям и ухабов обнаружит роскошный этнографический парк - "Удинский оджаг". Этим словом, созвучным с русским очагом, удины и называют жилище:

43.


В его основе - небольшой дом Гангаловых. История этого рода уходит куда-то в 18 век, когда священник Давид Гангалов, по местному преданию, вышел из армянской церкви и организовал домашнюю албанскую молельню. Достоверна ли эта история - я не знаю, а дом, думается, и остался от последних хозяев - брадобрея Владимира и его сестры-швеи Зои Гангаловых.

44.


Увы, дом с музеем и восковыми фигурами оказался заперт, да и в ресторане с кухне не шёл дымок - хоть и стоял на дворе субботний вечер, а туристов в Нидже немного и местные в ресторан не ходят.

45.


Как и молокане, удины делали вино, что обыграно как в экспозиции:

46.


47.


Так и в ресторане:

48.


А самым впечатляющим из увиденного оказался погреб под пнём от гигантской чинары:

49.


50.


В музее и при церкви - фотографии удин:

51.


До революции процесс ассимиляции бывших албанцев между армянами и азербайджанцам шёл полным ходом и вплотную близился к завершению. Священник Давид Гангалов уходил в религиозное подполье, а офицер Мовсес Силиякян спасал Армению от турок под Сардарапатом.

51а.


Сейчас же удины - это удины: хоть и маленький народ, а ассимилироваться явно не спешат. А если и спешат - то в России: при всей очевидной нищете Ниджа, тут многие ездят на заработки, тем более что местная школа с удинским языком в начальных классах относится к "русскому сектору". Русским языком удины действительно владеют почти без акцента, уж по крайней мере гораздо лучше среднего по Азербайджану. Но вместе с тем в Азербайджане удины - самое уважаемое из национальных меньшинств. И вот же впечатляющим будет выверт истории, если Албанская апостольская церковь таки появится, а Азербайджан следом за Аджарией и Абхазией начнёт возвращаться в христианство...

52.


О мире и согласии в многонациональном Азербайджане нам много говорил смотритель "Оджага". Конечно же, с рефреном "в Армении не так". Армения - и правда почти мононациональная страна, но в ней есть свои национальные меньшинства, и заслуживают они отдельного рассказа. В следующей части.

ЗАКАВКАЗЬЕ-2019 (ОГЛАВЛЕНИЕ) - будет дополняться по мере написания постов.

азербайджанцы, Нагорный Карабах (Арцах), дорожное, этнография, удины, Азербайджан

Previous post Next post
Up