Уральская индустрия. Часть 1: Коркинский Гранд-карьер.

Aug 21, 2009 03:17



Урал - это в первую очередь Край Горных Заводов. В старинных уральских городках можно найти промышленные сооружения 18 века. Реки здесь представляют собой каскады прудов. Многие горы срыты до основания: "Была гора высокая - стала яма глубокая", как говорили когда-то.
В последующих двух постах я покажу масштабы промышленного освоения Урала. Во второй части речь пойдет о жутком месте под названием Карабаш, а в первой - о Коркинском угольном разрезе, что находится в 40 километрах южнее Челябинска.

Покажу и еще кое-какие веси Челябинской области, так как путешествовали мы на машине: я, periskop ,
polar_beeи vedmed1969 .

От Челябинска до Коркина всего около 40 километров в сторону Троицка - старинного и забытого города на казахской границе, о котором я расскажу отдельно. По ту же сторону границы трасса ведет в Кустанай. А к югу от Челябинска находится угольный бассейн с многочисленными шахтами и терриконами.





Собственно, главный шахтерский город - Копейск, является пригородом Челябинска, и граница между двумя городами почти не видна. Ныне подавляющее большинство шахт закрыты, жители Копейска ездят работать в Челябинск. Копейск примечателен еще и своим расположение между нескольких озер, почти что на острове. На окраине Копейска мы увидели вот такое зрелище:



Из-за глобального потепления уровень озер повышается, и прибрежные дачи оказываются затоплены. Вода отсюда уже не уйдет.



Вскоре после Копейска вдоль дороги вырастает вот такая стена - это начало Коркинского разреза, цепочка старых отвалов, тянущаяся на много километров. Высота ее такова, что недалеко от Коркина на склоне устроен горнолыжный комплекс.



Наконец, мы въезжам в само Коркино - шахтерский город с 40-тысячным населением. Как и многие города при угольных месторождения, Коркино начало приходить в упадок задолго до Перестройки - в 1959 году его население было 85 тысяч, и сократилось вдвое уже к 1989 году.

На гербе Коркина изображен карьер:



Несколько зданий:







Город оставляет весьма депрессивное впечатление. Почти весь он застроен предвоенными сталинками с небольшим количеством частного сектора, и по площади меньше, чем собственно Коркинский угольный разрез. На окраинах - много мрачного вида промышленных сооружений, явно связанных с добычей угля.





Почти все фотографии были сняты из окна машины - пешком ходить, да еще и с фотоаппаратом, я бы здесь не рискнул. Однако Коркино бы ничем не выделялось среди десятков других шахтерских городков, если бы не Гранд-карьер - Коркинский угольный разрез. Часто говорят, что это самый большой карьер в мире, и по крайней мере среди угольных разрезов он действительно считается крупнейшим: 2,5 км в поперечнике и 520 метров глубиной. Однако в России есть еще как минимум два сопоставимых карьера: медно-серный в башкирском Сибае (глубиной 550 метров) и знаменитый алмазный карьер в якутском Мирном (глубиной 600 метров). Да и в мире гигантских карьеров немало - например, чилийская Чукикамата.
Однако Коркинский разрез - все же в числе крупнейших карьеров планеты.



Мы нашли удобную площадку для обзора недалеко от поселка Роза - "пригорода" Коркина, и начали спускаться.





Масштаб карьера (поясняю: слова "карьер" и "разрез" в угольной промышоленности - синонимы) очень трудно передать фотографиями, но все же попробую:



Коркинское месторождение начало разрабатываться в 1931 году, и вскоре был обнаружен пласт угля толщиной 200 метров. Создание карьера велось в 1930-40-е годы, причем здесь активно шли взрывные работы. Знаменит так называемый Коркинский взрыв 1938 года: его готовили полгода, перед взрывом на всякий случай эвакуировали город, а по мощности он был сопоставим с ядерным - колебания зафиксировали сейсмостанции по всему миру.

Коркинский карьер настолько грандиозен, что его трудно воспринимать как нечто рукотворное. Это действительно Гранд-карьер - аналог Гранд-каньона в Аризоне.







Стена карьера. Каждый уступ - примерно с 8-этажный дом.





Оползень. Для масштаба - видете деревья?



Верхняя часть разреза:



Шахта, ствол которой ведет ко дну разреза:



На дне карьера обычно кипит жизнь: по рельсам ходят составы с углем и породой, работаю эскаваторы...



Однако в день нашего посещения в разрезе было тихо и пусто. То ли потому, что воскресение - даже здесь выходной, то ли Мировой кризис подкосил и это предприятие.



Однако со дна разреза не переставая шел дым, иногда раздавался грохот, а мелкий угольный пепел порой налетал, как снег, оседая на одежде. У меня началась одышка. Дна карьера видно не было - бездонная черная дымящаяся воронка. И в целом, не покидало ощущение, что мы стояли у входа в Подземное Царство.



О Коркинском разрезе также есть очень красивый репортаж victorprofessor .

Еще в 40 километрах южнее мы проезжали город Южно-Уральск. О нем пусть расскажет periskop , обнаруживший здесь настоящий клондайк довоенной сталинской архитектуры. Хотя в целом Южно-Уральск очень похож на Коркино. Мне же он запомнился деревянной церковью-новоделом у трассы:



И мощной ГРЭС постройки 1930-х годов, трубы которой чем-то напоминали пальцы. Для этой ГРЭС, и не только, и добывался коркинский уголь.





Но если вы думаете, что это страшно - то ошибаетесь. Страшно будет в следующей части, посвященной городу Карабаш.

"Уральская быль", дорожное, Челябинская область, "Воля вольная", Урал, зона трагедии, индустриальный гигант, шахтёрское

Previous post Next post
Up