Быньги. Урал старообрядческий.

May 03, 2010 11:41



В 5км северо-восточнее Невьянска, в старинном селе Быньги (ударение на последний слог) находится совершенно удивительная Никольская церковь, непохожая, кажется, ни на один другой храм России. Горнозаводской Урал 18 века был одним из крупнейших старообрядческих анклавов России - ведь среди староверов было много по-настоящему толковых купцов (по некоторым данным, на них приходилось 60% купеческого капитала страны), а уральские заводчики рубль уважали куда больше, чем церковные догматы.
Быньги - ни что иное, как старообрядческая слобода при Невьянске, тогдашней столице Горнозаводского Урала.

Из Невьянска в Быньги ходят маршрутки (где-то раз в полчаса, остановка недалеко от музея), а такси стоит 90р. То есть, добраться туда не проблема (в отличие от Кунары - другого интересного села под Невьянском). В день моего посещения в окрестностях Невьянска жгли прошлогоднюю траву, а ландшафт тут почти лесостепной:



Недалеко от Бынег - затопленный карьер. Здесь с мая по сентябрь добывают золото - работают две артели, промывают породу, как в кино. Урал за свою историю пережил несколько "золотых лихорадок", а ныне к добыче золота здесь относятся примерно так же, как к добыче меди, алюминия, титана и любого другого цветного металла.


Ну а потом за очередным увалом открывается панорама Бынег:



Старое село с тяжёлыми уральскими избами, над которыми доминируют две церкви: Никольская (1789-97) и Казанская (1853). Не считая этих церквей, Быньги почти не отличаются от большинства старых сёл Среднего Урала:



Никольская церковь больше всего удивляет своей архитектурой. То ли барокко, то ли классицизм, то ли "византийский стиль" конца 18 века. Конец 18 - начало 19 века, от Екатерины Второй до Николая Первого, были настоящей "оттепелью" в жизни староверов, около 40 лет ослабления гонений - и в эти годы было построено много старообрядческих храмов (разрешения подписывала лично Екатерина).  Староверы не желали строить по "никонианским" канонам, московские старообрядцы осваивали "ложную готику", но "здесь тебе не Москва!", в смысле столичные изыски сюда дойти не могли.



Мне кажется, эксперимент с формой вышел очень удачным. Правда, храм перестраивался в 1860-е годы. Весьма вероятно, сейчас придут av4 и av_otus и меня посрамят, что я не знаю абсолютно очевидных прообразов. Но по крайней мере лично мне видеть подобные церкви еще не случалось:



Когда я приехал в Быньги, храм оказался закрыт, причём войти нельзя было даже во двор. На самом деле внутри эта церковь еще интереснее, чем снаружи. Невьянск в 18-19 веках был крупным центром иконописи - "невьянская икона" стоит в одном ряду с "пермской скульптурой" или "каслинским литьём". На самом деле правильнее эти иконы отождествлять не с Невьянском, а со старообрядчеством Урала в целом, но именно в Невьянске жило большинство иконописцев. Подробная статья на сайте Старовер.Ру.



С сайта "Российская академия художеств".

Невьянские иконы не спутать ни с чем - яркие цвета (в том числе непременный золотистый фон), изящные черты лиц и фигур, характерная графика... Невьянских икон на Урале сохранилось очень много - но в основном в музеях (например, Художественном музее Екатеринбурга) и частных собраниях.
А в Никольской церкви, которая не разорялась при советах, сохранился полный комплекс невьянской иконы на "родном" месте, в действующем храме. В общем, мне безумно жаль, что я туда не попал - говорят, храм открыт в службу.



А на колокольне церкви - необычные куранты с квадратным циферблатом:



Вообще, церкви Урала - очень интересная тема. Тут и "уральское барокко" (одновременно похожее и непохожее на сибирское и устюжское), и едва ли не лучший в дальних регионах России классицизм, и фаянсовые иконостасы... Бынегская церковь - явно одна из самых выдающихся на Урале.

Перед церковью - воинский мемориал:



Вокруг - избы. Кстати, в Быньгах снимали фильм "Угрюм-река" (1968) по роману Шишкова, и Быньги олицетворяли Восточную Сибирь конца 19 века:



Попадаются и каменные домики, видимо, принадлежавшие купцам:



Чуть поодаль - Казанская церковь, очень тривиальная внешне:



Ныне обе церкви принадлежат Екатеринбургской епархии (причём Казанская принадлежит единоверцам - староверам, сохранияющим древнюю обрядность, но признающих власть Патриарха). Однако староверы тут еще живут - даже в Невьянске я видел людей характерного облика - но не спрашивал, так что могу ошибаться.
В самих же Быньгах очень много изб, которые бы могли украсить любой музей деревянного зодчества:









К тому же, здесь (в отличие от Невьянска) почти нет заброшенных домов - большинство изб в хорошем состоянии, в окнах видных занавески и растения в горшках, во дворах - кучи дров. Неподалёку от Бынег, по той же дороге, находится еще одно крупное староверческое село Таволги, по сей день известное своими гончарами и их промыслами. Словом, староверческий Урал живёт.



Далее отправимся в Нижний Тагил, рассказ о которому будет состоять из трёх частей.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010.
Вступление. Фотообзор путешествия.
Пермь..
Пермь. По центру.
Пермь. Пермь-Первая и музей современного искусства.
Пермь. Мотовилиха.
Пермское Прикамье.
Кунгур. По городу.
Кунгурская ледяная пещера.
Пермь-36. Последний лагерь ГУЛага.
Горнозаводской Урал.
Невьянск. Столица Демидовых.
Быньги. Урал старообрядческий.
Нижний Тагил. Лисья горка.
Нижний Тагил. По городу.
Нижний Тагил. Демидовский завод.
Северный Урал
Североуральский промышленный узел.
Краснотурьинск.
Североуральск.
Екатеринбург.

"Уральская быль", дорожное, "Раскол", Урал, этнография, Свердловская область, староверы, русские (этнография), Невьянск

Previous post Next post
Up