О Новозыбкове я уже писал в декабре-2007. Если точнее, это был
мой первый фотоотчёт в ЖЖ, хотя позже я выкладывал фотографии и из более давних поездок (в основном 2007 года). Конечно, в те времена я и фотографировал намного хуже, и жанр ЖЖ-поста еще не освоил. Не владел я тогда и фотошопом, а фотографии выкладывал в сильно меньшем размере.
Короче говоря, идея перевыложить Новозыбковскую серию (благо, там всего 3 поста) у меня была уже довольно долго.
Старообрядческая тема - очень хороший повод наконец это сделать.
Ведь Новозыбков, райценетр с 40-тысячным населением в юго-западном углу Брянской области - это один из крупннейших центров старообрядчества. Собственно, он и основан был в 1686 году староверами, укрывавшимися от преследований в лесах Черниговщины. Нынешний Новозбыков, стоящий на стыке России, Белоруссии и Украины - наверное, самый интересный город Брянской области, и один из самых необычных малых городов России.
И еще: своими фотографиями этих мест я очень недоволен, и больший акцент делаю на рассказе. Однако Новозыбкову очень повезло: его уроженцем является небезызвестный
voprak, прекрасные
фотографии которого дают исчерпывающее представление об облике Новозыбкова.
Из Москвы в Новозыбков ходит поезд со странным маршрутом Москва - Климов (или он был укорочен непосредственно до Новозыбкова?), обслуживающий в основном соседние города Клинцы и Унеча, а также белорусский Гомель, до которого от Новозыбкова 2 часа автобусом (а в поезде Москва - Гомель плацкарт стоит 1500р.). Правда, это один из самых убогих поездов РЖД: жёсткие полки, гремящий и продуваемый насквозь вагон, пьяные проводники... Климов - ПГТ в 25км от Новозыбкова, и ПГТ с московским поездом - это нонсенс!
К новозыбковскому вокзалу примыкает скверик с паровозом, фонарями и водонапоркой. В сотне метров от него еще один скверик с Добрым Ангелом Мира - этот памятник встречается во многих городах, и ставится в честь меценатов.
Таких сквериков по всему городу очень много, и постоянно открываются новые. Новозыбков - город хотя и бедный, но не настолько, как могло бы показаться (всё же Брянская область - один из самых депрессивных регионов), несколько лет назад тут был даже построен небольшой вагонзавод. А скверики - видимо, причуда местного мэра:
ЖД-вокзал и автовокзал располагаются на окраине, и в центр города отсюда надо ехать автобусом. Оптимальное место для высадки - площадь Ленина:
Заранее извиняюсь за избыток людей в кадре: напоминаю, что снималось всё в декабре-2007, а тогда я как-то не очень за этим следил.
Отсюда совсем недалеко до главной достопримечательности города - двух огромных старообрядческих соборов. Вдоль улицы Ленина, которая в районе площади резко поваричвает, расположены купеческие дома:
...Территория, на которой расположен Новозыбков - это часть исторической Черниговщины, которую часто выделяют в отдельный исторический регион - Стародубье. Здесь соприкасаются Россия, Украина и Беларусь, а еще раньше - Россия и Речь Посполитая. Стародубье одновремнно тяготеет и к Полесью, и к Черниговщине, и к промышленному Брянску. Центр этого региона -
город Стародуб с населнием 8 тыс. жителей, известный Рождественским собором начала 17 века в стиле украинского барокко. Немудренно, что именно здесь, на стыке трёх народов, и стали селиться с конца 17 века беглые староверы. Более того, в 1709 году местные жители нанесли серьезное поражение шведам, что позволило староверам избежать репрессий Петра Первого. Стародубье превратилось в один из самых крупных и стабильных анклавов старообрядчества в России, в 1806 году Новозыбков получил статус города, а к началу ХХ века стал мощной "купеческой республикой".
Староверческие купцы всегда славились своей предприимчивостью, и вдобавок между собой традиционно были честными: в условьях гонений предательство "своих" - непозволительная роскошь. По некоторым данным, к началу ХХ века в России староверы, составляя лишь 2% населения, контролировали 60% купеческого капитала (хотя к тому времени традиционное купечество всё больше оттеснялось новой буржуазией). Новозыбковские купцы еще в 19 веке нашли свою "нишу" - производство спичек. К началу ХХ века Новозыбковский уезд по этому показателю занимал первое место во всей Империи, а в 1908 году новозыбковскими купцами был создано Русское общество спичечной торговли (РОСТ), контролировавшее почти все спичечные фабрики России.
Наследие тех времён - особняки спичечных магнатов, такие как дом Певзнера в конце улицы Ленина:
Одним из двух фасадов он обращён на главную в городе площадь Октябрьской Революции:
Напротив особняка - сталинская башня, а сама площадь пешеходная:
И с площади уже видны старообрядческие соборы: Преображенский (слева) и Рождественско-Никольский (справа):
По фотографии виден размер этих двух храмов, но еще удивительнее другое: оба они - деревянные!
От площади начинается вторая главная улица - Коммунистическая, проходящая вдоль местного рынка:
Она менее купеческая - больше частных домиков и советских зданий:
Причём не столько сталинских, сколько хрущевских и позднесоветских - но тогда я по глупости их не снимал, ведь "не архитектура" же! На самом деле пейзаж Новозыбкова куда эклектичнее, чем кажется - впрочем, фотографии лучше смотрите у
Voprak. Я же заснял только панно на фасаде какой-то фабрики:
С Коммунистической был снят и вводный кадр поста - соборы находятся на соседних улицах. Коммунистическая же ведёт к особняку другого "спичечного короля" - купца Осипова:
Если Певзнер, судя по фамилии, был из евреев или немцев, то Осиповы - это классическая купеческая династия, наследие которой этим домом не исчерпывается. Дом Осипова - вполне в русле старообрядческого модерна (отдельно поясняю для архитекторов - "старообрядческий" не является стилевым определением!):
Состояние дома на тот момент было, мягко говоря, катастрофическое! Но, насколько я понял, с тех пор оно улучшилось до просто "ужасного".
Наследие спичечной промышленности в Новозыбкове - не только особняки, но и остатки фабрик, в том числе 6-этажное здание, видимо, бывшее казармой. Я его так и не увидел, но именно оно изображено на аватарке Voprak (той, которая с окнами).
Мы же пойдём к соборам, по улице, застроенной довольно колоритными домами:
Не в них ли жили староверы?
Над застройкой возвышается деревянный гигант - Спасо-Преображенский собор, построенный в 1911-14 годах купцом Кублицким:
В 1968-2001 годах этот собор был главным храмом Русской Древлеправославной Церкви, известной так же как Новозыбковское согласие. Это вторая по величение конфессия старообрядцев-поповцев (около 350 тысяч человек в 1994 году) после Русской Старообрядческой Православной Церкви (она же Белокриницкое согласие). РДЦ оформилась в 1923 году вокруг архиепископа Николы Позднева, первоначально в Саратове. Дело в том, что староверы исторически делились на две большие группы: "поповцы" и "беспоповцы" - первые считали никонианство инославием, то есть могли принимать оттуда священников, для других же никонианство было ересью, а стало быть переход из него мог быть только через повторное Крещение. В 1830-е годы в Австро-Венгрии оформилась "поповская" иерархия - уже упомянутое
Белокриницкое согласие. Её признали не все, и многие поповские общины продолжили жить по старинке - за ними закрепилось название "беглопопвцев", прежде бывшее синонимом "поповства". Саратовский архиепископ Никола Позднев перешёл в староверие из обновленчество, и именно вокруг него объединилась большая часть этих общин, положив начало новой староверческой конфессии. За годы советской власти центр РДЦ много раз менялся: Москва (Никольский собор в Рогожском посёлке), Куйбышев (1955-63), Новозыбков (1964-1990) и, наконец, снова Москва (с 1990 года) - по сей день главным храмом РДЦ остаётся Покровский собор в Замоскворечье, построенный в 1908-10 годах на средства Морозовых:
(
из википедии)
Однако Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове, действовавший почти без перерыва (кроме 1938-43 годов) если не по статусу, то по духу остаётся главным храмом Русской Древлеправославной церкви:
К собору примыкают постройки Архиепископии и Духовное училище РДЦ. Я ходил вокруг храма, наверное, полчаса. Даже не знаю, есть ли еще в мире деревянные храмы такого размера - даже среди каменных соборов этот собор был бы огромным.
Размер, силуэт и детали собора, красивый синий цвет - Преображенский собор выглядит очень величественно. Над окружающими кварталами он буквально нависает, как и положено Кафедральному собору.
Неподалёку расположена более скромная и менее крупная Рождественско-Никольская церковь, принадлежащая Белокриницкому согласию:
Но хотя она менее роскошна, построена церковь была в 1782 году, на средства купца Осипова - с этой династией мы уже успели "познакомиться". Церковь несколько раз перестраивалась, особенно сильно - в 1818 году. И это один из старейших старообрядческих храмов.
Два гигантских деревянных собора в одном городе - такого нет, кажется, больше нигде, даже на Русском Севере. Не говоря уж об уникальной истории этих храмов.
Имеется в Новозыбкове и несколько довольно тривиальных по архитектуре новообрядческих церквей - о городских храмах есть хороший
репортаж Voprak.
Я расскажу только о третьей деревянной церкви - Рождества Богородицы (1754), к которой я долго шёл по улице Нариманова, через районы частного сектора (которые мне запомнились еще и обилием гопников):
Увы, старейшая церковь города к 2000-му году самопроизвольно развалилась, а местные жители остраивают её заново своими силами.
И с одной стороны это не научная реставрация, а с другой её восстанавливают так же, как и построили. Тут можно лишь вспомнить, что "Природа знает лучше", только вместо природы - этнос.
В общем, странный город. По своему облику - не русский, не белорусский и не украинский. Да в общем, и не будет преувеличеним сказать, что исторический облик Новозыбкова создали староверы.
В изначальной серии было еще два поста: Злынка и Климовский район. Думаю, что их я тоже перевыложу.
P.S. Кстати, и этот фоторепортаж, и мои нынешние были сняты одним и тем же фотоаппаратом :)