В последней части - то, что не влезло в первые три: север центра (между вокзалом и Кутумом), правобережье Волги, немного окраин, немного окрестной природы и немного видов Астрахани на закате.
Астраханский вокзал отмечает северную границу центра, и до южной, показанной в предыдущей части, пешком идти больше часа, да и на транспорте ехать немало. Вокзал состоит из двух корпусов: старого (начало ХХ века), ныне хозяйственного, и нового, брежневского, где находится собственно пассажирская часть вокзала. На фото - старый корпус, но виден и краешек нового:
Сойдя здесь с поезда Атырау - Астрахань, я сначала был не вполне уверен, что в России - на вокзале публика в основном азиатская. Ведь через Астрахань идут поезда в Среднюю Азию, в Дагестан и Азербайджан. Даже поезд Киев - Баку идет через Астрахань, хотя это удлинняет дорогу на треть. Наследиство 1990-х: более прямой путь в те края лежит через Чечню.
Недостроенный дом у вокзала. А ведь брошен недавно - дай Бог, после кризиса достроят.
Почти от вокзала (точнее, с эстакады над железной дорогой) прекрасно виден Успенский собор и колокольня. Это опять же в тему исключительной цельности старого города:
Имеется в окрестностях вокзала и еще несколько хорошо заметных церквей - в прошлом здесь тоже был старый город:
Но северные слободы в Астрахани сохранились на голову хуже, чем южные. Отдельные куски рядовой застройки, на главной улице каменной:
А не синагога ли кирпичное здание с башенкой? Не знаю, но весьма вероятно.
На боковых улицах застройка в основном опять деревянная:
Имеются тут и церкви. Полуразрушенная Введенская (1818):
И псевдорусский собор Иоанна Предтечи одноименного монастыря (1879):
До этого района - минут 15-20 пешком от вокзала. Здесь находится крупный рынок, поэтому район еще непригляднее, чем южные слободы, да и стрёмно тут бывает местами.
Станица Атаманская
Еще более экзотическое место находится за Волгой - бывшая станица Атаманская (до 1890 года - Городофорпостинская). Ведь Астрахань - это еще и казачий город, существовало отдельное Астраханское казачье войско, менее крупное, чем соседние Терское, Оренбургское и Уральское, но вполне самостоятельное. Оно было образовано в 1750 году: ведь русские освоили только пойму Волги, а в окрестных степях и пустынях на западе кочевали калмыки и ногайцы, а на востоке - киргиз-койсаки (то есть казахи). Формально задачей казаков была "защита русских подданных, в том числе калмыков и ногайцев, от киргиз-койсаков", а фактически казаки скорее препяствовали их объединению.
Весьма вероятно, что именно от казаков тут осталось слово "корсак" - так в Астрахани называют азиатов, и это примерно то же самое, что "ниггер", а эффект от такого обращения будет примерно как от "козла".
Бывшая Атаманская станица вытянута узкой полосой вдоль правого берега Волги, и в советское время большевики проявили недюжинное чувство юмора, переименовав казачью "столицу" в Трусовский район (в честь местного революционера)! Так это место называется официально и по сей день. Я сюда поехал, чтобы увидеть Спасо-Преображенскую церковь (1882-85) - бывший Войсковый храм Астраханских казаков.
Облик церкви очень нестандартный, восстановлена она была недавно, и казачьей уже давно не является - ныне это подворье подмосковного Николо-Угрешского монастыря. И все же - одна из войсковых казачьих церквей, по которым я еще сделаю отдельный пост когда-нибудь.
Но вообще, Трусовский район имеет репутацию места, откуда можно не вернуться. Застроен он в основном частным сектором, и зримое большинство тут составляют кавказцы и узбеки (не казахи - черты лица европеоидные). Район в ужасном состоянии - центральная улица еще асфальтирована, а все остальное выглядит примерно так:
Помимо церкви высотной доминантой Атаманской станицы является водонапорная башня:
Ходить здесь мне было страшно (а тем более фотоаппарат доставать), и все же я прошел к Волге:
На берегу дети играли в войнушку. Русские против... А не удивлюсь, если против грузин, и грузины - настоящие. За рекой был виден кремль в закатных лучах:
Многоэтажки ниже по течению:
И совсем внизу - совмешенный авто- и железнодорожный мост, за которым виднеется плавкран "Волгарь" - самый мощный плавкран России. О нем советую
почитать статью riverpilgrim. Высота крана - 154-197 метров (в зависимости от положения стрелы), над домами он нависает не хуже, чем телевышка.
Окраины:
А в целом, Астрахань очень маленькая. Не компактная (город сильно разбросан), а просто небольшая. 500 тысяч жителей - это по меркам Поволжья почти райцентр. А на глаз - и того меньше.
Вот пара кадров с окраин:
Полное ощущение, что рядом море? Ведь когда-то так оно и было, но уровень Каспия самопроизвольно понижался, дельта Волги разрасталась, и ныне от Астрахани до моря около 80км. И надо помнить, что ехать в Астрахань с целью увидеть Каспийское море - бесполезно. В России из крупных городов прямо на Каспий выходят только Махачкала и Дербент, а настоящие каспийские города - это Баку и Актау.
Разруха... Интересно, что с этим домом? В России я такое вижу редко, мне этот вид напомнил Крайний Север:
А еще понравилась вот эта труба ГРЭС бутылковидной формы. Заснял ее из окна поезда:
Окрестности
Еще скажу немного об окрестной природе. Ведь многие туристы едут в Астрахань еще и потому, что хотят увидеть пустыню. И всех неизменно постигает облом - вот самое "пустынное", что тут есть!
В основном же вокруг Астрахани вот такие пейзажи, которые кто-то со злости обозвал "подмосковными":
Дело в том, что Астрахань стоит в глубине дельты Волги, а дельта имеет огромные размеры - треугольник примерно 100км в длину и столько же в ширину. Главная ошибка желающих увидеть пустыню - ехать из Астрахани на восток, так как в этом направлении дельта простирается до казахской границы и продолжается в Казахстане. Чтобы увидеть пустыню, лучше ехать
на Баскунчак, а Астрахань для этого подходит не слишком.
Но дельта Волги - тоже прекрасна, и лучше полюбоваться ей. Особенно здорово мне было лицезреть все это, вернувшись из Казахстана:
Дельта - это огромный лабиринт проток и ериков разного размера. Особенно интересна Ахтуба - хотя она ответвляется от Волги немного ниже Волгограда, это полноценная река размером как минимум с Оку, да еще и с собственным судоходством. Ее легко перепутать с Волгой.
Дельта густо заселена - тут много русских и татарских сел, имеется и город Камызяк - "столица" нижней Дельты. А еще тут есть так называемые бэровские бугры.
Это вытянутые параллельно берегу Каспия песчаные гряды, высотой 15-45 метров, шириной 100-300м, длиной от 500м до 25км. Причины их образования до сих пор не устанновлены (названия - по имени академика Бэра, впервые их описавшего), а внешне их очень легко принять за городища. Тем более что в селах дельты на вершинах бугров принято устраивать кладбища:
Полоса бэровских бугров, чередующихся с ильменями (пресными озерами такой же формы) тянется вдоль побережья Каспия от Кумы до Эмбы. Вообще, Прикаспий - уникальное место. Это ведь еще и крупнейшая в мире "депрессия", то есть низменность, лежащая ниже уровня моря. Астрахань находится на высоте -27 метров - это неглубоко (скажем, впадина Карагие на Мангышлаке имеет глубину -132 метра, а впадина Мертвого моря -436 метров), но только здесь ниже уровня моря лежит территория площадью около 200 тыс. квадратных километров.
---
В Астрахани я провел два дня. Здесь мы воссоединились с Перископом после вынужденного разделения в Соль-Илецке. Ночевали в мини-отеле "Орион" недалеко от вокзала, и за 1000р. с человека имели номер размером с двухкомнатную квартиру с завтраком, климат-контролем и всеми прочими благами цивилизации - вообще, в Астрахани много хороших гостиниц по приемлемым ценам, но общий недостаток - нет дешевых одноместных номеров.
Вечером второго дня я гулял по городу на закате. Шел вдоль Варвациевского канала, любуясь отражениями домов:
Владимирского собора:
Кремля:
Закат в Астрахани прекрасен - тихий, теплый, расслабляющий. Не было заметно даже характерных для конца дня пьяных безобразий - то ли сказывается восточная сущность, то ли даже гопники предпочитают на закате расслабляться физически, а не морально.
Я шел по городу, улыбался встречным, в том числе и уставшим охранять президента ментам... Было хорошо и легко.
Я в этот момент был счастлив.
На вокзале мы с Перископом окончательно разделились, он отправился в Волгоград, а я - в уже показанный тут Баскунчак. Но - на одном и том же поезде. Ночь тут очень темная, и прямо над вокзальными путями проносились летучие мыши. На платформе ко мне подошли длинноволосые ребята с гитарой, поздоровались и спросили как дела так, будто знали меня всю жизнь, а потом долго у входа в вагон распевали песни "Кино", "ДДТ", "Чайфа" так, что заслушались проводницы-казашки.
Уже в вагоне в плацкарт ко мне подсел странный паренёк с дредами, говоривший с сильным акцентом, причем на казаха был непохож. Звали паренька Фабио, и был он итальянцем - волонтером, ппомогавшим в Волгограде ветеранам войны. Самого Фабио сфотографировать я забыл, хотя поговорить с ним был очень интересно. Зато под окном вагона стояла целая компания итальянок разного возраста, которые шумно провожали соотвечественника и, видимо, коллегу.
Но это еще не конец. Ни экспедиции (конец экспедиции я уже показал), ни эпопеи. Последнюю, заключительную часть, я покажу завтра.