Между Ивановом и Шуей, Шуей и Палехом, Палехом и Южей расстояния одинаковы - по 30 километров и часу пути. Но из Южи до Иванова - уже почти 100 километров и почти 3 часа. За Палехом возникает ощущение, что автобус едет в прошлое: сгущается лес, все более старыми и вросшими в землю становятся деревни, все более узкой и разбитой дорога. На подъездах к Юже над асфальтом почти смыкаются кроны, а от тряски легко прикусить язык. Южа - это настоящая глухомань: маленький городок с озером в центре, со всех сторон окруженный лесом.
Южа, по некоторым данным, считается самым бедным городом Ивановской области (а область, в свою очередь - самая бедная в России). Ее население за последние 30 лет сократилось почти вдвое: с 25 до 15 тысяч человек. Преобладающая зарплата здесь - "минималка", то есть 4200 рублей, но и на такую зарплату устроиться сложно - работы в городе нет.
История Южи, буквально, теряется в глубине веков, но на протяжении столетий это было село в вотчинных землях Пожарских. В 19 веке купцы Балины построили здесь огромную прядильно-ткацкую фабрику, и в 1922 году фабричная Южа стала городом. Фабрика сохранилась, и нависает над окрестностями, как Кафедральный собор.
К фабрике ведет главная улица - бывшая дорога на Холуй и Ковров. На этой улице можно увидеть кирпичные пятиэтажки, новенькую церковь:
И загадочный деревянный дом рядом с ней:
Чуть дальше - оригинальный ДК дореволюционной постройки, бывший Народный дом:
В Юже хорошо сохранился фабричный поселок: казармы, богадельня, больница, школа и т.д. В этом смысле Южа очень напоминает подмосковный Высоковск - чистейший, почти не нарушенный ансамбль фабричного городка конца 19 - начала 20 века.
Увы, у нас в Юже было очень мало времени и мы не успели толком осмотреть фабричный поселок (вот
ссылка на репортаж nordprod ), ограничившись центральной площадью:
Та самая фабрика Балиных - по идее, она стоит с 1992 года, но в окнах почему-то стеклопакеты:
Ее здание огромно: в таких городках текстильные фабрики напоминают Кафедральные соборы. Южа - фактически, моногород, причем его градообразующее предприятие - объект легкой промышленности, которая из всех отраслей промышленности России самая депрессивная (ее упадок начался еще в 1970-е годы).
Фабрика стоит на берегу озера Вазаль - но побывать за озером, посмотреть на фабрику издалека мы тоже не успели. В Юже мы были всего полчаса, по дороге из Холуя.
Окраины:
Около Южского автовокзала находится красивейшая сосновая роща:
И эти сосны выглядят намного живее, чем город. Запущенная, неухоженная, наполовину заброшенная (речь о частных домах) Южа как будто бы постепенно зарастает лесом, растворяется в окружающей природе.
На меня этот город произвел очень сильное впечатление. Этакое "место вне времени", то ли глухомань из прошлого, то ли пост-апокалипсис. Мы здесь были явно чужеродным элементом:
Ваня Митин.
Алиса Тен.
Таким же затерянным миром, как и сам город, является Южский район.
Ведь окрестности Южи вообще богаты достопримечательностями: здесь и многочисленные церкви, и древние села Холуй и Хотимль, в Тезинские шлюзы (3 из 5, правда сохранился лишь один), а в прошлом здесь же проходила уникальная узкоколейная магистраль Шуя - Балахна длиной (вместе с ответвтлениями) 400км. Еще важнее то, что глобализация сюда пока еще не дошла, и здесь, почти на Золотом Кольце, вполне можно увидеть этнографически цельные среднерусские села. О городе и окрестностях хорошо рассказано на сайте
Южа.нет.
В Юже нам очень помог
konovalof , для которого этот город - малая родина. Он дал нам телефон своего друга Алексея, с которым они вместе учились здесь, а теперь вместе учатся в Иванове. Алексей летом, возвращаясь домой, подрабатывает таксистом - и с ним мы отправились в села Южского района и к нижним шлюзам на Тезе.
Алиса Тен и Алексей.
Кажется, там мы, как Саша Башлачев, "нашли Россию". Но об этом - в следующей части.