Новая Латгалия (Яун-Латглале) - так латвийцы назвали земли нынешнего Пыталовского района. Ведь исторически, до 1920 года, это была не Латгалия, а самая что ни на есть Псковщина. В окрестностях Пыталова на самом деле очень много интересного: село Вышгородок, бывшее столицей этих мест; деревянные церкви 18-19вв. в селах Коровск и Красногородск, каменная церковь 15 века на погосте Пустое Воскресенье...
Увы, у меня было всего 3 часа от поезда до поезда, из которых полтора я потратил на осмотр города. Оставшееся время я посвятил поездке в село Вышгородок в 6км от Пыталова. В этом посте - о Вышгородке, о Пыталовском музее, а также об объектах, которые я не посетил.
Вышгородок расположен в 6км восточнее Пыталова, на федеральной трассе. Здесь в 1476 году была заложена крепость на вершине холма, а Пыталово спустя 400 лет стало фактически железнодорожной станцией Вышгородка. Ныне Вышгородок и Пыталово друг друга очень хорошо дополняют: город на железной дороге, село - на автомобильной трассе. Я в Вышгородок ездил на такси, сторговавшись на 150р. за весь маршрут.
Городищенский холм виден издалека. На его вершине стоит Борисоглебская церковь (1891) - уже пятый храм на этом месте, впервые заложенный вместе с крепостью. В Пыталовском музее Вышгородку посвящен отдельный стенд:
На дороге, ведуще из Пыталова к трассе обращает на себя внимание большое каменное здание 1930-х годов:
Это волостная управа и пограничная контора. Каменные здания волостных управ латвийского времени примечательны и в других сёлах Новой Латгалии.
Конечно же, в Вышгородке необходимо было подняться на городище. Кадры сняты из окна машины, поэтому немного мутные:
Ныне на месте древней крепости кладбище. Очень красивые ворота (вид снят изнутри, так лучше виден их узор):
А вот Борисоглебская церковь, по-моему, так себе. Когда-то ведь на её месте стоял псковский храм 16 века...
Хотя архитектура не совсем типовая, и кажется, Никольская церковь в Пыталове подражает этой.
На Псковщине меня всегда поражали кладбища - огромные, тихие, очень красивые. Видимо, сказывается близость Европы с её трепетным отношением к некрополям и древние традиции каменного зодчества Псковщины. Однако в сочетании с нынешним упадком роскошь псковских кладбищ приобретает мрачный символизм.
С холма открываются дальние виды. Сумеречная красота Новой Латгалии:
Небольшой хутор в стороне от Вышгородка. Хуторов, то есть отдельно стоящих крестьянских усадеб, здесь вообще много - видимо, латвийское наследство.
Центр Вышгородка. До распада СССР здешние сёла представляли собой крупные совхозы:
Дорога вниз с городища - обратно в Пыталово:
В Пыталове, как я уже писал в прошлом посте, мне очень понравился музей, обустроенный в бывшей кирхе. Он очень маленький - всего одна комната, несколько стендов - но хорошо справляется с основной задачей: раскрывает специфику Новой Латгалии. Поэтому здесь рассказать о нём мне показалось уместнее, чем в посте о городе.
Моё внимание привлекла, конечно же, этнографическая часть экспозиции - реконструкции латгальской (слева) и русской (справа) крестьянских изб:
Латгальцы до 1930-х числились как отдельный народ, ныне как часть латышского этноса. По языку они ближе к латышам, но при разделе Ливонии Латгалия оказалась в составе католической Речи Посполитой, и как результат латгальцы переняли много литовских черт. Кроме того, основной религией Латгалии стал католицизм, а не лютеранство. Позднее сюда активно переселялись староверы из России, сёла которых по прежнему многочисленны в "основной" Латгалии. Историческая столица Латгалии - Даугавпилс, он же Динабург и Двинск. До Революции Латгалия входила не в Лифляндскую или Курляндскую губернии (как остальная территория Латвии), а в Витебскую.
Насколько уместно причислять Новую Латгалию к "основной" Латгалии - вопрос спорный. Однако в музее представлена именно латгальская, а не латышская изба.
Русская изба - найдите отличия:
Еще несколько предметов Ново-Латгальской специфики.
Надмогильный камень периода Северной войны - видимо, лежал на братской могиле русских воинов:
Пограничный знак СССР:
Подпольная типография времён "буржуазии" (то есть независимости Латвии). Вообще, со времён создания музея (1986), видимо, его экспозиция почти не изменилась. Однако меня привлекла не столько типография, сколько характерная архитектура:
Вообще же, Пыталовский район совсем не так беден достопримечательностями, как могло бы показаться на первый взгляд. Во многих деревнях тут сохранились латвийские следы - волостные управы, торговые дома, католические часовни. Но особенно интересно несколько церквей, до которых я добраться так и не смог (да и вообще плохо себе представляю, как это сделать без личного транспорта).
Все фотографии, кроме последней, сделал знаменитый
Василий Шелёмин, он же Eeyore. Все фотографии я взял из "
Народного каталога православной архитектуры".
Воскресенская церковь на погосте Пустое Воскресение - старейшая в этих краях (1496). Типично псковская архитектура, но если судить по карте, к Пустому Воскресению нет асфальтированной дороги.
Коровск. Церковь Рождества Богородицы (1760). Расположен в 25км южнее Пыталова, однако для проезда туда необходимо пересечь село Гавры, входящее в погранзону (ситуация с контролем мне не известна). Её облик весьма необычен, и кажется, это редкий образец псковской школы деревянного зодчества (ведь традиционно на Псковщине деревянная архитектура была довольно слабой, зато с 15 века была очень развита каменная).
Грешина Гора. Деревянная Троицкая церковь (1925) - построена тем же архитектором, что и Никольская церковь в Пыталове, но искажена многочисленными перестройками:
И наконец Красногородск - соседней райцентр, ПГТ (4,2 тыс. жителей), основанный в 1464 году как крепость Красный Городец. В отличие от Пыталова (до которого отсюда 50км), он не был в составе Латвии, однако здесь тоже уцелела очень красивая деревянная Никольская церковь (1805):
По-своему уникальна звонница этой церкви, построенная в 1941 году, в начале немецкой оккупации. Ведь в первые месяцы фашисты пытались заручиться поддержкой местного населения и отменяли реформы советской власти: распускали колхозы, открывали церкви... Нацистские зверства на покорённых землях начались несколько позже.
Фото: Дмитрий Дроздецкий, из того же "Народного каталога православной архитектуры".
На самом деле я жалею, что не попал в Красногородск - но с транспортом в тех краях ситуация аховая. Даже в Псков и в соседние Остров и Опочку отсюда уехать на автобусе совсем непросто. Основная связь с внешним миром - железная дорога, бывшая Петербургско-Варшавская, вторая по времени строительства магистраль России. По ней, на дизеле, я приехал сюда из Острова, на том же самом дизеле уехал обратно в Остров (хотя ходит дизель до Пскова).
Об Острове и пойдёт речь далее. Напоследок - хутор около Пыталова.