Помимо белых ночей, самое красивое время в Петербурге - ясные морозные дни в середине зимы. В это время здесь очень яркие краски, а рассвет медленно переходит в закат. Но таким Петербург бывает не часто: хотя это мой 9-й приезд в Северную столицу, такую зиму я вижу здесь всего 2-й раз.
Но именно такая погода стояла в Петербурге в январе-2004, когда я приехал сюда впервые.
В этот приезд большую часть времени я провёл в Вырице, а вернувшись в город около 15 часов дня, я успел немного прогуляться от Витебского вокзала до Сенной площади. О чём и сделал сей репортаж (36 фото).
На перроне Витебского вокзала. Надо сказать, что по оснащению и чистоте он сильно проигрывает Московскому и Ладожскому вокзалам Петербурга, на которых мне доводилось бывать до этого. Зато превосходит их по архитектуре.
По времени основания Витебский вокзал - самый старый в России, его история восходит к Царскосельскому вокзалу 1837 года постройки. Ветка Петербург - Царское Село была первой железной дорогой в России, которая стала 6-й по счёту страной, начавшей осваивать этот транспорт (после Англии, Штатов, Франции, Бельгии и Баварии). Царскосельская ветка изначально имела колею 1829 мм, и основным её назначением была связь двух императорских резиденций.
В 1897 году Царскосельская ветка была включена в общую сеть железных дорог, а нынешнее здание Витебского вокзала было построено в 1904 году:
Площадь у западного фасада вокзала. Вдали дымят трубы ТЭЦ: заводской пар - это настоящий природный термометр, и по его количеству вполне можно определять температуру.
Загородный проспект, параллельный Фонтанке - на нём стоит Витебский вокзал, по нему около километра до Технологического института:
В дореволюционном Петербурге это был район не из престижных - недалеко до Обвонного канала (это не опечатка, а одно из прозвищ Обводного), и здесь уже начинались фабричные кварталы.
От Витебского вокзала к берегу Фонтанки ведёт улица Введенского канала - название от канала, прорытого в 1804-07 годах для соединения Фонтанки и Обводного, и засыпанного в 1965-71. Обратите внимание - вдали виден купол Исаакиевского собора:
Взгляд в обратную сторону:
Типично петербургские виды:
На Введенском канале находится не слишком известный, но весьма нетривиальный объект: Центральная Электростанция Бельгийского акционерного общества "Электрическое освещение Санкт-Петербурга", построенная в 1898-1899 годах. То есть этой ТЭС около 110 лет!
Впрочем, справедливости ради, Московская ГЭС-1 (Государственная Электростанция) напротив кремля еще страше - она была построена в 1886 году.
Но питерская ТЭС мне кажется живописнее. Особенно здорово смотрятся её трубы, расположенные по углам - почему-то в России такое расположение труб встречается крайне редко:
А вот и набережная Фонтанки:
Виды в сторону Невского проспекта:
Здание Обуховской больницы (1792-96, Джакома Кваренги и Луиджи Руска) - старейшей из общедоступных больниц Петербурга:
Дома в дальней части этой перспективы видны и с Невского проспекта:
Вид в сторону Коломны (если кто не знает - район такой у слияния Фонтанки с каналом Грибоедова):
Пейзаж из какого-нибудь петербургского романа:
Троице-Измайловский собор (1828-35, архитектор Стасов), бывший собор лейб-гвардии, один из самых крупных в Петербурге. В 2006 году сгорел купол собора, и до сих идёт раставрация:
Последний взгляд на трубы:
И на Московский проспект в южном направлении, в сторону Технологического института:
Начинается Московский проспект, известный своими сталинскими ансамблями ближе к окраине, у Сенной площади. Которая с Фонтанки уже прекрасно видна:
К ней и пойдём. По дороге немного непарадных зарисовок:
Дом на углу Сенной площади:
За Сенной площадью проспект превращается в узкий переулок Гривцова (в разные периоды известен под названиями Демидовский переулок, Конный переулок и Малая Сарская улмица):
С площади хорошо виден Сенной рынок, "воспетый" Достоевским:
Помню, как несколько лет назад ходил сюда искать призрак Сонечки Мармеладовой. Увы, не нашёл... И тем не менее Сенная площадь по прежнему очень оживлённое место, один из центров старого Петербурга:
Здесь я спустился в метро (а около Сенной находится крупный пересадочный узел), и поехал на Васильевский остров, на станцию "Приморская", чтобы увидеть море.
P.S. Есть в Петербурге своеобразная "достопримечательность" - ингерманландцы. Это экзотическая форма несогласных, которые выступают за независимость Республики Ингерманландии (в разных вариантах - Вольный город Петербург, Ленинградская область или весь Северо-Запад) от азиатской татаро-московской России. На интернет-форумах ингерманландцы славятся особой бескомпромисностью и агрессивностью - словом, потомственные варяги.
В общем, интересная этносоциальная группа. Кусочек их наглядной агитации я обнаружил не где-нибудь, а в туалете при кафе на Невском проспекте: