Чем хороша Москва - так это тем, что здесь есть всё. В том числе и всё для путешественника.
И речь не о всяких полезностях, которые продают в магазинах, а о том, что москвич имеет возможность съездить и посмотреть достопримечательность, заслуживающую отдельной поездки в неблизкий регион, вечерком после работы.
И помимо прекрасных, но давно уже ставших "брендом" архитектурных сокровищ, Москва примечательна множеством уникальных и необычных мест. Одно из них - Рогожский посёлок, центр Русской Православной Старообрядческой церкви, главный центр староверия-поповства в России с конца 18 века.
Проезжая по Третьему кольцу, у пересечения с Рязанским проспектом...
...можно посмотреть в сторону окраины и увидеть вот это сооружение:
За кварталом многоэтажек и железной дорогой спрятались три великолепных церкви и колокольня 80-метровой высоты. Это Рогожский посёлок, с конца 18 века бывший центром русского старообрядчества. Своим возникновение он обязан во-первых Екатерине Второй, при которой многие запрещенные конфессии вздохнули свободнее (например, ислам - с 1560-х по 1760-е существовал запрет на строительство каменных мечетей), а во-вторых, эпидемии чумы 1771 года.
В это время были закрыты все кладбища, а умерших хоронили в братских могилах за заставами. Недалеко от Рогожской заставы было создано одноимённое кладбище, где хоронили староверов-поповцев. После эпидемии Екатерина, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавших для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных собора.
И в начале 19 века, за чертой Камер-Коллежского вала, уже не в центре, но еще не на окраине Москвы в современных границах возник целый городов староверов, построенный на купечески деньги и в те времена обособленный от Москвы. Вокруг посёлка ныне - многоэтажки, промзона, эстакады Третьего кольца. И тем удивительнее найти в обычном московском дворе здание 200-летнего возраста:
После Екатерины Рогожский посёлок пережил как минимум два периода упадка: в 1856-1906 годах (от "закручивания гаек", начатого Николаем Первым, до Первой Русской революции) и в 1917-1991 (тут понятно). Но если в первый период здесь были "всего лишь" жесткие ограничения на проведения служб, то во второй период Рогожский посёлок пришёл в запустение.
В 1990-е годы Рогожский посёлок был возвращен верующим, а ныне здесь идёт реставрация, и половина посёлка - форменная стройплощадка.
На кадре выше - общий вид центральной части посёлка. Два собора и колокольня хорошо выглядят вместе, но увы - фотоаппаратом я охватить весь вид не смог, а так как это территория строительных работ, возиться с панорамой я побоялся.
Слева направо: Рождественский собор (1804), Воскресенская церковь-колокольня (1906-1913), Покровский собор (1790-1791).
Покровский собор - первоначальный храм Рогожского посёлка, построенный Матвеем Казаковым, одним из крупнейших московских архитекторов конца 18 века.
По легенде, изначально староверы захотели построить храм крупнее, чем Успенский собор в Кремле, за что недостроенный храм был в принудительном порядке "отредактирован".
Очень характерная квадратная апсида, да и вообще собор похож на дворец с куполом:
Пока что храм закрыт из-за реставрации. До Революции он был настоящей сокровищницей староверов, так как сюда были свезены со всей Руси иконы, до этого хранившиеся нелегально. Сейчас его убранство уже не то, и всё же некоторым иконам этого собора по 500-600 лет.
Рядом - Рождественский собор (1804), построенный, согласно легенде, с разрешения московского губернатора Беклешева, который это разрешение выдал в пику митрополиту Платону, ярому противнику староверия, с которым губернатор был тогда в ссоре.
Собор построек в стиле баженовской "ложной готики", хотя автором его был архитектор Жуков, а не Баженов. Однако облик собора очень характерен, а "ложная готика" у московских староверов 18 века была в почёте - вторым крупным ее островом было Преображенское кладбище, центр беспоповства.
Собор дважды закрывался. Еще в 1827 году староверам Рогожского посёлка запретили принимать священников из "новообрядцев" (а дело в том, что у староверов тогда не было своих епископов, то есть некому было рукопологать в священники, и поэтому священники в основном переходили в староверие из новообрядцев, за что староверов называли еще "беглопоповцы"), а в 1856 году умер последний рогожский священник.
Властями тогда была предпринята очень нетривиальная мера притеснения: в обоих храмах были запечатаны алтарные врата, и огромные соборы стали де-факто часовнями (а часовня в отличие от церкви не имела алтаря и священника). Лишь спустя полвека храмы были вновь распечатаны.
В советское время Рождественский собор был разграблен, обезглавлен и превращён в столовую. Ныне почти восстановлен:
С возрождением Рогожского посёлка в 1906 году связано строительство Воскресенской церкви-колокольни 80-метровой высоты:
1906-1917 года называют иногда "золотым десятилетием старообрядчества", так как в это время окончательно прекратились царские гонения, но еще не начались советские. "Вышли из тени" старообрядческие купцы - Кузнецовы, Морозовы, Пуговкины, Рахмановы. Возник целый архитектурный стиль - "старообрядческий модерн". И немудрено, что в это время была возведена колокольня, которая должна была стать "староверским Иваном Великим".
В храме при колокольне хранилось множество икон разного возраста начиная с 15 века. А в 1947 году нижний храм был открыт вновь как Успенский, и был в советские годы действующим старообрядческим храмом.
Интересно, что Покровский собор был "летним", а Рождественский - "зимним". Два храма и колокольня Рогожи были классическим "погостом-тройником".
Здание Старообрядческой митрополии Московской и всея Руси около Рождественского собора:
Из примерно 1,5-2 миллионов русских староверов 1 миллион - прихожане РПСЦ (она же Белокриницкое согласие). Это единственная старообрядческая церковь, подразделяющаяся на несколько епархий. Странно, что Митрополия занимает такую маленькую постройку.
За соборами - бывший сад, потом бывший стадион, а ныне стройплощадка, где воссоздаётся сад. Главным элементом сада был пруд с освященной водой, над которым стояла часовенка-"иордань" (то есть крестильная часовня над водой). Ныне пруд в процессе воссоздания:
Дома и виды вокруг соборов:
И чуть дальше в сторону кладбища:
К храмовому комплексу вплотную примыкает Рогожское кладбище и связанная с ним "инфраструктура":
На переднем плане - развалины огромной кладбищенской конторы-гостиницы (название странное, но о чём речь, понятно) 19 века:
Почему этому зданию не повезло настолько сильно - не знаю. Однако видно, что и эту живописную руину собираются восстанавливать:
Вокруг - натуральные закоукли между постройками посёлка и кладбищенской оградой:
Там подстерегают БЕДОЛАГИ (так эти ребята представились), которым надо подавать копеечку в размере не менее полтинника - хотя ребята вполне душевные, сами попросили их сфотографировать:
А напротив входа на кладбище расположена Никольская церковь:
Теоретически, это старейшая постройка Рогожского посёлка (1776 год), однако нынешний вид она получила в 1860-е годы, будучи переданной единоверцам - это еще одно течение старообрядчества, некий аналог униатов: при сохранении старой обрядности они признавали власть Московского патриарха.
Напротив арки - вход на Рогожское кладбище:
Не очень большое по московским меркам, кладбище выглядит таинственным и даже немного пугающим. У входа на кладбище я увидел двух девушек набожного вида, крестившихся двухперстным знамением... Это зрелище меня потрясало - я впервые увидел тот самый "старый обряд"..
Могилы староверов:
В том числе крупных купцов:
Староверы, как и евреи, будучи на протяжении долгого времени на осадном положении, научились той же самой деловой хватке. Старообрядчество дало России множество купеческих династий - Рябушинских, Морозовых и многих других.
Некрополь Морозовых под металлическим навесом:
Некрополь Соловьёвых рядом, тоже под навесом очень странного вида:
А напротив - огромное захоронение старообрядческого духовенства:
В черных саркофагах покоятся старообрядческие митрополиты и архиепископы. Некоторые из них погибли в ходе гонений на старообрядчество - например, Аркадий и Конон, заключенные в 1856 году в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где томились до конца своих дней (умерли они лишь в 1880-е годы).
Кресты и саркофаги напоминают войско:
А в дальней части кладбища - очень похожее на это захоронение Братская могила солдат Великой Отечественной:
И вопреки расхожему мнению, ни с какой особой враждебностью со стороны староверов я не столкнулся. Никто на меня даже не поглядел косо... впрочем, у меня и в "новообрядческих" православных церквях и монастырях проблем пока не было.
Возможно, в ближайшее время сделаю репортаж о Преображенском кладбище - центре старообрядчества-беспоповства.