Две столицы Перми Вычегодской. Часть 2: Сыктывкар

Apr 03, 2008 20:13



Когда-то обсуждались планы организовать столицу Коми АССР в Ухте. И правда - Ухта стоит на Печорской ЖД, в самом центре республики, в богатом нефтью краю. Естественно, ее положение гораздо выгоднее, чем у стоящего среди глухих лесов, на конце тупиковой однопутки, лесопильного Сыктывкара. Однако этого не произошло, и причина была очень проста: в отличие от "русской" Ухты Сыктывкар всегда оставался городом коми. Даже в дореволюционном Усть-Сысольске коми-зыряне составляли 90% населения. И ныне культура коми ощущается в Сыктывкаре очень хорошо, и "нерусскость" этого исключительно бедного архитектурой города - пожалуй, единственное, что может оправдать поездку туда.

А путь до Сыктывкара не близкий - 26 часов в один конец. Сыктывкарский поезд в прошлом был одним из самых скромных фирменных поездов, а недавно, с закупкой новых вагонов, стал, напротив, едва ли не лучшим поездом Севера - но и подорожал при этом в полтора раза.. Транзитных поездов нет, так как Сыктывкар стоит в тупике, отходящем от линии Коноша - Воркута. Прибываешь в город в 16 вечера, а обратно на Москву поезд уходит в 7 утра. Словом, посещение города чрезвычайно неудобно. По-моему, из всех региональных центров ЕТР труднодоступнее Сыктывкара только Нарьян-Мар и Элиста.

Однако не стоит думать, что Сыктывкар - "медвежий угол" и глушь. При небольшом населении это крупный деловой центр, где есть даже такие постройки:



В городе 15 гостиниц, и во всех хронически нет мест, а одноместного номера дешевле 700р. здесь не предусмотрено. Абсолютно неизвестный путешественникам, Сыктывкар постоянно посещается деловыми людьми, бизнесменами, политиками, правозащитниками, спортсменами. И на меня, заезжего путника, местные жители косились весьма удивленно. Вообще же, город производит впечатление благополучного - очень много машин, развитая инфраструктура, а еще (ОТ СУЖДЕНИЙ ВОЗДЕРЖИВАЮСЬ) ни в одном провинциальном городе я не видел столько выходцев с Юга.

Город вытянут вдоль Вычегды и трассы Киров - Ухта. При очень небольшой ширине он тянется на 30 километров, и северная его часть с монструозным ЦБК (это надо видеть!!!) обособилась в самостоятельный город Эжва. Сам же Сыктывкар очень невелик, и со всех сторон окружен стихией - за Вычегдой начинаются леса, которые простираются сколько хватает глаз... Если точнее - до Тихого океана.

Центр города - Стефановская площадь. Видно, что в жизни столицы Коми она играет куда большую роль, чем Пушкинская площадь в Москве или Дворцовая в Петербурге. Действительно, сердце Сыктывкара:





Приглядитесь к публике: от мам с детьми до цыганок, от скейтеров до (куда без нее) милиции. Центр города, сформировавшийся на месте старого Усть-Сысольска лежит между Стефановской площадью и Сысолой.

Центр этот трудно назвать красивым, но безусловно можно назвать оригинальным и необычным. Сочетания построек разных эпох (многие из которых несут на себе четкий национальный отпечаток), не по-русски узкие улицы, большое количество зелени - все это складывается в весьма своеобразную картину. Вот просто подборка кадров с улиц центра Сыктывкара:







Немного современных домов:



В том числе Национальная галерея:



Немного дореволюционных:



В том числе Этнографический отдел Национального музея Коми. Не смотря на бедность экспозиции (всего 2 зала) и грабительские цены (200р. за фотосъемку!) сюда стоит зайти, чтобы увидеть подлинное святилище ненцев с берегов залива Тарасовей. Это надо увидеть непременно.



Из дореволюционки особенно выделяется похожая на татарский минарет пожарная каланча начала ХХ века. Сохранность этой постройки символична - если верить вывескам (!), пожнадзор в городе зверствует, и закрывает все, что его не устраивает - даже храмы.



В стороне от центра возвышается собора Стефана Пермского. Собор с таким посвящением был в Усть-Сысольске и раньше, но был снесен. А то, что построили ныне... Кто читал мой ЖЖ, знает - вообще-то я люблю современную архитектуру, мне нравятся Ушаковский собор в Саранске или Храм-на-Крови в Екатеринбурге, но то, что построили в Сыктывкаре - это, я бы сказал, по своему гигантизму, отсутствию вкуса и индивидуальности самая неудачная культовая (по крайней мере православная) постройка в нынешней России. Вот она:





Ко всему прочему, собор, построенный менее 10 лет назад, УЖЕ дошел до аварийного состояния, о чем повествует плакат у входа - должно быть, из-за инженерных ошибок. Службы ведутся в подвальной церкви, и ее я бы назвал единственным удачным элементом собора - темно-синий, чуть зеркальный потолок создает в тесном помещении иллюзию высоких темных сводов.

А вот что мне в центре Сыктывкара действительно понравилось - это деревянные дома. Такие в 20-30-е годы строились много где, но... У каждого народа есть свой архитектурный "почерк", и по этим домами видно, что их строили не русские.





В старом Сыктывкаре таких домов очень много - я показал лишь самые мне понравившиеся.

На советскую архитектуру город не очень богат. Сталинок тут почти нет, зато весьма неплохое для своего времени здание Оперного театра:



И построенный не без фантазии СыктГУ:



И даже панельные многоэтажки в Сыктывкаре почти все строились с подчеркнуто "национальными" элементами:



Таких в городе много. Ну а что меня впечатлило из позднесоветской архитектуры особенно - это панно на торцах хрущевок вдоль Коммунистической улицы (которая ведет от вокзала на Стефановскую площадь). Все они посвящены освоению Коми края, но как здесь переплетаются соцреализм и народная, "мифологическая" живопись!

Например, вот здесь - я не мог не впечатлиться, увидев мудрых зырянских волхвов, поклоняющихся святому огню нефтяных скважин.



Или вот этому древнему богатырю, принесшему в лесной край индустриализацию. Что у него в руке - ключ, топор или бензопила?





В конце улицы - единственная достойная сталинка: железнодорожный вокзал. Станция Сыктывкар весьма колоритна:



Помимо центра в Сыктывкаре есть и предместье (в прошлом центр) - Кируль (рядом с автовокзалом и аэропортом, которые стоят друг к другу почти вплотную, и над площадью автовокзала носятся винтовые самолеты). Здесь стоит одна из двух уцелевших дореволюционных церквей города: Вознесенская, или просто Кирульская (1811 год):



К ней примыкает целый квартал изб-керков - одноэтажный, с узкими размытыми улицами, заборами и огородами. Если я все понял верно, это так называемый Париж - основанный как слободка для пленных французов, до наших дней из всего Усть-Сысольска Париж дошел наиболее целостным.







Вторая дореволюционная церковь Сыктывкара, деревянная, называется Кочпонской, или Казанской, и стоит в отдаленном предместье Кочпон. Построенная в 1904 году, она долгое время служила кафедрпальным собором Коми. Однако я туда уже не добрался.

Ну а такие кварталы нередки на окраинах Сыктывкара, по пути в Эжву:



Сыктывкар - столица Республики Коми, и национальная культура в нем ощущается гораздо сильнее, чем, скажем, в Петрозаводске, Саранске или Ижевске. Вообще, стоит сказать, что из всех угрофинских народов России коми всегда были наиболее развитым и самодостаточным народом. Я встречал факты, что по переписи 1913 года коми по уровню грамотности были на 3-м месте в России, после немцев и евреев - опережали даже поляков, литовцев, финнов, не говоря уже о русских. За деловую хватку и предприимчивость коми в те времена нередко называли "евреями севера". Поэтому, видимо, "запас прочности" их культуры оказался куда большим, чем у любого другого финно-угорского народа. И хотя на улицах Сыктывкара почти не слышна зырянская речь, хотя коми и русских в толпе различить почти невозможно, хотя надписи на их языке  встречаются редко, Сыктывкар обладает ярко выраженной национальной спецификой и остается одним из немногих городов России, где действительно существует иная культура.

Вот надпись на языке коми:



А еще в Сыктывкаре необходимо посетить Краеведческий музей, фотографии из которого я не привожу, так как фотосъемка там стоила 200р. В Этнографическом отделе музея находится уникальный памятник - Харасовейский идол, одна из главных святынь ненецкого народа. Когда-то у ненцев был центр религии - остров Вайгач. Позже шаманы разошлись из главного святилища Вайгача по 4 сторонам света, и основали святилища на северном берегу Вайгача (Северное святилище), на берегу залива Харасовей (Южное святилище), на берегу Тазовской губы (Восточное святилище) и на полуострове Канин нос (Западное святиоище). Судьба 2 святилищ - Центрального и Северного, мне не известна. Западное и Восточное святилище действуют, но их местоположения ненцы чужакам не говорят. Южное же хранится в музее Сыктывкара - по сути, это кафедральный собор ненецкого шаманизма. Для меня Харасавейский идол оправда все путешествие в Сыктывкар.

В целом же, как мне показалось, Сыктывкар и Усть-Вымь вряд ли могут заслужить отдельной поездки из Москвы (все-таки 26 часов в поезде и 2 ночи в гостиницах - не шутка!), но если уж Вы попали туда - будет, на что посмотреть. Да и к тому же посещение Перми Вычегодской можно совместить с поездкой в Великий Устюг или заехать туда возвращаясь с Крайнего Севера.

Русский Север, дорожное, Сыктывкар, "Воля вольная", Урал, Югория, деревянное, Республика Коми

Previous post Next post
Up