В прошлой части мы пересекли город на трамвае почти из конца в конец, осмотрев удаленные от центра Красную Горку и вокзал. Однако примерно на середине пути трамвай выходит к берегу Заводского пруда, к старой плотине на реке Ай у подножья Косотура, к часовне на месте разрушенного Троицкого собора. В этом месте трамвай проходит по самой границе Старого города, спрятавшегося между Косотуром и Уреньгой, над долиной речки Ай. Издалека Старый город Златоуста почти не виден - но он чрезвычайно красив и колоритен. Тут есть и мощные сталинские ансамбли, и конструктивизм, и настоящие узкие кривые улочки, петляющие по склонам горы.
И может быть, если бы Златоуст стоял на плоской равнине, его Старый город был бы совсем обычен, но из-за своего расположения это один из самых красивых и колоритных городских центров России.
Начнем путь в Старый город там, где, собственно, Златоуст и начинался - у завода "Булат". Вот так выглядит плотина на речке Ай, параллельно которой проходит трамвайный мостик.
Здесь, у подножья горы Косотур в 1754 году промышленники Моссоловы основали завод, названный в честь святого Иоанна Златоуста, который считался покровителем рода Моссоловых. Как и другие заводы Урала 18 века, Златоустовский завод был вододействующим.
По плотине проходят заросшие трамвайные рельсы. Ныне параллельно ей построен мост. Возраст нынешней плотины мне не известен, но ее сооружения выглядт очень старыми.
Вот и сам завод "Булат", а вернее, его старая часть. В 1761-1811 годах завод пережил несколько смен владельцев, был разрушен Пугачевым (а рабочие массово поддержали Мужицкого царя), и наконец в 1811 году стал государственным, а в 1815 году при завод появилась оружейная фабрика - и это определило специализацию Златоуста вплоть до наших дней: город стал центром производства спецсталей и высокачественных сплавов. Здесь Павлом Аносовым был повторно открыт секрет булатной стали, а златоустовские мечи и гравюра по металлу известны ничуть не меньше, чем каслинское литье.
Правда, как соотносятся "Булат" и Златоустовский металлургический завод, мне неизвестно. Постройки "Булата" - в основном дореволюционные, старейшие относятся к началу 19 века, но опознать их мне не удалось.
Интересны цеха на заднем плане, построенные в середине 19 века.
И вообще, всякие промышленные раритеты Урала пока еще очень недооценены.
К заводу примыкает Городская площадь, углом выходящая к пруду:
По этим рельсам ходит трамвай №3, а вот с трамвая №1, на которой мы пересекали город в первой части, здания Городской площади почти не видны. А между тем, здесь находится сразу несколько построек начала 19 века. Вдоль завода тянется "единая фасада", которую замыкает Арсенал:
А напротив стоит дом горного начальника, ныне занятый музеем (в музее можно увидеть образцы златоувского оружия и гравюр). Здесь жил и работал Аносов:
Угол площади напротив Арсенала с огромным заброшенным домом:
Заброшенный дом на центральной площади - зрелище с 1990-х годов основательно подзабытое. При том, что Златоуст - город совсем не бедный (это видно и по маркам машин, и по рекламным щитам), он феноменально запущен и неухожен. Как мне объяснил
vedmed1969 , Златоусту очень не повезло с мэром - настолько, что из Челябинска в город прислали "наместника". Но грязь и бардак в Златоусте шокируют.
Кварталы Старого города начинаются выше Городской площади. Но сначала пройдемся по трем улицам, которые его ограничвают с разных сторон. Название этой улицы, очерчивающей нижнюю границу Старого города, я не запомнил. Она проходит как раз за брошенным домом:
Запомнился простенький, но очень приятный новодел:
И фрагменты застройки Старого города, когда-то доходившего досюда:
Ближе к Косотуру проходит улица Карла Маркса, представляющая собой очень мощный и зрелищный ансамбль сталинских зданий.
По-моему, даже в чисто архитектурном плане одна из красивейших сталинских улиц в России. А горы добавляют неповторимого колорита:
По иронии судьбы, улица Карла Маркса - главная торговая улица нынешнего Златоуста. Причем торговля тут в основном не в меру капиталистическая, заставляющая вспомнить 1990-е. А трамвайная линия вся буквально засыпана мусором.
Со стороны Уреньги, начинаясь прямо от Городской площади, проходит улица Ленина, нижняя часть которой таже примечательна советскими и предреволюционными постройками.
Загадочная скульптура в скверике у местного ДК:
И опять же, феноменальная разруха и запущенность в лучших традциях "славных 90-х":
Нравится? Мне как-то не очень... Разве что детство вспомнить.
А между улиц Ленина и Маркса - кварталы Старого города: ветхого, полудеревянного, карабкающегося по склонам. Интересно, что чем выше в гору - тем колоритнее и целостнее делается район.
Вот, скажем, "нижний" Старый город - тут историческая застройка сильно разорвана, и раздражает базарная атмосфера:
Хотя сами дома очень хороши:
А если подняться чуть выше, окажешься в "среднем" Старом городе. Тут все уже совсем другое.
Здесь много брутального конструктивизма:
Очень красивая улица проходит перпендикулярно Ленина и Маркса, примерно половину ее длины занимают постройки ликероводочного завода:
Наконец, верхняя часть Старого города, уже почти сельская. Вот такие дома тут на улице Ленина - это постройки больницы, где работал Александр Бланк - дед Ленина по материнской линии.
Улица Ленина в верхней части: избы на фоне гор.
В переулки мы заходить не стали - времени оставалось мало. Но даже на улице Ленина засняли пару интересных старинных ворот:
Хорошо видна Уреньга с ретранслятором на вершине:
Мне Златоуст показался одним из красивейших городов Урала, да и всей России. Может быть, что-то похожее есть в Восточной Сибири, но я там не был. Узкие переулки, горные склоны, микрорайоны в долинах, трамваи в лесу, пруд и вершины Таганая, близкое-близкое небо и пелена дождя... Златоуст стоит того, чтобы его увидеть.