Златоуст. Часть 1: по трамвайным рельсам.

Aug 22, 2009 00:17



Златоуст - третий по величине город Челябинской области (180 тысяч жителей, после Магнитогорска), основан в 1754 году как поселок при железоделательном заводе, с 1815 года - центр производства холодного оружия, а ныне - спецсталей. Иногда Златоуст упоминается как "самый высокогорный город Урала", но это не так: на Урале многие города стоят на тех же высотах - 400-600 метров.
Однако если понимать формулировку не буквально, а образно, то все становится на свои места. Златоуст - это настоящий горный город, то есть город, чей облик определяют горы. В этом смысле Златоуст если не уникален, то по крайней мере на голову выше любого своего аналога: Россия как страна великих равнин горными городами не богата, и Златоуст - наверное, лучший пример "горного города по-русски".

Рассказ о Златоусте будет состоять из двух частей. Во второй мы отправимся в Старый город, который тут исключителен колоритен; в первой же пересечем Златоуст с востока на запад на трамвае, за одно осмотрев достопримечательности, удаленные от центра.

Златоуст расположен в нескольких горных долинах между хребтов почти километровой высоты (а некоторые вершины, особенно на прилегающе к городу с севера хребте Таганай, и выше километра). Вот так Златоуст выглядит от въезда с северо-востока, со стороны северной части Миасса (а Миасс вытянут с севера на юг, вдоль подножья гор, на 15 километров).



Внизу - заводской пруд, выше - советские кварталы. Телевышка стоит на горе Уреньга (ударение на последний слог). Между ней и расположенной правее кадра горой Косотур находится Старый город и завод "Булат" с плотиной на речке Ай, с которого в 1754 году и начался город.

Златоуст разбросан по долинам и занимает огромную площадь - расстояния тут значительно большие, чем в других городах такого же масштаба, да еще и не проехать напрямик. Причем город не вытянут вдоль одной линии, как Миасс, а имеет очень сложную форму из-за того, что районы отделены друг от друга горами.



С востока над городом нависает Александровская сопка - одна из вершин Таганая высотой более километра. Сам Таганай считается красивейшим место Южного Урала, но в момент нашего приезда был скрыт облаками и дождем, поэтому фотографий не будет.



Со стороны Миасса находится так называемый Новый Златоуст, выросший вокруг оборонного Машзавода. Этот район считается наиболее благоустроенным и спокойным в городе, и действительно, контраст с центром Златоуста виден даже из окна машины.



Правда, архитектурой этот район очень беден. Но здесь мы с машины пересаживаемся на трамвай и едем вглубь Златоуста.



Златоустовский трамвай - одна из главных городских достопримечательностей. В городе действуют всего 2 маршрута, за номерами 1 и 3 - но каких! Соединяя горные районы, трамваи ходят то по берегу пруда, то у подножья скал, то по краю горы, то через лес, то через деревенские кварталы. Сами машины в основном очень старые и изношенные, что лишь добавляет колорит.

По дороге из Нового Златоуста в Старый. Вид из заднего окна:





Линия живописано петляет по кромке леса и карабкается на гору. Трамвай идет с грохотом и ощутимо раскачивается. Преодолев гору и незастроенный участок, въезжам в брежневские кварталы Старого, то есть собственно Златоуста. Здесь расположен автовокзал. И первое, что видишь, въехав в эту часть города - Башня.



Башня - это часовня-колокольня Святого Иоанна Златоуста, построенная в 2006 году. Ее высота - 54 метра, а в ее облике чувствуется янвый "ответ Невьянску". Построена башня была заводом "Стройтехника", и является частью поселка Красная горка.



Последний - явление в современной России вообще уникальное. Завод "Стройтехника" - предприятие достаточно успешное, занимается производством оборудования для строительной промышленности, которой идет даже на экспорт. И этот поселок - одна из самых интересных и ПРАВИЛЬНЫХ пиар-акций, которые только есть в современной России. Предприятие возвело коттеджный поселок "в швейцарском стиле" для своих сотрудников (причем, если верить экскурсоводу на башне - не только начальства), башню с часовней - для города, да еще и надо ли говорить, что в строительстве использовалась та самая стройтехника, которую производит завод.



Да, наверное, это все-таки скорее показная забота о людях, чем реальная... Но все же показная забота - это куда лучше, чем показное наплевательство.



В башне устроен небольшой музей, сувенирная лавка с местными сувенирами (в том числе декоративным златоустовским оружием - ведь в 18-19 веках металлургический завод Златоуста специализировался на холодном оружии), и две смотровые площадки на разных ярусах. Подъем с группой стоит 50 рублей, с башни хорошие виды на город.

Вид от подножья башни на брежневские районы по склонам Уреньги.



Виды с двух ярусов башни на Красную Горку:





В том числе интересное офисное здание со столовой наверху:



И виды на разные части Златоуста, увы, испорченнные дождем:

Улица 30-летия Победы, ведущая вдоль подножья Уреньги к Старому городу.



Промзона у подножья гор между Старым и Новым Златоустами:



Городской пруд. Оцените сложность устройства города. Мимо пруда в дальнюю часть города и лежит наш путь.



Пруд поближе. Виден мостик у подножья горы Косотур:



Вид через пруд на Александровскую сопку:



У пруда, с той стороны, откуда мы едем - интересное здание, надстроенный дореволюционный дом, за который красиво уходят рельсы.



Напротив - часовня на месте разрушенного собора. Собор этот, построенный в 18 веке, был прекрасным образцом классицизма и композиционным центром Златоуста. Но сохранился лишь на фотографиях Прокудина-Горского.



Трамвай на мосту через Ай. На заднем плане - завод "Булат" и Косотур. Обратите внимание на "пень" на склоне Косотура - это разобранная труба, которая, как считалось, сильно уродовла старый город. Собственно, к заводу примыкает главная площадь, от которой и начинаются кварталы старого города.



Трамвай идет по берегу пруда на фоне гор:



Или с другой стороны - на фоне Уреньги и брежневских зданий:



А вот - если посмотреть от пруда. Трамваи у подножья Косотура:





Здесь трамвайные пути и автодорога идут рядом по узкой полосе между скалистыми склонами и прудом. Вдоль склона и берега вытянута полоса изб, и этот район города отличается невероятным колоритом.



А рельсы очень красиво проходят и здесь. Два кадра сняты с одной точки:

Трамвай в деревне.



Трамвай в лесу.



Есть на Урале еще более экзотический трамвай в городе Волчанск на севере Свердловской области: город с 10-тысячным населением состоит из двух поселков на расстоянии 7 километров, а между ними - настоящий лес, и трамвай де факто является междугородним транспортом.

А между тем за Косотуром начинаются новые городские районы. Трамвай продолжает путь:



Центром этого района является железнодорожный вокзал, а въезд отмечает интересный объект - электровоз-памятник ВЛ-19.



В сущности, штука еще более экзотическая, чем паровозы-памятники. ВЛ-19, выпускавшийся в 1930-е годы, был первым советским серийным электровозом. Подробнее об этой машине можно прочесть в Википедии, а я в технике не специалист. Около памятника оборудован островок контактной сети, а наверху стоит современный храм.

Наконец, посреди брежневского района вдруг снова начинаются сталинки - это привокзальная площадь:



Сам вокзал позднесоветской постройки немного похож на вокзалы БАМа или Югорской магистрали.



Тайком сфотографировал платформу - хотя вообще-то в Челябинской области этого делать крайне не рекомендуется, надзор тут зверствует. Ведь вокруг всюду военные объекты и оборонные производства, а то, что у "предполагаемого противника" спутники есть, никого не волнует.



Живописная станция на фоне гор. Если вы въезжаете в Златоуст поездом - имеет смысл проделать тот же путь в обратном порядке. И с непременным заездом в Старый город, о котором и будет вторая часть.

"Уральская быль", железнодорожное, дорожное, Златоуст, Челябинская область, "Молох", транспорт, "Воля вольная", Урал, трамваи

Previous post Next post
Up