Сейчас уже основательно подзабыт тот факт, что старый "текстильный край" был куда обширнее, чем Ивановская область, и включал почти всю территорию от Брянска и Смоленска до Волги. Своими текстильными фабриками славилась и Москва. Однако большая часть "текстильного края" со временем поменяла специализацию, и за пределами Ивановской области от былого остались лишь осколки.
Высоковск - один из таких осколков. И при своей малоизвестности это один из самых колоритных и необычных городов Подмосковья.
Если в Клину, прибыв на станцию, пойти по путепроводу не на автовокзал, а в противоположную сторону, можно увидеть полузаросшую колею без контактной сети:
Рядом обнаружится и заброшенное здание, похожее отдаленно на станцию:
Здесь начинается 8-километровая ветка, которая ведет в город Высоковск - один из самых маленьких районных центров Подмосковья (11 тысяч жителей), город-спутник Клина, сохранивший почти в неизменном виде облик фабричного поселка конца 19 - начала 20 века.
Высоковск очень компактен: от края до края его можно пройти быстрым шагом за 10 минут, с остановками и фотосъемкой - за полчаса. Мы начнем прогулку не от въезда в город со стороны Клина, а от выезда в противоположную сторону, с нового города.
Вот так выглядит местная улица Ленина: стоя на одной окраине города, можно увидеть другую:
Крайний дом имеет адрес "Ленина, 28". То есть самая большая улица - по полтора десятка домов с каждой стороны!
В середине улицы Ленина - очень колоритная пара зданий явно недавней постройки: универмаг
И хлебзавод:
Я бы их архитектурный стиль назвал "провинциальный романтизм". Здесь улицу Ленина пересекает улица Владыкина, которая ведет к улице Первомайской. Всего в Высоковске 3 улицы, образующие форму буквы "Н"
На улице Владыкина находятся больница и рынок, а за этой улицей начинается Старый город:
Высоковск строился в 1860-е годы как рабочая слободка при текстильной фабрике братьев Высоковских. Однако, по не совсем понятным причинам, старый Высоковск с тех времен почти не изменился. Из виденных мной фабричных поселков он, пожалуй, наиболее аутентичный. По своей цельности и атмосфере это настоящий Старый город.
В старых фабричных казармах до сих пор живут. К счастью, уже не по 20-30 человек в комнате, но внутри все те же длинные коридоры, высокие сводчатые потолки, окна с характерными рамами. Вообще, обнаруживается удивительное сходство фабричных поселков со средневековыми европейскими городами. Вся атрибутика на месте:
Чумной столб:
Пороховая башня:
Театр (Народный дом):
Ратуша (на самом деле - Реальное училище):
Дворец Бургомистра (на самом деле - не знаю, что):
И башня фабрики как башня Кафедрального собора:
Здесь много интересного (я заснял не все). Например, Алексеевская церковь, переделанная из советской подсобки:
Или вот такое колоритное строение, занятое мелкими организациями:
А вот эти задворки - уже около фабрики и въезда в город со стороны Клина:
Фабрику отсюда не рассмотреть из-за густой зелени, но фабрика грандиозна. Чтобы оценить ее размеры, лучше обойти здание и спуститься к фабричному пруду (который отличается красотой и очень "русскими" пейзажами):
С берега и плотины фабрика видна прекрасно:
Еще совсем недавно около фабрики стоял шум станков и пахло диванной пылью, но кризис подкосил ее вновь - ныне фабрика стоит. Надеюсь, оживет, хотя вид у нее обреченный. Впрочем, в 1990-е фабрика тоже стояла, и уверен, тогда она выглядела еще обреченнее.
К фабрике вплотную примыкает котельная. Из черных "раструбов" идет нечто жуткое - у меня рядом с ними каждый раз перехватывает дыхание:
Это уже трасса на Клин, этот путепровод - городские ворота... Вот так это выглядит, если отойти на пару сотен метров:
Совсем недалеко отсюда - окончание той самой ветки, что начинается у клинского вокзала:
И вокзал, используемый теперь как жилой дом:
Когда-то здесь ходил поезд. Ныне ветка мертва: продукцию фабрики проще вывозить грузовиками (да и фабрика не всегда работает), а пассажиры ездят на автобусах и маршрутках. И то, и другое имеет номер 23, автобусы идут каждый час, а маршрутки - каждые 10-20 минут. В пути менее получаса. И в целом, Высоковск выглядит солнечным, уютным и благополучным, а паралич фабрики на уровень жизни населения влияет сейчас очень слабо: люди работают в основном в Клину, Твери и Москве.
А в целом, зная этот город "изнутри", могу сказать, что здесь вполне можно жить.