Эльтюбю - небольшое (240 жителей), но пожалуй самое красивое балкарское село в 1,5 километрах над уровнем моря, куда
в прошлой части мы
с "Неизвестной Россией" поднялись мимо знаменитых Чегемских водопадов по набитой туристами теснине. На Чегеме Эльтюбю занимает примерно то же место, что на Череке -
Верхняя Балкария: исторический центр в просторной долине между Скалистым и Боковым хребтами. Среди
Пяти горных обществ Балкарии, этих феодальных квазигосударств, основанных после Монгольского нашествия беженцами из разорённой Алании, Чегемское общество было вторым по величине и богатству после Черекского и - самым старым. Настолько, что ещё до выхода древних алан на предкавказскую плоскость тут стояли крепости и примитивные города, а с башнями, саклями и мавзолеями и в наши дни соседствуют следы христианства.
Называя Чегемское общество вторым по величине, стоит сделать важную оговорку: уступая Череку по населению и числу таубийских (княжьих) фамилий, Чегем превосходил его по числу селений (22 против 18) и площади. Здешняя долина не столь широка, а вот окрестные горы гораздо более пологие. По этим горам чегемцы даже "перелились через край", заняв покинутые карачаевцами в 17 веке низовья соседнего Баксанского ущелья. Там, где теснины и тёплые широколиственные леса окончательно пропадают из пейзажа, к той "колонии" отходит старая и безумно красивая грунтовая
дорога за перевал Актопрак.
2.
После балкарской депортации 1944 года, когда верховья Чегема отошли Грузии, но так и не были заселены, и после возвращения балкарцев в 1957 году преимущественно в предгорья, от былого в горах остались всего 2 села - Эльтюбю и Булунгу, в 2000 году сведённые в одно сельское поселение Верхний Чегем. Размером они соотносятся (в пользу Булунгу) примерно как Земля с Луной, а в совокупности уступают не то что огромной Верхней Балкарии, а даже
суровому Безенги. До него, кстати, всего-то 10 километров по горам и доступным не каждой машине дорогам. Из долины Чегема хорошо видны два хребта - не очень высокий здесь Боковой и блестящий за ним снегами Главный. Как всегда, не рискну уверенно соотносить пейзаж и карту, но слева могут быть стоящие друг за другом Мукалтебе (3608м) и Коргашиклитау (3813м), а за ними например Тихтенген (3617м) или Китлод (3958м) на грузинской границе. За которую, как и на Череке, вёл
Твиберский перевал (3607м), слишком сложный для колёсной дороги, но вполне подходящий для вьючной или альпинистской тропы, что позволяло двум крупнейшим обществам Балкарии богатеть на транскавказской торговле. Ещё - на рудах серебра и свинца, возможность добычи которых, видимо прослышав об этом от князей
Кабарды, в Москве обсуждали ещё в 1629-м. Вроде бы тогда речь шла про Черек, но Чегемские рудники всегда были богаче.
3.
Вот и Эль-Тюбю встречает не столь высокими, но грандиозно крутыми горами. Звучное название откуда-то из сказок 1001 ночи и хроник крестовых походов - на самом деле вполне балкарское: "эль" - не арабский префикс, а тюркское "село", "обитаемое место". На русский это можно перевести примерно как прозаичное Жилая Низина.
4.
Вот и центр села с внушительным 2-этажным домом - такие, с верандами, зажиточные карачаево-балкарцы позаимствовали у грузин на прошлом рубеже веков, когда поняли, что осталась позади эпоха набегов. Но думаю, не я один сейчас услышал мотив песни "Моя звезда" Вячеслава Бутусова, зычные крики "Аллах Акбар!" и бесстрастный женский голос переводчика "О боже, они отрезали ему голову!" - в фильме "Война" Алексея Балабанова именно Эльтюбю сыграло роль мятежной чеченской глубинки. Но лучше о "Войне" не вспоминать: балкарцы - самый мирный народ Кавказа, в своей мусульманской вере никогда не отличавшийся злым фанатизмом.
5.
Да и башни Балкарии совсем не похожи на башни
Вайнахии - там строили дагестанцы по местным проектам, а тут - сваны, воинственные грузинские горцы с той стороны хребта. Более того, у чеченцев и ингушей заиметь башню стремился каждый горский род, а у балкарцев это было достояние даже не узденей (дворян), а таубиев. И лучшей в здешних горах можно считать стоящую посреди села, на фоне мыса горы Пирамида, 15-метровую башню князей Балкаруковых:
6.
Ещё её называют Башней Любви, хотя "адын лэгэнда" тут весьма нетипичен хотя бы тем, что не "очэн грустний". Княжна Кериме, сидевшая в башне, почему-то не бросилась вниз, когда злой отец казнил её возлюбленного чабана, и вообще в чабанов не влюблялась. По преданию, где-то в 17 веке князь Ахтуган Балкаруков похитил Кериме в одном из княжеств Кумыкской плоскости (теперешний Равнинный Дагестан), а уйдя от погони, быстренько воздвиг башню, где отбивался от грозных кумыков.
7.
Балкаруковы (согласитесь, звучит как Балкарские Долгоруковы!) на Чегеме были лишь одни из 4 таубийских родов - за власть в горном обществе с ними соперничали Барасбиевы, Кучуковы и Келеметовы. Изначально был ещё и пятый род Рачыкаовых, потомков старейшего здешнего князя Бердыбия, видимо наладившего жизнь в горах в 13-14 столетиях, когда аланы и лояльные им половцы укрылись тут от монголов. До 18 века в этих ущельях уживались осетинский и половецкий языки, христианство, язычество и ислам, и видимо лишь под влиянием Кабарды тюркское в Балкарии окончательно взяло верх. Однако о былых связях напоминает история: в том же 17 веке Келемет Балкаруков, сын Ахтугана, в одну ночь истребил 12 братьев Рычикаовых, но беременная жена одного из них успела спастись и основала новый род в Дигории.
8.
Другое напоминание былого двуединства - обилие пустых, но не забытых ещё языческих святилищ по окрестным горам и даже развалины 4 церквей, в которых Петер Симон Паллас в 1794 году успел застать последних прихожан, служивших по старым греческим Евангелие. Церкви эти имели свои названия - Хустос, Артла, Байрым (Богородицы) и ещё одна безымянная в центре села с барельефом в виде барана. Теперь все они - остатки стен и фундаментов, в которых различить христианский храм сможет разве что бывалый археолог.
Байрым, от которой остался подземный склеп, стоялагде-то близ Чегема у восточных околиц, а Хустос и Артла располагались в ущелье Джалгы-Су, по которому село буквально утекло на Чегем за полтора тысячелетия.
9.
Центр Эльтюбю - у моста. На левом берегу стоит башня Балкаруковых, а на правом - Ак-Меджид (Белая мечеть). Таким было её изначальное деревянное здание конца 19 века:
10а.
Нынешняя Белая мечеть построена на том же месте в 2012-14 годах вместе с Книгой-в-Камне:
10.
Так называется возведённая балкарскими энтузиастами стена со стихами Кайсына Кулиева, крупнейшего в своём народе поэта позднесоветской эпохи и героя Великой Отечественной войны. Стена тянется на 350 метров, соединяя мечеть и родовой дом Кулиевых - единственный уцелевший в старой части села:
11.
Он разрастался с незапамятных времён вокруг Тотур-Калы - небольшой жилой башни, одной из двух под этим названием: вместе с
ещё одной башней выше по склону она стерегла вход в ущелье. Не похожая ни одну из башен Кавказа ни формой, ни кладкой с валунами до 130 сантиметров в ширину, Тотур-Кала, вполне может быть, помнит ещё золотой век Алании. К башне лепится такой же валунный Малый дом, на кадре выше заметный по характерной замшелости - он столь же моложе Тотур-Калы, сколь старше Балкаруковской башни.
12.
Если на обоих Череках аулы были почти исключительно каменными, то на Чегеме предпочитали соединять камень, дерево и саман. Таковы большинство построек усадьбы, в 19-20 веках разросшейся вокруг Малого дома и башни до размеров городского квартала:
13.
Как я понимаю, усадьба и ныне принадлежит потомкам Кайсына Шуваевича, но постоянно они тут не живут, ворот не запирают, а приезжая - неспеша, своими силами обустраивают дом-музей.
14.
В домиках усадьбы тоже есть что посмотреть - например, балкарские ковры по стенам или традиционный горский очаг с дымарём, но у "Неизвестной России" усадьба не входит в программу, а ломиться в двери без спроса (на дворе я пару раз окликнул хозяев) мне наглости не хватило.
15.
Как бы то ни было, со всеми деревянными каркасами, булыжно-саманными стенами, дерновыми крышами и узкими дверями это лучший сохранившийся памятник традиционного балкарского жилья. Интересная особенность местного зодчества - брёвна тут почти не обрабатывали, фиксируя каркас на сучьях. На другом берегу ещё не так давно стоял дом Газаевых 18 века (
см. здесь), где крыша держалась на арках, под которые хозяева нашли стволы соответствующих форм.
16.
При взгляде сверху только дерновые крыши и видишь, а потому есть в этих саклях что-то хоббичье:
17.
Где-то на склоне над усадьбой - руины второй башни Тотур-Калы и церкви Артла. Издалека отчётливее видно, что усадьба Кулиевых одиноко стоит среди развалин целого аула:
18.
Тянущихся по обоим берегам:
19.
Правым берегом мимо усадьбы мы возвращались, перейдя речку по узкому мостику, который в прошлой жизни явно был какой-то другой, не менее полезной в горском хозяйстве, вещью.
20.
Но теперь основа хозяйства Эльтюбю - туризм, и мостик нужен для соединения двух достопримечательностей Джалгысу. Над левым берегом из укромного распадка взирает на развалины аула скала в форме токующей птицы. У её подножья - тёмные пещерки и неразличимые издалека фундаменты других крепостных башен:
21.
А приглядевшись к обрывам левого берега, можно различить узкий, но ровный карниз. Это - Бетикле, иначе Греческая лестница, самая загадочная достопримечательность Чегема:
22.
К её началу мимо отмеченного стоянками и копотью от палеолита до средневековья грота Кала-Тюбю (из него же и следующая пара кадров) и ведёт тропа по ущелью. Ну а в перспективе тропы намётанный глаз различит покинутый, разрушенный, целиком ушедший в землю, но всё-таки вполне серьёзный древний город. У города этого известно название - Лыгыт, а археологи с 1961 года нашли в его культурных слоях и ниже по ущелью десяток фундаментов каменных домов и башен 10-13 столетий. Но ещё важнее - остатки христианского храма 7-8 веков, чуть ли не древнейшего на всём Северном Кавказе. А стало быть - не отсюда ли начиналась Алания, к которой в этих краях уважающий себя народ возводит свою родословную...
23.
Традиционно аланы (они же асы или овсы), фигурирующие в римских и китайских хрониках с первых веков нашей эры, считаются одной из граней Турана - как более древние сарматы, скифы или саки-массагеты, словом - ираноязычные кочевники Великой Степи. Современная наука предполагает скорее полиязычную общность, которую роднили материальная культура, верования, а в первую очередь родина - Кавказ. С другой стороны которого практически параллельным курсом шла
Албания - также полиязычное государство с подозрительно схожим названием. Со своих гор аланские алдары (князья) то нападали на грузинские и армянские земли, то отдавали своих дочек за тамошних царей, и именно против аланских набегов Сасанидский Иран строил свои знаменитые
стены на Каспии. Для алан же не было стены неприступнее, чем сам Кавказ, и потому превосходящий враг вторгался на их земли неизменно из глубин Турана. На рубеже 3-4 веков таким врагом стали гунны, но покорив алан, они лишь предложили части их племён присоединиться к их переселению на Запад. Оставив следы в пыли дорог от Венгрии до Испании, те аланы били готов, переходили на службу увядавшему Риму и грабили его в 455 году вместе с вандалами, в 439-534 годах образовав варварское королевство двух народов на средиземноморских островах и берегах со столицей в возрождённом Карфагене. Другие племена остались верны родной земле, постепенно расселившись до нынешних Харькова и Воронежа салтово-маяцкой культурой. Да и одно и из многих имён крымской Феодосии - аланское Ардабда, что в переводе значит Семибожная: культ Семи богов был общим для многих народов Турана. В общем, аланы по-прежнему господствовали на теперешнем Русском Юге, но ключевую роль в их истории сыграл Хазарский каганат, руками кочевников взявший под контроль стратегические перевалы Кавказа. Между нынешними Военно-Сухумской и Военно-Грузинской дорогами сплотилось где-то в 8 веке Аланское царство со столицей в "городе солнца" Магасе, древнее городище которого также обязано быть в каждом уважающем себя регионе Северного Кавказа. Как вассалы и ученики хазар, аланы тогда жили одной задачей - держать арабов, прущих из-за гор, и ни в коем случае не принимать мусульманство. Но вот в 9-10 веках Грузия и Армения сбросили с себя Халифат, а на Хазарии как следует оттоптались славяне. Страны в её орбите - Аланию и Русь, - взяла под крыло Византия. В 917 году грекам удалось крестить алан, а с гибелью каганата в 969-м неуловимый Магас остался центром независимой державы.
24.
Алании принадлежали стратегические перевалы и естественные укрепления лесистых гор, но главное - плодородная степь Предкавказья, где эта страна не имела границ, потому что граничить там было попросту не с кем. Чернозёма тут было больше, чем готовых его возделывать рук, поэтому следом за аланами (в узком смысле будем называть этим словом ираноязычных жителей) на плоскость сошли крестившиеся и ещё не нажившие лютого нрава вайнахи. С другой стороны в аланских пределах обосновались половцы - кочевники-кипчаки, в 11-12 пришедшие с Мангышлака и постоянно терзавшие Русь. Кеканадж (так на аланский манер исказилось слово "каган") предложили им своеобразную сделку: туда - набегайте, сюда - сбывайте награбленное, а главное - других кочевников гоните прочь. Русь аналогичным образом приручила печенег и торков, но половцы тех лет были явно сильнее. Сами аланы предпочитали ходить за Кавказ - то на Грузию, то в своюзе с ней
на Ширван и Арран. Однако в любом своём виде они воевали на чужой территории, родному Северному Кавказу подарив немыслимые два века мирной жизни. При этом внутри Алания оставалась тем же "варварским королевством" с кеканаджем, багатарами (служилой знатью) и алдарами (князьками), а христианство не пустило корни глубже тонкой прослойки аристократии и торговавших в Византии купцов. Ну а затем враг снова пришёл откуда не ждали - монголы разрушили Аланию как единое государство, в 1239 году (на год раньше Киева) опустошив Магас. Разобщённых алдаров постепенно истребили набеги Золотой Орды и как финал - нашествие Тамерлана в 1396 году. Уцелевшие - осетины, вайнахи, половцы, - укрылись в горах, посреди которых Чегемское ущелье было одним из тех немногих мест, где цивилизация не прерывалась. Лыгыт определённо был одним из истоков Алании, вероятно ставший в 7-8 веков проводником интересов православной Византии в её соперничестве с Хазарией.
25.
Со складыванием горного общества Лыгыт уступил место россыпи аулов, но видимо со времён изгнания осталось название Греческая лестница. Изначально это, видимо, был оборонительный ход по горам, соединявший несколько башен над ущельем, но молва считает, что в пещере на его конце, изначально вероятно бывшей каким-нибудь складом провизии или арсеналом, укрылись монахи с равнины, успевшие спасти в горах библиотеку Аланской епархии. По крайней мере на эту легенду хорошо ложатся древние евангелие в обветшалых, освещаемых сквозь дыры в потолке, потерявших кресты и иконы, но не покинутых до 18 века чегемских церквях.
26.
Вот оно, начало Греческой лестницы,
поднимающейся на 200 метров вдоль отвесного склона. Первые пролёты укреплены кладкой на растворе, но даже на них нелегко разойтись двум людям. Выше лестница, вероятно, и вовсе представляла собой что-то вроде
памирских оврингов - карнизов из кольев и хвороста: попадаются участки, где не пройти без страховки. Но в конце концов Бетикле выходит на естественную полку, расширения которой отмечены фундаментами башен.
27.
А на самом верху - словно причалы для небесных лодок. На плоской вершине горы Пирамида (ибо пирамидой она кажется лишь из центра села) - один из лучших на Кавказе
парадром Чегем и самые высокие в России (250 метров) обрывы для роуджампинга:
28.
Выше по ущелью - лавовая стена с её характерными 6-гранными столбами. Все эти отвесные горы - часть кальдеры вулкана, потухшего миллионы лет назад. И это
ещё не самые удивительные формы его рельефа.
29.
Каньон Джалгысу расположен строго перпендикулярно важнейшим ущельям, и где-то за теми горами - Баксанское ущелье:
30.
А вот - Ак-Кая (3646м), высшая точка Скалистого хребта, которой мы любовались с другой стороны
в Безенгийском ущелье:
31.
Спустившись обратно к мосту и мечети, едем по улицам Эльтюбю. Домики второй половины ХХ века стоят среди руин аула как молодая поросль в сгоревшем лесу:
32.
Выше по ущелью на широком склоне над Чегемом расположился Фардык - балкарский Город Мёртвых наподобие
осетинского Даргавса или
чеченского Цой-Педе:
33.
Все их роднят характерные 4-угольные островерхие мавзолеи, так же верно напоминающие об Алании, как пятиэтажка - про СССР.
34.
Только в Балкарии такие кешене (мавзолеи) пусты, а в Чечне и Осетии - полны костей, лежащих в том числе на полках: аланские язычники не зарывали мёртвых в землю, а оставляли под крышей. Это похоже на след зороастризма... или скорее той древней религии ариев, которую исповедовали соплеменники Заратуштры.
34а.
Купольные мавзолеи - почти новостройки, веяние 17-18 веков, попавшее сюда, видимо, через Кабарду из мусульманского Крымского ханства. В них хоронили таубиев и богачей:
35а.
На фоне далёкой Белой скалы (как переводится Ак-Кая) - пара из двух кешене разных эпох. Это очень яркий образ: сотнями лет в прямоугольном склепе хоронили родичей княжьей фамилии, а потом какой-то князь (например, Келемет Балкаруков) проникся веяниями изобильной плоскости и построил себе мавзолей.
35.
Ещё пара склепов:
36.
37.
А одиноко стоящую постройку со стрельчатой аркой легко принять за церковь - причём не мне одному: в некоторых списках чегемских храмов фигурирует пятый храм Фардык. Впрочем, судя по
Тхаба-Ерды и
святилищу Мят-Сели в Ингушетии, кешене и церкви отличались лишь тем, что у одних в стене оконце, а у других - дверь в пол да может стена за притвором.
38.
Всего на Фардыке осталось 8 кешене - поровну двускатных и купольных.
39.
39а.
Среди последних выделяется Кешене-с-Шишкой - якобы, такую ставили в знак того, что род упокоившегося продолжается, и снимали, если пресёкся.
40.
На самом деле могил тут многократно больше, чем мавзолеев - в обзорах местного наследия упоминаются ещё каменные курганы, земляные насыпи в окантовках из камней и ящики из каменных плит наподобие дольменов - сложенные или сцементированные, с оконцами или без них.
41.
Ниже по склону - мусульманское кладбище. С ним был связан эпизод "Войны" - на съёмках фильма вертолёт случайно отстрелялся по могилам тепловой ловушкой, причём особенно досталась предкам той семьи, у которой гостил Балабанов.
42.
Ну а кроме того, аланам явно было не безразлично, какой перед усопшими откроется пейзаж. Фардык похож на развёрнутый к горам амфитеатр:
43.
Напротив Пирамиды высится Зинки (2428м) с характерным останцом и пещерой на вершине. Вероятно, эту вершину почитали как языческий алтарь, к которому был обращён некрополь:
44.
Над ущельем кружат чёрные грифы, впечатляющие размахом крыла и мрачностью силуэта:
44а.
Да парапланы, явно более многочисленные в погожий день - по программе у "Неизвестной России" была
поездка на парадром и полёты за отдельную плату, однако погода испортилась так, что впервые в истории Чегемского выезда стала нелётной.
45а.
За Зинки - фермы, кошары да заброшенный аул Думала: если 18 сёл Верхней Балкарии висели в прямой видимости друг от друга, то 22 чегемских села разбросаны на десятки километров вокруг.
45.
Да и живы из них два - выше по ущелью, километрах в 5 от Эльтюбю, Булунгу на фоне кавказских хребтов выглядывает из низины:
46.
Туда, спикировав почти что в бурный в Чегем и поднявшись по серпантину, и поехали мы в надвигавшихся сумерках:
47.
Последний взгляд на Эльтюбю:
48.
И на Фардык:
49.
Погода неумолимо портилась - весна в 2022-м на Кавказе задержалась на небывалые 2-3 недели. Но
rumata-anton и тут всё продумал: меньше зависит от капризов природы
августовский выезд "Неизвестной России" по Кабардино-Балкарии, двум из трёх (Чегем и Баксан) её ущельям.
50.
А про Булунгу и верховья Чегемской долины - в следующей части.
ОГЛАВЛЕНИЕ.