Кингисепп - город в 130км от Петербурга и 20км от границы с Эстонией. Нынешнее звучное название он получил в 1922 году в честь эстонского революционера Виктора Кингисеппа: до этого город назывался Ям (под таким именем он был основан как крепость в 1382 году) или Ямбург (так он назывался при шведах и в 18-19 веках).
Нынешний Кингисепп, при достаточно скромном населении (50 тыс. человек) - по сути дела субрегиональный центр, для Ингерманландии он является тем же, чем Выборг для Карельского перешейка. Меня Кингисепп интересовал в первую очередь как место ночёвки по дороге в Ивангород, однако сам город оказался на удивлением приятным и интересным.
Так получилось, что город я осматривал не от автовокзала, а от главной площади у берега Луги. Там около получаса ходьбы, а Кингисеппа мы достигли уже почти в сумерках. Но движение на запад в нашем контексте логичнее, поэтому здесь мы пойдём в обратном порядке, и начнём в сумерках, а закончим - днём.
Автостанция находится примерно в середине города. Старый Ямбург - это в общем-то одна улица, в квартале от которой уже начинаются многоэтажки советского Кингисеппа. Застроен город в основном 9-12-этажками, что для малого города (в Кингисепп с населением 50 тыс. чел. балансирует на грани этого понятия) очень неожиданно.
Дома в окрестностях автостанции. Этот, кажется, новодел:
Эти дома образуют восточную границу старого города. К ним же примыкает городской рынок и цепочка вполне цивильных магазинов:
Прямо у автовокзала - небольшой театр:
К которому пристроено длинное здание того же стиля. На стене - мемориальная доска в память артиллериста Павла Шитова, который в одиночку вывел из строя 3 немецких танка в 1944 году.
Вообще, за Кингисепп, стоящий у Луги, велись жестокие бои - и видимо поэтому от уездного центра почти ничего не осталось. Большая часть главной улицы Карла Маркса застроена сталинками, с редкими вкраплениями домиков начала 19 века:
Обратите внимание на номер машины на переднем плане - гость из Эстонии. Хотя вообще складывается впечатление, что эстонцы и финны-инкери составляют немалый процент населения Кингисеппа.
До поездки я представлял Кингисепп ужасающе депрессивным городом, но это оказалось не так. По словам Юрия, Кингисепп - самый удобный для жизни райцентр Ленинградской области из тех, что он видел - чистый, благоустроенный и цивилизованный. Парадокс: хотя в 1990-е эти края пережили очень сильный экономический шок, именно распад СССР и помог Кингисеппу подняться - ведь в Кингисеппском районе оказалась Ивангородская таможня и порт Усть-Луга, построенный для торговли в обход Прибалтики. К тому же в 10км западнее Кингисеппа находится гигантский химический завод "Фосфорит", а производство минеральных удобрений - довольно успешная отрасль.
Мне трудно сравнивать Кингисепп 2009 года с Выборгом 2004 года - всё же за это время изменилось очень многое. Но тот факт, что населением города стабильно держится на уровне 50 тыс. чел. (без явной депопуляции) о чём-то говорит.
Одно из самых интересных зданий города, расположенное в переулке - знать бы, что это.
Примерно через 20-30 минут пешего пути от автовокзала попадаешь на круглую площадь. Южную её часть (левую по ходу нашего движения) занимает здание администрации, явно дальний потомок Ямбургской крепости:
Напротив полукольцом расположены казармы Царицынского полка:
И стоящий между ними Манеж:
Хотя Ямбургская крепость была упразднена в 1784 году, Ямбург оставался военным городом с большим гарнизоном, составлявшим до 2/3 населения. Комплекс казарм, достроенный в 1835 году, пришёл на смену срытой Ямбургской крепости.
Казармы выходят к площади у берега Луги:
А на площади возвышается самое яркое здание Кингисеппа - Екатерининский собор (1764-82):
Несмотря на огромные размеры, с улицы Карла Маркса храм почти не виден, пока не выйдешь на площадь. Строился он по проекту Ринальди, а некоторые предполагают участие Расстрелли - то есть это храм, который мог бы украсить Петербург. Увидеть такое в райцентре - мягко говоря, неожиданно.
Строился Екатерининский собор как храм Ямбургской крепости, однако крепость была упразднена спустя 2 года после завершения строительства. И вот опять типично российская ситуация: здание столичного масштаба в захолустье. Хотя, вероятно, в 19 веке Екатерининский собор символизировал границу (не административную) России и Эстляндии.
В общем, без преувеличения один из красивейших соборов России.
На его территории я увидел невероятно жирного рыжего кота (которого заснять не успел) и древние каменные кресты с кладбищ Ингерманландии:
Почти у подножья собора начинается мост через Лугу, однако перед мостом стоит осмотреть еще несколько мест - памятник Партизанам (к слову, в годы нацистской оккупации в Кингисеппе действовал концлагерь):
А рядом очень красивое модерновое здание, которое я принял за Ратушу (которая оказалась в стороне от центра) - построенная в начале ХХ века, последняя предназначалась для размещения всех государственных органов Ямбурга.
Однако это оказалось здание бывшего Коммерческого училища (1909):
К тому же ныне занятое музеем (в который я не пошел):
За музейным зданием расположен парк, а в парке сохранились валы Ямбургской крепости:
Первая крепость Ям была заложена в 1384 году новгородским боярином Фёдором Ивановичем, и представляла собой довольно мощное укрепление с стенами 15-метровой высоты и 4 башнями. В конце 14-го и 15 веках крепость выдержала несколько крупных сражений, вокруг неё вырос город с двумя посадами - Копорским и Новгородским. В середине 15 века была построена новая крепость, с общей длиной стен 750м, двумя линиями укреплений (Детинец и Окольный город), а кроме того, это была первая в России крепость с регулярной планировкой (обычно таковым считают Ивангород, но Ивангород был построен на 20 лет позже).
Отсюда.
В 16-17 веках крепость вновь перестраивалась, в 1658 году была разрушена русским войском (тогда Ямбург принадлежал шведам), а в 1681 году шведы начали реконструкцию Окольного города - разобрали старые стены, принялись за строительство бастионов... Однако в 1703 году Ямбург был окончательно присоединен к России Петром Первым. К 1784 году, когда крепость была упразднена, она представляла собой небольшой средневековый детинец и окружающую его систему каменно-земляных укреплений вроде выборгского Анненкрона.
Ныне же от крепости остались лишь валы у берега Луги правее моста:
С другой стороны от моста - памятник-крест. В честь кого именно - не знаю. Может быть, в память о Ямбургской крепости? А может быть - о погибших в Великой Отечественной или Гражданской войнах.
Собственно, Лужский мост - дорога ведёт в Эстонию:
Виды с моста. Вверх по течению (налево) - железнодорожный мост:
Вниз по течению (направо). Валы Ямбургской крепости и новостройки вдали - для райцентра очень серьёзные!
Обратите внимание, какое в Луге мощное течение.
А так с другого берега выглядит Екатерининский собор:
На другом конце моста - Роща Памяти в память о героях Великой Отечественной. Неподалёку, за Лугой, есть еще одна такая роща, известная как Роща Пятисот (туда я уже не дошёл).
Около пушки можно свернуть направо, пройти пару сотен метров через местный Парк Культуры и Отдыха, чтобы выйти к усадьбе Романовка:
Этой усадьбой в начале 19 века владел генерал
Карл Бистром - выходец из остзейских дворян, он прославился как герой Наполеоновских войн, успевший отличиться едва ли не во всех главных сражениях, как проигранных (в 1806-1807 годах), так и выигранных (в войне 1812 года). Умер Бистром в 1838 году, и даже усадьбу свою завещал переделать в дом инвалидов для увечных солдат.
Помимо усадбеного дома сохранился Бронзовый лев - парковая скульптура, которая ныне считается памятником Бистрому:
Выйдем обратно на трассу, оглянемся на город:
Утром меня ждал путь в Ивангород, который, как известно, формально закрыт для посторонних как погранзона.