Однажды, уж не знаю при каких обстоятельствах, император Диоклетиан приметил в Риме юную Рипсимию из знатного рода, и так поразился её красоте, что позвал в жёны. Перспектива выйти замуж не за принца какого-нибудь, а за целого римского императора, однако, споткнулась о единственное обстоятельство - была Рипсимия христианкой, да к тому же монахиней тайного девичьего монастыря. Узнав, на каком высоком уровне римляне заинтересовались одной из сестёр, настоятельница Гаяния приняла решение покинуть Вечный город, и вскоре 37 дев перебрались в Александрию. Диоклетиан, конечно же, не смирился с такой пощёчиной, и вообще разве мог он к христианке свататься? Он же верный гегемон и НИКОГДА не совершает ошибок, а значит с самого начала хотел эту неверную казнить! Из Александрии "рипсимианки" перебрались в Иерусалим, где к ним примкнула ещё одна девушка Нина, и дальше в Вагаршапат, тогдашнюю столицу Армении. Вскоре римский ставленник царь Трдат III получил от Диоклетиана письмо о том, что покрывает он, дескать, врагов империи. Трдат лично решил разобраться, что за рипсимианки обосновались в винограднике за городской стеной, и увидев Рипсимию, испытал примерно то же, что Диоклетиан. Царь потребовал от девы без промедленья стать его женой, а что бывает, если отказать разгорячённому кавказцу, мы все знаем из новостей. Отвергнутый царь впал в бешенство и предал всех 37 дев таким казням, от которых бы даже Влад Цепеш забился под стол. Чудом спаслась лишь Нина, бежавшая в Грузию. Трдат же, бросив последний взгляд на кровавые ошмётки отказавшей ему красавицы, "превратился в свинью" - то есть, видимо, попросту тронулся умом, начал бегать на четвереньках, кататься по полу, хрипеть и хрюкать, а на человечью речь внимания не обращать. По совету царёвой сестры, а может некой фракции в дворянстве, из Глубокой темницы показанного
в прошлой части монастыря Хор-Вирап был извлечён томившийся там 13 лет Григорий Просветитель, давний друг и соратник Трдата, отправленный на перевоспитание после того, как вместо совершения обрядов в храме богини-матери Анаит сознался в своём христианстве. Он и вернул царю человеческий облик, скорее всего - человеческим же отношением, а в официальной легенде - конечно, молитвой. Придя в себя, Трдат крестился первым из земных царей, а следом, конечно, крестил и свою страну - в 301 году это было... Христос лично указал Григорию, первому католикосу новой церкви, где заложить кафедральный собор, и по такому случаю храм был назван Эчмиадзин - Сошествия Единородного. Теперь Эчмиадзианский монастырь - центр Армянской Апостольской церкви и резиденция Католикоса всех армян. Здесь и погуляем сегодня, а сам город Вагаршапат меж Ереваном и показанным в прошлой части Мецамором я оставлю на вторую часть.
Армянская церковь невелика, ведь "все армяне" - это 10-12 миллионов человек, 3/4 из которых рассеяны по планете. Так что и Эчмиадзин - не Ватикан и даже не Киево-Печерская Лавра. Однако полкилометра в поперечнике в нём есть, а расположен монастырь в углу улиц Атабекян (на севере) и Араратской (на востоке). От первой монастырскую территорию отделяет неожиданно в таком месте запущенный сквер, где даже лавочки отмечают хачкары:
2.
Без хачкаров тут бывает вот что:
2а.
А кое-где и вплотную подходят монастырские постройки - вот например задворки семинарии. Обратите внимание на жестяной забор - как армянские храмы лишены пышных интерьеров, так и одно из главных свойств Эчмиадзинского монастыря - непафосность.
3.
...Зажатая между Римом и Персией, к моменту принятия христианства Армения уже давно не выглядела Великой - она представляла собой классическое "буферное государство", где каждый царь был ставленником не римлян так парфян. Фактически же хозяевами армянских плато оставались нахарары, князья-сановники, должности свои передававшие по наследству. Католикосы (католики не при чём - это слово значит "всеобъемлющий") по факту лишь пополнили их ряды, и так как церковь не требовала от них целибата, порой точно так же наследовали сан. Они активно участвовали в нахарарских междоусобицах, а случалось и так, что католикосов убивали цари, и в этой ситуации разброда и шатаний удивительнее всего выглядит то, как христианство тотально распространилось по Армении за считанные годы. В 360-х годах страну опустошили персы, разрушив её первые церкви, но в последний момент царь Пап привёл на помощь войско из такого же крещёного Рима. В 387 Рим и Персия просто разделили Армению, положив начало её западно-восточной двойственности. Поначалу Армения под Сасанидами имела изрядную автономию, армяне занимали в ней важнейшие должности и ведали сбором налогов, и даже католикос оставался им верховным судьёй. Но христианство способствовало тому, чтобы армяне больше смотрели на Рим, и сасанидский шах рассудил, что наверное они так же легко перейдут в зороастризм. Не тут-то было! Христианство пустило в Армении неожиданно глубокие корни, и 5 век прошёл здесь под знаком антизороастрийских восстаний с кульминацией в виде Аварайрской битвы 451 года. Все восстания были подавлены, но такой ценой для персидских войск, что шах решил отступиться. Не состоявшись как идея государства, Армянская Апостольская церковь превратилась в идею Нации, знак идентичности, по которому армяне на любой чужбине продолжали держаться вместе.
4.
Эчмиадзин за это время несколько раз разрушался, но каждый раз отстраивался, а вот Вагаршапат как город - нет. К 484 году, когда Нварсакский договор закрепил за Арменией полунезависимый статус и внутриполитическую свободу, монастырь стоял по сути в чистом поле, среди утлых лачуг и покинутых развалин. Католикос Ованнес I Мандакуни решил перебраться в последний крупный город Армении - упоминавшийся в прошлой части Двин. Дальше почти на тысячу лет Эчмиадзин утратил роль духовного центра, оставшись просто далёкой святыней, а в роли резиденции католикоса сменялись Двин, Ахтамар на Ван-озере, стольный Ани, киликийские Ромкла и Сис... Более того, церковь ещё и дробилась на католикосаты, подобно православным патриархатам не спорившие друг с другом о вероучении, но фактически ставших полностью независимыми друг от друга. Лишь в 1441 году хан Джахан из тюркской орды Кара-Коюнлу ("чёрных овнов") решил заручиться армянской поддержкой в борьбе со своим злейшим врагом Ак-Коюнлу ("белыми овнами"). Он пригласил католикоса и другое духовенство в древний Учкилис (Три церкви), как называли тюрки руины Эчмиадзина, и пообещал обеспечить защиту. Своё обещание хан сдержал - не с 3, но с 15 века Эчмиадзин остаётся резиденцией Католикоса всех армян, и не смогли пошатнуть его войны, изгнания, революции и геноцид. Нынешний владыка Гарегин II - 134-й католикос от святого Григория, и 46-й - от Киракоса I, переехавшего сюда по приглашению Джахана.
На краю парка - построенные, видимо, на заре независимости врата Вазгена I, возглавлявшего армянскую церковь в 1955-94 годах:
5.
За которыми высится не водонапорная башня, а такой вот необычный храм Архангелов (2009-10), ещё больше впечатляющий изнутри:
6.
И представляющий развитие первых храмов Армении, да и вообще первых зданий Земли, заведомо строившихся как христианские храмы. Это были заложенные Трдатом III мартирии (мавзолеи) Гаянии и Рипсимии, а поставленный в 6 веке Одзунский обелиск на севере страны запечатлел их вид до наших дней:
6а.
Церковь-башня входит в комплекс Георгианской семинарии (или просто Геворкян), которую построил в 1869-74 годах католикос Геворк IV Костанднуполсеци. Ныне это богословная академия, полноценный вуз, где священников Армянской Апостольской церкви обучают по болонской системе.
7.
Одно из самых красивых монастырских зданий:
8.
Особенно - в оправе мемориальной плиты:
8а.
К старому зданию примыкает корпус спортивного и актового залов, судя по стилю построенных в те же 2009-11 годах, что и церковь Архангелов:
9.
За ней, на углу монастыря, видна центральная в Вагаршапате площадь Комитаса, на которую здание глядит целой батареей хачкаров:
10.
С другой стороны квартал семинарии Геворкян выходит к главным воротам улицы Араратян с огромным алтарём для уличных богослужений:
11.
Напротив семинарии, правее кадра выше - библиотека, или вернее матенадаран (хранилище рукописей), построенный в 2012 году на средства лондонских армян Ваче и Тамар Манукянов.
12.
От основной части Эчмиадзина это всё отделяет широкая аллея, или скорее эспланада, ведущая от ворот Вазгена к стоящей уже за монастырской территорией церкви Сурб-Гаянэ:
13.
С другой её стороны - основное каре монастырских зданий. Корпусу семинарии Геворкян противолежит Новая гостиница весьма безвкусного вида:
14.
По разные стороны аллеи главных ворот, к ней ребром - Старая гостиница рубежа 19-20 веков...
15.
...и монастырская типография (1790), редкое в Армении гражданское здание времён Эриваньского ханства. Типично армянский питьевой фонтанчик в сквере перед ней - на самом деле монумент "Катнахлюр" (1965), посвящённый жертвам геноцида. Построен он был (в 1960-е то годы!) на средства некоего армянина-иностранца в память о 28 его родственниках, убитых в 1915 году.
16.
С северной стороны каре - семинария (1909):
17.
На крыльце - донельзя армянский памятник Машропу Маштоци. Армянский алфавит он создавал на рубеже 4-5 веков, в период автономии под Персией, ещё здесь, в Эчмиадзине.
17а.
Дальше тянется к часовой башне декоративная северная стена (1894), в которую встроен ряд хачкаров:
18.
В том числе почти лишённый декора хачкар 9 века из Макениса на Севане - ведь традиции тонкой резьбы в Армению принесли в 11-12 веках
из Хорезма сельджуки, соединив её здесь с армянским мастерством обработки камня.
18а.
Здесь же - странный обелиск, вставленный в жернова, и пара памятников. Тот, что справа, посвящён католикосу Мкртичу I Хримяну, чьё правление выпало на весьма сложные времена. В сане католикоса он защищал армянскую церковь от генерал-губернатора Григория Голицына, пытавшегося завершить на Кавказе русско-армянский роман и продавившего в столицах решение о конфискации имущества Армянской церкви. Начатые в 1902 году, те меры порядком радикализовали армянских националистов-дашнаков, прибавив в Закавказье напряжённости. Но ещё раньше, в сане епископа, Мкртич Хримян представлял интересы Армении на Берлинском конгрессе по итогам русско-турецкой войны 1877 года. Тогда Великие державы, с которыми Россия перед войной была связана множеством договоров, позволили царю забрать у турок Карс, а вот проект независимой республики в Западной Армении хоть и проработали детально, а в итоге отказались утверждать. Мкртич тогда сказал, что перед армянским народом поставили чан с кашей, но в руки дали лишь бумажный ковш - и этот образ обыгрывается в памятнике. А слева - ещё один монумент (1965) жертвам страшных последствий того решения:
19.
Дальше в стену встроена огромная крещальня в том же стиле, что храм Архангелов, ворота или матенадаран, а стало быть видимо и той же эпохи начала 2010-х:
20.
Аскетическая традиция армянских интерьеров здорово ложится на современную архитектуру:
21.
С южной стороны каре - монашеские кельи, судя по суровой архитектуре и встроенным хачкарам - вполне себе ханских времён:
22.
Над окном - один из самых красивых хачкаров Армении:
22а.
А двор за аркой прост и прозаичен, как на какой-нибудь фабрике. Вместе с новым корпусом кельи образуют ещё одно каре:
23.
А посередине - сердце всего этого комплекса, кафедральный собор Сурб-Эчмиадзин с пристроенной в 1869 году ризницей:
24.
Старейший христианский храм Земли по времени основания (301), как здание он всё же несколько моложе. Первый Эчмиадзинский собор на месте храма Анаит, где когда-то саморазоблачился Святой Григорий, представлял собой простейшую базилику с деревянной кровлей. В 360-х годах персы разрушили её до основания, а над руинам построили зороастрийский храм, скорее всего - Анахиты, своей "сестры" низвергнутой тут богини. Нынешний собор в основе 5-7 веков, что конечно впечатляет в мире, но не в отдельно взятой Армении. Ну а нынешний свой облик храм получил и вовсе в 17-18 веках, когда самые набожные армяне потянулись домой из Исфаханского пленения. Удивительно, но жизнь теплилась тут все два века Великого Сургуна - шах Аббас, выселяя в 1604 году армян, задумал даже разобрать Эчмиадзин по камушкам и смонтировать близ Исфахана. Но до таких технологий человечество доросло лишь в ХХ веке, а потому католикос остался в покинутой армянами земле, хотя многие реликвии Эчмиадзина в итоге оказались
в Ванкском соборе Новой Джульфы.
25.
Увы, мне не повезло - Сурб-Эчмиадзин сейчас закрыт на реставрацию и обнесён металлическим забором. Под колокольню его можно было заглянуть через прозрачную изгородь, но - лишь чтобы увидеть запертую дверь.
26.
Пусть и очень красивую:
27.
Убранство собора создавала в 1720-86 годах целая династия живописцев Овнатанянов, основатель которой Нагаш Овнатан здесь и увековечил свою фамилию. В облике этог убранства есть что-то от костёлов Южной Европы (явное влияние Киликии), что-то от османских мечетей, но
за фотографиями его я могу лишь отослать вот сюда.
27а.
В целом, может из-за досады за закрытые двери и уродливого забора на переднем плане, Эчмиадзианский собор меня скорее разочаровал - большой, при взгляде с земли какой-то неуклюжий и грузный, красотой и одухотворённостью он проигрывает десятками других церквей, что я видел в Армении. Но может так и должно быть: ведь и католикос тут не наместник Божий, а лишь первый среди равных в духовенстве. Старейший элемент собора - арка Трдата, построенная в 5 веке при возрождении Эчмиадзина в память о том, с чего он начинался:
28.
Арка глядит на самую дальнюю часть монастыря - резиденцию католикоса. Её старое (1736) здание, видимо построенное вместо с кельями, слагает западную сторону монастырского каре. Вход сюда не то чтобы свободный, но и не слишком сложный - раз в полчаса из сувенирной лавки с другой стороны этого же здания отправляются экскурсии в Сокровищницу Эчмиадзина, и молоденькая симпатичная гидесса ведёт гостей через патриарший сад:
29.
Мимо хачкаров из разных эпох:
30.
В глубине - резиденция католикоса (1910-14), при Советах успевшая побыть воинской частью, но в итоге возвращённая духовенству уже в 1958 году.
Вот здесь есть фотографии интерьеров и реплики мортирия Рипсимии во дворе:
31.
Хотя вообще-то фотографировать здесь, по дороге от кассы до дверей музея, запрещено:
32.
Музейное здание (1982) - тоже дар Манукянов, только не Ваче и Темар из Лондона, а Алека и Мари из Детройта. Эмигрировавший из османской Смирны (Измира), в Америке Манукян преуспел как основатель и лидер крупной компании "Masco", занимающейся благоустройством и реконструкцией домов. А ещё несколько десятилетий, в 1953-89 годах, он возглавлял AGBU - Армянский всеобщий благотворительный союз, основанный в 1902 году в Каире. Сокровищница Эчмиадзина была, конечно, не единственной фундацией Манукяна, но именно здесь его похоронили в 2007 году.
33.
Помня Ереванский археологический музей, где запрещено снимать и сотрудницы следили за мной тщательнее, чем военные на азербайджанской границе, я шёл в уверенности, что сокровищницу осматривать придётся с гидом, а фотоаппарат добровольно пожертвовать в AGBU. Но к моему удивлению, церковный реликварий оказался совершенно обычным музеем, по залам которого я спокойно ходил в одиночестве, и только напоследок попросил сотрудниц показать мне самые чтимые реликвии.
34.
В основном в сокровищнице представлены просто церковные предметы - гобелены, кресты, клобуки, одеяния, посохи:
35.
36.
37.
38.
39.
Особенно впечатляет изготовленный в 17 веке, возможно на средства преуспевших в Иране армянских купцов, трон католикоса:
40.
Его тонкая резьба и осеняющие владыку частицы мощей под драгоценными камнями:
41.
Из-за реконструкции собора сюда же были перенесены и святыни, обычно хранящиеся в его ризнице:
42.
...Когда-то я читал в путеводителе, будто в реликварии собора Сурб-Эчмиадзин хранятся фрагменты Ноева ковчега, тернового венца, креста господнего и мощи Иоанна Крестителя, Стефана Первомученника и апостолов Андрея, Фаддея, Варфоломея и Луки. Возможно, это даже не совсем враньё, но тогда всё перечисленное - лишь крошечные частицы в реликвариях. И всё же есть в Эчмиадзине пара редких за пределами Европы библейских святынь:
43.
На кадре выше - уже знакомая нам
по посту про Арарат окаменевшая доска Ноева Ковчега, которую обрёл в 4 веке монах Яков Низибрийский, пытавшийся взойти на священную гору. Уголок доски отколот не случайно - его подарил Екатерине II католикос Симеон Ереванский в знак будущей защиты армян Россией. А вот на кадре ниже среди прочих экспонатов сокровищницы буднично стоит Сурб-Гегард, или Копьё Судьбы, которым римский сотник Лонгин пробил ребро распятого Иисуса. После, по преданию, с этим копьём Константин бился за римский престол у Мульвийского моста, Теодорих обращал в бегство гуннов, Карл Мартелл - арабов, а Карл Великий так и вовсе всех своих врагов... Вот только как водится, на роль "того самого" Копья Лонгина претендует несколько артефактов - помимо Армянского копья есть ещё Ватиканское и Венское, да раньше Краковское и Антиохийское, чья подлинность опровергнута надёжно и давно. Дольше всего подлинная история прослеживается у Венского копья - но и то лишь с 10 века.
44.
...Осмотрев сокровищницу, точно так же с гидом я вернулся во двор у собора, да побрёл оттуда не спеша на юг, в сторону церкви Сурб-Гаянэ. Корпуса монастыря тянутся и дальше, вон слева например центр теологии и арменологии Гарегина I - католикоса в 1995-99 годах (дальше его сменил Гарегин II).
45.
Здесь же - небольшой монастырский некрополь:
46.
С юга в монастырь вклинивается спорткомплекс с советской вышкой для прыжков в воду, здорово обыгрывающей формы древнеармянских обелисков (такие я ещё покажу в Агиту и Одзуне).
47а.
Проезжая улица отделяет от монастыря церковь Сурб-Гаянэ, зелёный двор которой под вечер переполняли свадьбы:
48.
Судя по мощным корпусам, церковь Сурб-Гаянэ если не входит в состав монастыря, то входила когда-то:
49.
Через здание с кадра выше ворота ведут на церковный дворик, а этот корпус с двуглавым орлом, не ясно российским или сельджукским, стоит на другой его стороне.
50.
Сурб-Гаянэ - это Святая Гаяния. Настоятельница беглой обители первой пытался заступиться перед Трдатом за Рипсимию, и первой же была казнена - в другом месте, чем остальные. С 4 века тут стоял её мортирий, а в 630-х годах католикос Езр I построил на его месте храм, сохранившийся за 1400 лет почти без изменений.
51.
Кроме передней галереи 17 века над могилами церковных иерархов:
52.
В зале больше всего впечатляет свет из окна напротив алтаря:
53.
Вокруг - кладбище. С этой стороны видно ступенчатое основание - верный признак того, что церковь строилась на месте языческого храма:
54.
Да вот ещё куда как более мирская надпись на храмовой стене:
54а.
Ведь Вагаршапат - не только Эчмиадзин, но и обычный армянский город. Погуляем по нему да с остановками доедем в Ереван в следующей части.
ЗАКАВКАЗЬЕ-2019 (ОГЛАВЛЕНИЕ).