...4 октября 1916 года в Российской империи возник новый город - последний в её истории: Романов-на-Мурмане. Балтика и Чёрное море были охвачены войной, а Белое море зимой замерзает. Единственным выходом стало строительство порта у ворот Арктики, на незамерзающем Кольском заливе Баренцева моря, которое подогревает Гольфстрим. К порту прилагалась железная дорога - первая Великая Северная магистраль из четырёх, построенных в ХХ веке. Мурманск в итоге и во Вторую Мировую войну сыграл роль, достойную Сталинграда, а позже и ныне стал безоговорочно крупнейшим городом мирового Заполярья - хотя его население сократилось на четверть, ныне здесь живет 307 тысяч человек.
Рассказ о Мурманске будет в 3 частях: о собственно городе, о Зеленом мысе и о главной достопримечательности Мурманска - морском порте. И как-то так получилось, что фотографии для этих постов сняты в три приёма: летом 2007 (я), 2009 (мой отец) и 2011 годов (опять я). Впрочем, за это время в северном городе почти ничего не меняется.
Первое и непрерывное впечатление от Мурманска - суровость. Мощные серые здания, дома без балконов, низкое полярное небо, мокрые сопки, покрытые кустарником, скалы во дворах, грохот портовых кранов и рев судовых моторов. Зимой здесь по 2 месяца не всходит Солнце, летом же негде спрятаться от света. Мурманск непохож ни на что из того, что мне случалось видеть:
Мурманск стоит на склонах сопок, в огромном амфитеатре, и поднимается от берега Кольского залива несколькими террасами. Виды снизу не менее эффектны, чем сверху. Улицы проходят на уровне крыш домов, стоящих на соседних улицах. Более престижными считаются нижние районы, так как здесь не очень холодно (зима в Мурманске теплее, чем в Москве), но очень сильные ветры, и комфортнее жить под защитой сопок. Внизу - и большая часть старого города 1920-50-х годов:
Над центром господствует длинная сопка Зелёный мыс, летом вполне оправдывающая своё название. На его вершине - мемориальный маяк и храм Спаса-на-Водах (на пару кадров выше) и "Алёша" - памятник Защитникам Заполярья, 35-метровый бетонный солдат, видимый в Мурманске почти отовсюду.
О Зелёном мысе я расскажу отдельно. Сверху же город выглядит так:
Мурманск стоит у берега Кольского залива - настоящего скандинавского фьорда, длинного и глубокого. Сюда могут спокойно заходить морские суда, здесь и вода соленая, но до открытого моря - около 50 километров. И вдоль всего города, на 15 километров, тянется порт, сооружения которого прекрасно видны с пассажирских поездов.
С портом соседствует железнодорожный вокзал, искусно вписанный в склон горы - половина вокзальных помещений находятся под землей, а сам вокзал довольно тесный и грязноватый (хотя в 2007 году показался довольно опрятным):
Со стороны города вокзал выглядит так. Рядом - автовокзал на двух террасах: с нижней ходят автобусы в Североморск, главный военный порт Северного флота, куда без пропуска не пустят, а если просочишься и поймают - могут и посадить. Оттуда же, с нижней, ведет путепровод к пассажирскому порту.
Наверх же менее 5 минут ходьбы до Пяти Углов:
Пять Углов - историческое неофициальное названий главной площади Мурманска. В 1977-1990-м годах она называлась площадь Советской Конститутции, но в итоге народное название стало официальным. Самое оживлённое в Мурманске место с огромным "трилистником" гостиницы "Арктика" (на затяжной реконструкции), многочисленными кафе, уютным сквериком... В сквере спрятались две монументальные сталинки - областная администрация:
И городской Дом Культуры (вид с обратной стороны):
Очень красивы и перспективы пересекающего площади проспекта Ленина с сопками вдалеке, но почему-то летом их заснять я не догадался ни в один из приездов. Вообще, основная архитектурная прогулка у меня получилась зимой, полярной ночью (
до полудня,
после полудня), большинство примечательных зданий я показывал там. И надо сказать, для города, которому нет и ста лет - их очень немало!
Вот например администрация города на соседней площади:
На переднем плане - памятник Герою Советского Союза Анатолию Бредову, пулеметчику, погибшему в 1944 году в боях за Печенгу: расчет Бредова и Ашуркова уничтожил около 80 немецких солдат, а когда немцы окружили пулеметчиков, Бредов подорвал себя гранатой вместе с врагами.
Чуть поодаль - местный краеведческий музей, не очень большой, но очень интересный, как и сам регион. Быт поморов и саамов, включая национальные костюмы, инвентарь, оружие, макеты жилищ и Кольского острога; коллекция минералов, по разнообразию которых Кольский полуостров не имеет себе равных в мире; макеты ледоколов и военных кораблей-героев; история Северного Морского пути - пожалуй, самой необычной и сложной морской трассы планеты. Сюда стоит зайти, даже если Вы принципиальный музеефоб.
Стену музея украшает памятник первому русскому и арктическому
ледоколу "Ермак" - спущен на воду он был в 1898 году, правда строили на английских верфях. Впечатляет сама история судна, работавшего в обеих Мировых войнах, а зимой 1937-38 годах освободившего из льдов десяток других ледоколов, но в 1963 году отслуживший своё "Ермак" пошёл на слом - уцелел лишь вот этот якорь. Атомному "Ленину" повезло не в пример больше.
В основном же проспект Ленина выглядит так. Обратите внимание на любопытное сочетание - мятый асфальт, натуральные луга вместо газонов, но при этом ни одной бумажки на земле. Истинно северный баланс между чистотой и живописной запущенностью:
Другая красивая улица - Шмидта, первая от железной дороги. Здесь находится, например, конструктивистский Морской техникум:
С очень красивой эмблемой:
И удалым матросом у входа:
Которого будущие коллеги на удачу угощают папиросами:
Другое впечатляющее здание на Шмидта - контора "Тралфлота", к которому имеет непосредственное отношение и мой отец:
У входа - донельзя арктические олень и белый медведь:
А стела - памятник рыболовным судам, погибшим в войну. Траулеры тогда тоже участвовали в боевых действиях, только вылавливали не рыбу, а мины:
Здесь же, на Шмидта, запомнился подземный переход, а точнее его мозаики:
И в общем, Мурманск во-первых заслуживает отдельной архитектурной прогулки, а во-вторых богат на сюрпризы. В основном же он выглядит так - холмы уже на той стороне залива, а вот такие пары труб разной высоты здесь есть аж в трёх экземплярах.
Типичные пейзажи с серыми домами на сопках:
Улочки по краям центра, на склонах Зелёного мыса:
Со своими сюрпризами вроде вот этого детского сада:
А какая там топонимика! Все эти Папанина, Шмидта, Книповича, Полярных Зорь - так и чувствуешь запах солёных волн, крики чаек, скрежет торосов о борта... Арктика!
Но близость Арктики не мешает Мурманску быть вполне себе цивилизованным и даже уютным. Здесь есть все атрибуты цивилизации, хорошие гостиницы, много дешевых и приятных кафе, причем, что логично, тут хорошо с рыбой: в кафешке у автовокзала я заказывл приличные порции трески и палтуса по 50-70р. - а рыба свежая, прямо из порта... В принципе, если бы не окружающая природа и экзотичность пейзажей, здесь вполне можно было бы забыть о том, что ты на Крайнем Севере.
Но природа, рельеф и просто колорит не дадут спутать Мурманск ни с чем.
А так выглядят мурманские окраины. Многоэтажки и деревянные бараки, которых нет в центре. И все это - на каменистых сопках. И хотя в Мурманске нет откровенной разрухи, характерной для Крайнего Севера (не припомню тут пустых окон), новостроек в городе тоже почти нет - отъезд на юга трети населения дает о себе знать.
Почти всю свою историю Мурманск был городом без церквей - ведь основан он был накануне борьбы с религией. Зато строительство Кафедрального собора в Мурманске началось в 1986 году, и построенный за три года комплекс из Никольского Морского собора и церкви Трифона Печенгского оказался первым построенным в СССР крупным собором. Небольшие церквушки, в основном кладбищенские, строились и раньше (даже в 1930-е годы!), но городской собор был построен впервые после 1917 года именно здесь.
Очень интересное явление: православный храм в архитектурной традиции "развитого социализма". Внутреннее убранство соответствующее, да и в целом собор довольно мрачен. Найти его трудно - он затерян в многоэтажных районах к югу от центра.
О двух основных достопримечательностях города - Зеленом мысе и порте, я расскажу в отдельныых постах. Здесь же покажу место, до которого я сам не добирался ни в один из трёх своих приездов: Кольский мост.
Расположенный недалеко от южной окраины Мурманска, мост был возведен в 1992-2004 годах. Его длина - 2,5 километра, в том числе у надводной части - 1,6км, то есть он не уступает крупнейшим волжских мостам. Мост имеет стратегическое значение - ведь это автодорога на запад, в Норвегию. До Киркинеса от Мурманска всего 220 километров. Траффик тут, видимо, небольшой. Вид в обратную сторону - на город:
А за мостом начинается подъём на сопку, отделяющую от Мурманска городок Кола - древний поморский острог. Романов-на-Мурмане был заложен не на пустом месте - крепость у слияния Колы и Туломы у "верхушки" фьорда, столица Кольского полуострова, стоит на этом месте то ли с 16, то ли даже в 13 века.
Цветы у Кольского залива:
И туманная даль с серыми скалами - Ворота Арктики:
В следующей части - о Зеленом мысе.