Вопреки своему названию, Байкало-Амурская магистраль не заканчивается у Байкала, поморскому селу Горемыкино на берегу которого была посвящена
прошлая часть. Её "комсомольскому" участку логичнее подошло бы название ЛАМ - Лено-Амурская магистраль: на этих реках стоят замыкающие её с разных сторон Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре. И сегодня завершим рассказ о всесоюзной ударной комсомольской стройке последним участком от
Северобайкальска на запад до Усть-Кута. Проехал я его не только с запада на восток, но и в два приёма с разницей в год, а потому не удивляйтесь переменам растительности и ретроградному движению Солнца.
Становое нагорье с его остроконечными вершинами и головокружительными перевалами осталось позади, но чтобы перестать быть Горным, БАМу осталось пронзить ещё одну преграду - Байкальский хребет, что тянется на юг почти до Малого моря, нависая над озером-морем неприступной скалистой стеной. По окраинам Северобайкальска линия резко поворачивает от берега долиной речки Тыя, из которой уходит на приток
Гоуджекит. Последний более всего известен своим горячим источником, который случайно нашли в 1989 году при бурении колодца, да обнаружили, что вода в нём "вторая по качеству в мире", то есть похожа на воду
Дилижана. Вдоль Гоуджекита железная дорога поднимается на Дабанский перевал, разделяющий Бурятию и Иркутскую область. Другой вариант его названия - Даванский, но и то, и другое в переводе с бурятского - что-то вроде The Pass, перевал Перевал дословно. Так же двойственно называется встречающий здесь тоннель - в обиходе Даванский (по перевалу), а официально - Байкальский (по хребту).
2.
Да и тоннелей тут две штуки - пока столичная интеллигенция с умным видом рассуждает о ненужности Байкало-Амурской магистрали, вдоль неё полным ходом тянут второй путь. Строительство от Усть-Кута до Тынды идёт участками, ни один из которых пока не пошёл в полноценную эксплуатацию, поэтому чёткой границы того, докуда магистраль уже стала двухпутной, пока нет. Удвоение БАМа, однако, касается и тоннелей, из которых лишь
Мысовые тоннели изначально строились под два пути. Начальство приглядывается
к Северо-Муйскому хребту, то обещая в кратчайшие сроки удвоить под ним сложнейший в России тоннель, то откладывая это дело на неопределённый срок. А вот второй по длине в России (6682м) Байкальский тоннель (1974-85) в 2014-18 годах получил почти идентичного (6685м) дублёра, которым с лета 2021 года поезда теперь ходят с запада на восток. Мы ехали здесь буквально через пару недель после открытия, и в последнем тамбуре вместе с нами стояла бурятка-проводница, точно так же удивлявшаяся тому, как долго не кончается подземелье. Новый тоннель впечатляет яркими огнями, отсутствием пыли на всех поверхностях и количеством укрытий аж о трёх стенах.
2а.
И вот мы на той стороне, в Казачинско-Ленском районе Иркутской области - последнем регионе на нашем пути:
3.
Тоннель продолжает почти замкнутая Дельбичиндская петля, в самом узком месте разнесённая в ширину (130м) немногим более, чем в высоту (около 60м).
4.
На горах видны следы великой стройки, а что за сооружение блестит на прошлом кадре - теряюсь в догадках.
5.
За петлёй проносятся мимо руины временного посёлка тоннельщиков Гранитный:
6.
При свете дня
пейзажи Давани показаны у
periskop, который проезжал здесь в 2020 году почти одновременно со мной и застал
Байкальский тоннель в состоянии 97%-й готовности. Я же осматривал эту часть БАМа в 2021 году
по пути на Кодар и
Чинейскую железную дорогу, и под все мои цели подходил лишь поезд, идущий по долинам Байкальского хребта в глубоких сумерках. Впрочем, мало ли было красивых гор в прошлых частях? А эти на нашем пути, как и многое другое - последние...
7.
Первая станция в предгорьях - Кунерма, которую поезд проходит без остановок. По своему шефству она, пожалуй, самая интересная на всём БАМе - стройку вели Северная Осетия, Чечено-Ингушетия и Дагестан, а так же студенческий отряд Университета Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы. Раньше на станции был очень красивый вокзал...
7а.
...но с тех пор с него исчезли надпись и скульптуры молодого Шарифа Шахмарданова "Дагестан - БАМу", само здание надёжно загорожено от пассажирских поездов товарняками, да и в посёлке осталось меньше 100 жителей.
7б.
Кавказ же на БАМе был как-то особенно активен, и если другие республики строили по одной станции (кроме Молдавии
с её Алонкой и Дугди), то каждая страна Закавказья взяла себе по две. В том же посте, где и Мысовые тоннели, я показывал Кюхельбекерскую, которую строила Армения, и Ангою с вокзалом имени Гейдара Алиева. Ещё одна подопечная станция Азербайджана - Улькан в 2 часах пути от Северобайкальска:
8.
Здешний вокзал - один из самых красивых на БАМе. Его фасады, как в Ангое, облицованы гюшем (травертином)
с Апшеронского полуострова, а мозаика олицетворяет
азербайджанский витраж "шебеке". Внутри, пишут, есть (или раньше было) ещё и панно "Сказание об Азербайджане", но увы, стоянка слишком коротка, чтобы я смог туда заглянуть.
9.
По-хорошему Улькан заслуживает отдельной остановки - не менее интересен вокзал с обратной стороны, где стоит памятник то ли строителям БАМа, то ли герой поэмы Низами "Семь красавиц" Бахром Гур (см.
Баку), у которого в могучих руках кирка вместо сабли.
9а.
Да и посёлок тут по БАМовским меркам большой (5,1 тыс. жителей) и красивый. Но глянув в мутное окно на ТОЦ (торгово-общественный центр) в одном с вокзалом стиле, продолжаем путь:
10.
Идущий здесь вдоль Киренги - недлинной (669км), но мощной (650 м³/с, масштаб Волхова или Свири) реки, в устье которой на Лене стоит
старейший в Иркутской области (с 1630 года) городок
Киренск. Правда, мы бы туда опоздали лет так на 80 - уникальный для Сибири
Усть-Киренский монастырь, откуда мятежный атаман Никифор Черниговский унёс икону, впоследствии
ставшую Албазинской Богоматерью, разрушен в советские времена.
11.
На скале над Киренгой виден посёлок Окунайский (900 жителей), мимо которого поезд проносится без остановок. А между тем, место это знаковое - впервые
от самой Тынды здесь к БАМу подходит с юга перпендикулярная автодорога. Это Качугский тракт, ведущий из Иркутска через
Баяндай у поворота к Ольхону, старинные Верхоленск и Жигалово и Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Когда-нибудь, надеюсь, я проеду эти трактом и пойду ждать поезда в Улькан:
12.
А пока, минут через 40 после Улькана, наш поезд прибывает на станцию Киренга в посёлке Магистральный (6 тыс. жителей):
13.
Здесь для нас начинается осень: всё показанное выше я заснял в августе 2021 года из окон дальнего поезда, а всё показанное ниже
осмотрел в сентябре 2020 года, сев на пригородный из Усть-Кута.
14.
Здоровенный громоздкий вокзал украшен ажурными решётками, в которых чередуются буквы "БАМ" и "ДОН" - посёлок и станцию строила Ростовская область:
14а.
Зал ожидания увешан бамстроевскими фото, которыми явно гордится начальник вокзала, - увидев наши фотоаппараты, нам на полную мощность включили обычно приглушённый свет.
15.
В зале ожидания мы коротали вечер - из Усть-Кута мы поехали на восток для того, чтобы сесть в ночной поезд на запад, до Железногорска-Илимского, и в купе хоть немного поспать. Но в последних сумерках я решил погулять по посёлку, который здесь, как и в построенном Донецком
Новом Ургале, отделяют от станции парк и косогор.
16.
Магистральный стоит в 18 километрах от райцентра, старого (с 1776 года) села Казачинского, с которым образует двойную систему примерно как Северобайкальск с
Нижнеангарском: тут - благоустройство и вокзал, там - старина и аэропорт с рейсами до Иркутска.
17.
Центр Магистрального - обширная площадь, я бы даже сказал, эспланада с памятниками по краям:
18.
Более всего здесь озадачивают флаги на балконах - с нашим триколором я такое прежде видел лишь в 2014 году в Крыму.
18а.
Пара зарисовок:
19.
Киргизия была единственной из 15 республик, не имевшей подшефной станции на БАМе. В Киренге нашёлся хоть один подшефный Киргизии объект - рынок:
20.
На краю эспланады - громоздкий ТОЦ, при взгляде на который я не могу отделаться от мысли, что он замышлялся как новая администрация Казачинско-Ленского района.
21.
Два микрорайона Магистрального лежат по разные стороны Российской улицы. 1-й Микрорайон с её стороны ограничивает мощная труба в деревянном коробе:
22.
А со стороны обрыва над БАМом - гаражи и сараи с деревянными надстройками:
23.
Огороды у подъездов да шинные лебеди - наивные сюжеты БАМовской глубинки:
24.
Два микрорайона компактно стоят посреди обширного частного сектора. По изначальному плану Магистральный должен был стать городом с 20-тысячным населением, а промышленная специализация его видна невооружённым глазом - на иркутском участке БАМа станции впечатляют обилием древесины:
25.
От Киренги линия уходит вдоль речки Берая:
26.
Скалы над которой - опять же последние на нашем пути:
27.
В 40 минутах от Киренги встречает станция Небель - последняя на нашем пути "сирота", шефство которой мне так и не удалось выяснить. Вообще для меня так и осталось загадкой, были ли на БАМе посёлки с вокзалами без шефства, но если не было - то здесь, методом исключения,
из списка на памятнике в Куанде могли отметиться Иркутская, Омская, Астраханская области и Кабардино-Балкария. Я бы предположил либо первую (поскольку на своей земле), либо последнюю (поскольку все соседние станции строил Кавказ).
28.
Вот, например Ния, куда поезд приходит через полчаса, встречает обелиском с надписью "Россия - Грузия":
29.
Прежде я уже показывал другое творение сынов Сакартвело - самую высокогорную на БАМе станцию Икабья
у перевала Мурурин. Оба грузинских вокзала похожи своими очертаниями:
30.
Но нийский интереснее благодаря многочисленным деталям типично закавказской каменной резьбы:
30а.
Сам посёлок (1 тыс. жителей), однако, невелик и довольно невзрачен.
30б.
Мимо покатых гор, золотящихся лесов и бескрайних лесопилок минуем водораздел Киренги и Лены, по совместительству -
воображаемый Безобдальский перевал, на котором Пушкин встретил покойного Грибоедова:
31.
Ведь перевал тот в Закавказье "отделяет Грузию от древней Армении", которая и строила следующую станцию Звёздную (850 жителей) ещё в получасе пути:
32.
Облицованный розовым туфом вокзал с резьбой наличников и циферблата выглядит так, будто архитекторы откопали забытый проект Александра Таманяна (см.
Ереван).
33.
Выше - такой же розовотуфовый ТОЦ:
34.
А в основном на косогоре - типовые для БАМии малоэтажки с треугольными крышами:
35.
Первоначально эта станция называлась Таюра - по речке, протекающей внизу. Потом её почему-то решили переименовать, и самые популярные среди строителей варианты были Снежная (потому что осваивать её начинали в пургу) или Звёздная (потому что это просто красиво).
В Байкало-Амурском мире она играет особую роль - это была первая станция ударной стройки, где уже в мае 1974 года высадился комсомольский десант. Его участники среди ветеранов БАМа - примерно как среди ветеранов Великой Отечественной защитники Москвы, дошедшие до Берлина. Здесь, на Таюре, в тогда ещё дикой тайге начинала складываться вся эта неповторимая общность бамовцев, и молодой режиссёр Анатолий Байков, так и не успевший поставить спектакль о зарождении БАМа,
именно здесь основал свой театр "Молодая гвардия". Об особой роли Звёздной напоминает памятник Первопроходцам БАМа с вездеходом ГАЗ-71, поставленный на западном выезде из посёлка.
35а.
Первостроители забрасывались на Таюру кукурузниками, садившимися на утрамбованный снег - до берега Лены отсюда около 30 километров, которые поезд преодолевает почти час, и путь туда пробили далеко не сразу. Вот стела на опушке у реки - а без малого год назад я
показывал подобную стелу за Амуром:
36.
Лену в этих краях мы не сговариваясь прозвали Леночка - до гигантской реки, единственной в мире хотя бы во время паводков способной потягаться с Амазонкой, ей течь ещё очень далеко. На БАМе она гораздо меньше, чем её притоки Олёкма, Витим и даже Киренга. В 1975 году был сдан 350-метровый мост на широких опорах,
второй путь по которым проложили в 2019 году:
37.
Усть-Кут вытянут вдоль Лены тонкой полосой на 25 километров, немалая часть которых приходится на причалы крупнейшего в России речного порта Осетрово. Мост входит в город почти что у нижней оконечности, но именно что почти: ниже по течению видны лесные причалы и новое хранилище газа с Ковыкты.
38.
Впрочем, сам Усть-Кут дошёл сюда лишь в 1996 году, а прежде у моста стоял отдельный посёлок Якурим, центр которого с усайдингованным ДК и революционным обелиском хорошо узнаётся у конечной городских ПАЗиков:
39.
Большая часть Якурима - халупы да промзоны, а его ядром стал БАМовский район Мостотряд, построенный Краснодарским краем:
40.
Как и лежащая чуть дальше станция Лена-Восточная - фактически самая западная в комсомольской стройке, а потому здесь и последний типично БАМовский вокзал. За ним обратите внимание на электричку: на восток отсюда сидячие вагоны таскают электровозы, а на запад бегают такие же "эрки", как в Подмосковье или Ленобласти:
41.
В промзоне неподалёку - пара скучающих "Магирусов", а станция Якурим близ нефтебазы была пущена в 1951 году и на десятилетия осталась конечной:
42.
Напоследок - несколько зарисовок с длинных улиц Усть-Кута:
43.
44.
45.
О котором будет следующая часть.
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих землях БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Ванино и
Комсомольск-на-Амуре.(Восточный Старый БАМ).
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали.
Олёкма - Новая Чара. Вершина БАМа.
Чарские пески.
Чинейская железная дорога. От Новой Чары до моста.
Чинейская железная дорога. Высокогорные участки.
Чинейская железная дорога. Чина и окрестности.
Чинейская железная дорога. Исторические фото Иннокентия Мызникова.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бодайбо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Мысовые тоннели.
Северобайкальск.
Нижнеангарск.
Байкальское.
Дабанский тоннель - Лена-Восточная.
Усть-Кут.
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск и
Тайшет. (Западный Старый БАМ).