Кострома утраченная.

Jun 13, 2009 18:32



Кострома - все еще один из красивейших городов России, а благодаря оптимальному сочетанию нескольких факторов (Кострома ближе, чем Вологда, но не настолько заезжана, как Владимир), это еще и едва ли не самый фотографируемый из провинциальных русских городов. На
Кострома и Суздаль оказались представлены наибольшим числом авторов, опережая такие "фото-Мекки", как Псков, Новгород, Выборг, Смоленск или Владимир.

Возможно (если не форс-мажор), в конце следующей недели я поддержу эту славную традицию, так как впереди у меня поездка в Ивановскую область. Причем еду я туда не один, а в хорошей компании - собственно, попутчики меня на это путешествие и сподвигли - попросили показать русскую глубинку.
Основной целью поездки будет Ивановская область - Иваново, Шуя, Вичуга, Палех, Холуй, Плес, а также, возможно, Тёзянские шлюзы.

Но обратно едем через Кострому, для полноты картины. И сегодня я выложу "нетипичный" для себя репортаж об утраченных памятниках Костромы. Ведь этот город, несмотря на нынешнее историческое богатство, в прошлом был еще богаче, а утраты, постигшие Кострому, уникальны даже по российским меркам.

Важнейшая утрата постигла Кострому в 1932-34-е годах - был разрушен Костромской кремль. Кремль, правда, был довольно простенький - с двумя Новгородами, Ростовом Великим или Тобольском не сравнить. И все-таки он был. Уничтожение кремля - случай из ряда вон выходящий даже по меркам сталинской эпохи.

Вот так выглядел ансамбль с Волги:



Вот так - поближе:



"Соборный ансамбль состоял из Успенского и Богоявленского соборов с колокольней и двух домов причта (последние сохранились, и ныне заняты постройками епархии)

Вот что о Костромском кремле написано в книге "Костромские святыни" (за наводку спасибо pouchkine)

"Первое упоминание об Успенском храме относится к XIII веку. Как говорит предание, он был построен в костромском кремле, имевшем деревянные стены и 14 башен, братом св. Александра Невскаго Василием, ставшим в 1272 году великим князем Владимирским, продолжая при этом жить в Костроме. Более достоверной является основанная на археологических изысканиях датировка собора началом XVI века. В каменном Успенском соборе хранилась обретенная князем чудотворная Феодоровская икона Божией матери. Отличительной особенностью Успенского собора являлось то, что его алтарь был ориентирован не на восток, а на север - в сторону реки Запрудни, где совершилось обретение чудотворной иконы. Собор дважды перестраивался - в XVII в и в после пожара в 1773 г. В 1835 г. Успенский собор стал кафедральным храмом города."



По своим формам этот собор соответствует 17-18 векам. Вообще, катастрофический масштаб утраты легко представить еще катастрофичнее, если не читать историю собора внимательнее. Храм 13 века в Костроме оказывается храмом 18 века, то же самое наблюдается и с Спасо-Преображенским собором Твери - "первый постмонгольский храм Средней России" был утрачен еще в Средние века.

В Успенском соборе первоначально хранилась Федоровская Икона Божьей Матери - святыня избежала уничтожения, трудные годы пережила в мастерских Грабаря, и вернулась в Кострому, в Богоявленский монастырь, уцелевший до наших дней. А вот его "тезке"-собору повезло куда меньше...

"Богоявленский собор Костромского кремля с четырехярусной колокольней был выстроен в стиле барокко в 1776-1791 гг. архиектором, уроженцем костромского посада С.А. Воротиловым. Его брат и сын П.А. и Е.С. Воротиловы выстроили на территории кремля два соборных дома, в которых впоследствии разместились Духовное училище и квартиры соборного причта" (опять же, цитирую "Костромские святыни")...



"Но гораздо красивее колокольня, построенная при соборе и представляющая издали фантастичексое зрелище своим нагромождением арок, колонн и всяких украшений. Вблизи она еще более потрясает своей грандиозностью и вместе с тем грациозностью". (В.К.Лукомский, Г.К. Лукомский, Кострома. Исторический очерк. - СПб, 1913)

Стены как таковой у кремля не было - только ажурная ограда. Такое бывает не так уж редко, многие кремли вообще не имеют четкой границы, у многих стены декоративные (Суздаль), а знаменитые укрепления Тобольского кремля были воссозданы только в 1960-е годы.
Одна из красивейших деталей Костромского кремля - Соборные ворота, также утраченные.



В то же время, ограда все-таки имеет ряд "фортификационных" черт: сохранились подпорные стенки и контрфорсы у высокого берега Волги.



В целом, дискутировать о том, был ли кремлем утраченный комплекс, можно долго. В целом, он вписывается в ряд "кремлей-без-стен" и архиерейских дворов, хотя и не имеет прямых аналогов. Да и стоит ли спорить о терминологии, когда сам объект мы можем теперь видеть лишь на старых фотографиях?

Фотографии (кроме вводной и вида на Успенский собор, которые pouchkine взял из "Костромских святынь", а я - из его поста) - с сайта Костромского церковно-исторического общества, где можно увидеть фотографии и других утраченных храмов.

Другая утрата Костромы гораздо более новая. Об этом памятнике я на заре своих путешествий читал в путеводителях как о существующем. В Костроме я был летом-2003, и по сути дела опоздал всего на 1 год. До сих пор, введя название храма в Интернете, можно увидеть множество сайтов, где о нем идет речь как о существующей достопримечательности Костромы.

Некоторые уже догадались - речь идет о Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вёжи в костромском архитектурно-этнографическом музее, сгоревшей в 2002 году.





Фото Алексея Сигаева (взяты из "Народного каталога православной архитектуры") были сделаны в августе-2002, церкви на этих кадрах осталось жить около 2 месяцев. Но по фотографиям видна главная фишка этого храма - он был построен на сваях!

В пойме речки Костромы (и других рек в этих краях) многие села жили в расчете на половодье, и на сваях ставились избы, бани и многое другое. Но храм-на-сваях, 1628 года постройки - это нечто абсолютно нетривиальное. Кроме того, Спасо-Преображенская церковь считалась крупнейшей по размеру клетской деревянной церковью.



Причины гибели памятника до сих пор не установлены. Официально говорится только о том, что огонь перекинулся на церковь с горящей травы. На форуме проекта "Малые города России" тогда обсуждалась версия, якобы церковь подожгли сами монахи Ипатьевского монастыря, так как в это время шла борьба за имущество между монастырем и музеем. Приводилось утверждение, что не были вызваны пожарники. Впрочем, Антон Тилипаман, хозяин этого сайта, вообще отличался радикальным взглядом на "эту страну" и ее наследие: так, проект "Малые города России" был заморожен из-за того, что Тилипман решил спасать наследие методом замалчивания информации о нем. Уже позже av4 по итогам одной из экспедиций ОИРУ утверждал, что монахи в Ипатьевском монастыре очень образованные и не страюащие излишним мракобесием. В общем, причина по-прежнему невыяснена, и возможно, это действительно был несчастный случай.

Чуть более ранний кадр - лето-2001, авторы Сергей и Мария Поповы (взято там же).



Еще старая пленка из фотоателье. Уже никогда до этой церкви не "добраться с зеркалкой"! Хотя есть надежда на ее воссоздание - ведь церковь была обмеряна и изучена достаточно хорошо (в музей ведь экспонаты перевозят в разобранном виде и собирают заново). Вопрос в том, кому это надо и кто на это даст денег.

Мне самому кажется, что эта церковь - самый ценный из погибших на наших глазах архитектурных памятников России.

И все же, вывод я сделаю совсем не тот, что напрашивается, видимо, у очень многих: знание об утратах - не повод шарахаться от "изуродованных городов этой страны", а повод еще больше ценить то, что осталось. Благо, в Костроме осталось еще очень много!

Среднерусское, дорожное, Кострома, деревянное, Костромская область

Previous post Next post
Up