Последний пост о Стародубье-2007. В первоначальном варианте он
выглядел так.
Стародубье - это всё же историческая часть Черниговщины, то есть Средней Украины. Собственно, в 17 веке эта местность числилась как Стародубский полк Гетманщины, и именно расселение в этих краях староверов обособило Стародубье от Черниговщины. Парадокс, но староверы, бежавшие от российской власти, и "русифицировали" эту украинскую территорию.
Однако в Стародубье сохранилось немало памятников украинской архитектуры: это и
Рождественскийй собор 17 века в Стародубе, и две деревянные церкви в окрестностях Климова - маленького райцентра в 25км от Новозыбкова. Впрочем, помимо церквей этот район примечателен и еще кое-чем.
Климово - это даже не город, а ПГТ. Из Новозыбкова туда ходит автобус городской модели, да и непохож Климов на отдельный населённый пункт - скорее, дальняя окраина Новозыбкова.
В посёлке имеются 2 деревянные церкви: старообрядческая Дмитриевская (видимо, переделана из молельного дома):
И новодельная церковь Успения Богородицы, сруб которой был перенесён из Дятьковского района и достроен здесь.
Фотографии обеих этих церквей - не мои (это видно и по погоде), их автор - некий Дионисий, взяты из "
Народного каталога православной архитектуры".
Сам я осмотрел Климово из окна автобуса, да полчаса провёл на вокзале, ожидая автобуса в Новозыбков. Впрочем, мне станция Климов показалась главной достопримечательностью посёлка:
Сюрреалистическое зрелище: глухая станция с закрытым для пассажиров вокзалом, и единственное пассажирское, что с неё отправлялось - прямой поезд в Москву! Хотя иногда проходили мимо товарняки - дорога ведёт дальше на Украину, до которой от Климова всего 15-20км..
К границе и лежал отсюда мой путь - в древние украинские сёла Старый Ропск и Новый Ропск, известные своими деревянными церквями.
На привокзальной площади я нашёл таксиста (причём я его искал, а не наоборот), и сторговался съездить 20-километровым маршрутом с двумя остановками всего за 150р., то есть по сути нанял машину с водителем. Таких низких расценок я не видел еще нигде, ни до, ни после.
На полпути до Старого Ропска находится село Сачковичи с большой, но не слишком выразительной церковью Покрова Богородицы (1846-47):
Взято из того же "Народного каталога...", автор - знаменитый Василий Шелёмин.
В самом же Старом Ропске находится церковь Рождества Богородицы - на этом участке храмы своими посвящениями как бы отображают её биографию.
Старый Ропск - это древнейший в этих краях населённый пункт, известный с 12 века, когда он был городом:
С тех времён остались едва заметные валы у въезда в село, но главная достопримечательность Ропска - церковь Рождества Богородицы, построенная в конца 17 века:
Это характерный для Черниговщины 5-срубный храм (вообще, на Украине более распространены 3-срубные), и старейшая деревянная церковь Брянской области. В отличие от соборов Новозыбкова, она никогда не была старообрядческой.
Чуть дальше находится большое (2000 жителей) село Новый Ропск, которому Старый Ропск сейчас подчинён административно. Центром его является Никольская церковь, построенная в 1732 году на средства гетмана Д. Апостола:
Это тот же типа храма, что Рождественская церковь в Старом Ропске - но более изящный и лёгкий. К тому же, Никольская церковь действует, внутри сохранилось убранство, иконы 18-19 веков. Правда, видимо, по соображениям пожарной безопасности, храм закрыт.
На мой взгляд - один из самых ярких памятников украинской деревянной архитектуры вообще (а не только в России, где таких церквей единицы - кроме этих двух я и не помню).
Но примечателен Новый Ропск не только этим. Малоизвестный пласт российской культуры - это малые субэтносы, населяющие всего несколько сёл: горюны в Сумской области, цуканы в Курской, кацкари в Ярославской, однодворцы в Черноземье и многие другие. Одним из таких субэтносов являются шаповалы, или куропцы, живущие только здесь, в Новом Ропске.
Это небольшая этносоциальная группа, исторически занимавшаяся изготовлением валенок и других шерстяных вещей, обладающая особым языком - лемезом. Во многом похожий на сленг, лемез при русской грамматике использует иные корни почти всех слов («есть» у них «матрать», «делать» - «максать», знать - «скумать», «говорить» - «тербовать», «нога» - «ходырка», «поп» - «кочет», «петух» - «варнак», «дрова» - «стрельё», «девка» - «шихта», «плохой» - «хусый», встречаются даже слова с греческими корнями: «деканка», то есть «десять», «микроня» - «младенец»). Шаповалы жили всегда изолированно, ездили торговать и мастерить валенки по разным губерниям, нередко подвергались преследованиям, а письма на лемезе в годы войны НКВД часто принимало за тайные шифры. О происхождении шаповальского языка и культуры ничего не известно.
Ныне шаповалов осталось немного, живут они замкнуто, с другими жителями деревни общаются мало и делятся секретами неохотно. Лемезом владеют в основном старики, и с их смертью умрет и весь этот язык, так как у лемеза нет письменной культуры. Найти шаповалов трудно, и не факт, что они захотят разговаривать с заезжим путешественником.
О нынешнем состоянии шаповалов я узнал от проходившей мимо женщины, которая оказалась учительницей. Вообще, появление человека с фотоаппаратом в этом селе - это событие абсолютно из ряда вон выходящее. Игравшие рядом мальчишки даже не сразу поняли, что это за агрегат в руках у странного человека, приехавшего в село на такси.
В общем, есть в нашей стране вот такой уголок - Стародубье. Кстати, помимо всего прочего это еще и зона заражения Чернобыльской АЭС, многие деревни здесь полностью выселены, поля почти не возделываются, существуют закрытые "пятна", ближайшее из которых всего в 4км от окраины Новозыбкова. И это довершает картину "потайного края".