Югорская эпопея. Часть 10: Ханты-Мансийск, Самарово.

Mar 07, 2009 11:48




Бывшее село Самарово - пригород и предшественник Ханты-Мансийска. Основано оно было в 1637 году, на берегу Иртыша на месте крепости князьца Самара, и это место еще в дорусское время было чем-то вроде столицы Югры. От центра города - бывшего Остяко-Вогульска - село отделено уже знакомым по предыдущим постам Самаровским чугасом. Это место интересно во-первых Покровской церковью 1814 года постройки, а во-вторых, головокружительными видами на Иртыш и его слияние с Обью с Самаровского чугаса.

Самарову будет посвящена заключительная часть Югорской эпопеи: отсюда начался мой путь домой.

Из центра в Самарово проехать можно двумя путями. Проще - через чугас, который пересекает улица Гагарина (на большей ее части цивильная застройка, и даже не скажешь, что в сотне метров начинается тайга).



Но более интересна дорога вдоль берега Иртыша, по которой можно проехать на маршрутке №16. Увы, возможности фотографировать у меня не было, но здесь можно увидеть:
-огромный речной порт со множеством ведомственных судов разного калибра (одних "Метеоров" около десятка).
-уникальный мост через Иртыш, называемый за свои очертания Красный Дракон (еще варианты - Югорский Дракон, Иртышский Дракон, Золотой Дракон). Своей фотографии у меня нет, но вот как это выглядит: я видел точь-в-точь то же, но в снегу:



Отсюда.
-скульптурная композицию "Мамонты" у подножья чугаса - стадо металлических мамонтов в натуральную величину:


(с) dlinnoe .

В принципе, наверное, мне стоило слезть с маршрутки и пофтографировать Дракона и Мамонтов отдельно - и то, и другое можно отнести к важнейшим достопримечательностям Хантов. Но время поджимало, и я ограничился видами из окна маршрутки. Сейчас, признаться, жалею.

На берегу Иртыша в Самарове расположен огромный вокзал - совмещенные автовокзал и речной вокзал. Складывается впечатление, что роль речного вокзала даже выше, иначе почему он образует обращенные к Иртышу ворота?



Впрочем, Иртыш и Обь по-прежнему судоходны. Здесь есть дальняя навигация - рейсовые теплоходы из Омска в Салехард, есть многочисленные "Метеоры", которые тут выполняют роль электричек. Существует почти полноценная "волна": Каргасок - Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Березово - Салехард, каждый фрагмент по 5-7 часов. Думается, в летнее время оживление на двух половинах вокзального комплекса сравнимо.



Автовокзал - конечная остановка и большинства городских маршруток. От него открывается вид на Самарово:



Видите стелу на вершине чугаса? Это так называемый Памятник Покорителям Югры. На его вершине оборудована смотровая площадка, куда и пойдем.



По узким улочкам. Вот эта улочка - та самая улица Гагарина, начинающаяся за чугасом. В Самарове она уходит в бок, а главная улица села другая.



Здесь можно увидеть странную церквушку - то ли католическую, то ли протестантскую, то ли вообще каких-нибудь сектантов. Не ясно.



Большую часть застройки Самарово все еще составляют бараки, пятиэтажки и частный сектор. Новые дома строятся пока в небольших количествах, и преимущественно на главной улице. Скажем, вот этот дом фасадом выходит на центральную площадь:



Но главная достопримечательность площади, да и всего Самарова - Покровская церковь 1814 года постройки. Это единственный исторический храм, который я увидел за два дня пребывания в Югре, а всего на весь ХМАО, если я не ошибаюсь, уцелело 3 исторические каменные церкви - в Самарово, Березово и Белоярском районе. К тому же, Покровская церковь уникальная еще и тем, что была сельской - для Сибири начала 19 века редчайший случай! По архитектуре - типичное сибирское барокко.





Впрочем, придется, скрепя сердце, оговориться, что эта "единственная старинная церковь" - тоже не подленник. Оригинал был снесен в 1930-е годы, а то, что мы видим, воссоздано на старом фундаменте.



За церковью начинается Путь Наверх - деревянная лестница, ведущая на вершину Самаровского чугаса.



Надпись на табличке повествует о том, что через село провозили Александра Меншикова, сосланного после смерти Петра Первого в Березово (тогдашнюю столицу Югры ниже по течению Оби), где он и скончался в 1728 году, не оставив потомкам даже своей могилы.



Виды с лестницы:







На краю чугаса - удивителтной красоты парк, постепенно переходящий в мрачноватую тайгу, уже показанную в предыдущем посте про Торум Маа.







Чугас вообще значится как "природный парк", и в общем он универсален: здесь есть заповедные уголки, есть места для прогулок как в обычном городском лесопарке, есть спортивные центры - например, знаменитая "Югорская долина", чуть ли не крупнейший в мире центр биатлона.

Виды с чугаса:









И вот, наконец, собственно стела Покорителям Югры - пирамида высотой 80 метров (на вершине 100-метрового чугаса). На первом ее этаже ресторан, на втором культурный центр, на третьем - смотровая площадка на высоте 60 метров (вход - 50 рублей, подъем на лифте). И это вовсе не такое "отмывание денег" либо их "выброс", как могло бы показаться. Это весьма дальновидная политика по превращению Ханты-Мансийска в курортно-спортивный центр.
Ведь все новостройки города, и даже подлинная этническая архитектура Торум Маа блекнут рядом с главным достоянием Ханты-Мансийска, которого нет и уже никогда не будет ни в Куршевеле, ни в Баден-Бадене, ни в каких-то еще подобных местах: Сибирь.

И панорама сибирских просторов с бескрайней и пустынной равниной, с могучими реками, с морозом и солнцем, да еще и когда глядишь на них с высоты полутора сотен метров, откуда видно, как закругляется Земля, поражает даже меня, к подобным видам привычного. Что уж говорить про, кхм, буржуев!







Тот самый Международный Биатлонный Центр "Югорская долина" за тайгой чугаса:





К сожалению, панорамы сняты через стекло - открывать окна на такой высоте нельзя. Однако стекло вредит фотосъемке - но не впечатлению!

Самое же потрясающее - на горизонте, за холмом: место слияния Иртыша и Оби. Каждая из этих рек по расходу воду здесь уже сопоставима с Волгой, только Иртыш узкий, глубокий и очень быстрый, а Обь медленная и запредельно широкая. Просто представьте себе, как это выглядит - когда сливаются две Волги.



...В истории России уже была как минимум одна Югра - это Пермь Великая 16-17 веков, города Чердынь, Соликамск, Усолье. Только вместо нефти сокровищем Перми Великой была соль, которая так же текла из скважин в виде рапы. И посреди глухой уральской тайги возникали огромные города, купеческие династии, уникальные архитектурные ансамбли. А потом обнаружились месторождения самосадочной соли в южноруских степях, которая оказалась в 16 раз дешевле скважинной... И Соликамск, Усолье, Чердынь превратились в захолустные поселки с неповторимыми памятниками.

Однажды (может быть, через 100-200 лет) нефть Югры истощится или ей найдут замену - и эта земля вернется к состоянию конца 1950-х... Но только в захолустных ПГТ посреди тайги потомки будут видеть руины небоскребов, старые музеи и соборы столичного масштаба. Сургут, Новый Уренгой, Ханты-Мансийск - это Соликамск, Чердынь, Усолье 20-21 веков.
Плохо ли это? Нет. Так было всегда и так всегда будет.

Югорская эпопея:
Пролог: Возвращение.
Часть 1: Дорога до Югры.
Екатеринбург.
Екатеринбургский метрополитен.
Сибирское ханство.
Югорская магистраль.
Часть 2: Югра.
Сургут новый.
Старый Сургут.
Нефтеюганск.
Ханты-Мансийск. Остяко-Вогульск.
Ханты-Мансийск. Торум Маа.
Ханты-Мансийск. Самарово.
Приложение: группа, посвященная Югре, на Вконтакте - едва ли не самый полный и наглядный онлайн-источник преимущественно о достопримечательностях Югры.

невольничье, Ханты-Мансийск, Сибирь, "Воля вольная", дорожное, деревянное, Ханты-Мансийский АО

Previous post Next post
Up