Продолжаем осматривать Старый город. О том, что это такое и как он устроен, уже говорилось
в прошлой части. Сейчас осмотрим северную треть Старого города, где находится одно из интереснейших мест Львова - Армянский квартал. Здесь же - Преображенский собор и "Дзыга" - фактически, музей современного искусства.
Так как в средневековой Европе действовала жесточайшая сегрегация, национальные меньшинства почти всегда жили изолированным кварталами (впрочем, в России или Китае такое тоже было, но в меньшей степени). Для Европы типичны "гетто" - так до Второй Мировой войны называли любой еврейский квартал, и Львов не был исключением. Но уникальной особенностью Западной Украины польских времён было наличие в крупных городах Армянских кварталов (сохранились во Львове и Каменце-Подольском).
Армяне бежали в Польшу от Османской империи, уничтожавшей их святыни и их самих. Так как они были христианами, но в предприимчивости мало уступали евреям, Польша была к ним весьма лояльна. Более того, так как Армения имела большие торговые связи с Востоком (Персия, Туркестан, Индия), даже в эмиграции армянские купцы были в авангарде торговли с Азией. Львов для Речи Посполитой стал "воротами Востока", так как перекупленные у армян товары уже местные купцы перепродавали в Европе. Во многом именно на армянах и держалось процветание города (хотя и не только на них). Поэтому не удивительно, что Армянская улица - пожалуй, самая красивая в Старом городе, а Армянский квартал особенно хорошо сохранился.
Многие дома на Армянской - 16 века, в том числе дом №20, который украшает памятник Игнатию Лукасевичу, изобретателю керосиновой лампы (оно и немудрено - ведь недалеко от Львова один из старейших нефтепромыслов мира):
Армянская представляет собой тупик:
Упирается в келейный корпус Доминиканского монастыря (о нём в конце прошлой части, к собору идти по соседней улице):
В конце улица просто переходит в подъезд, продолжаясь внутри дома, а у входа - что-то... странное:
Это знаменитая "Дзыга" - львовский центр современного искусства:
"Дзыга" - слово не армянское, а вполне себе украинское. Обозначает "Юла". Объединение было создано в 1993 году Львовским студенческим братством, а точнее общественными деятелями Маркияном Иващининым, Ярославом Рущининым и Андреем Рожнятовским, художниками Сергеем Проскурня и Владимиром Кауфманом. Деятельность объединения очень разносторонняя - культурная пресса (газеты, радиостанции), литературная периодика, музыка, фестивали современной культуры. Ну а здесь - один из главных элементов "Дзыги" - галерея современного украинского искусства:
Еще рассказывая о
Музее современного искусства в Перми, я говорил, что "современное искусство - это диагноз", и оценивать его качество мне не дано. Да и не за этим любое современное искусство делается. По мне так, особой разницы между пермской и львовской галереями нет, но то, что "Дзыгу" создло не "ЕдРо" и она вообще не в этойстране, прибавляет ей в глазах общественности гораздо больше очков, чем любые художественные достоинства. Кстати, вход в "Дзыгу" бесплатный.
Конец Армянской улицы:
Но всё-таки главное в Армянском районе - собственно, Армянский собор:
Армянская община начала складываться в 14 веке, а комплекс Армянского собора строился в несколько этапов. Сам собор построен в 1363 году, но с улицы почти не виден. Колокольня высотой 35м возведена в 1572 году, и её необычный облик запоминается сразу. В начале 17 века армян принудительно заставили подписать унию и принять католичество - к этому периоду относится большинство построек квартала. Например, Архиепископский дворец (17-18вв.) на кадре выше. Или монастырь армянок-бенедиктинок - своеобразный оксюморон, так как исторически у армян не было женского монашества.
Собор стоит в глубине квартала, за воротами со скульптурой:
Успенский собор считается старейшим зданием города в аутентичном виде. Построен местным архитектором, но облик настолько соответствует армянской архитектуре, что скорее всего, в строительстве участвовали и армянские мастера. Снаружи собор прост и изящен, но мне не повезло - в соборном дворике шла реставрация.
Кое-что удалось увидеть - например, резные наличники. Как и на многих русских церквях, ни одно окно не повторяет другие.
Крытая галерея собора сооружена в 1437 году, но из-за реставрации толком осмотреть её не удалось. В конце галереи стоит деревянная "Голгофа" (18в.), в настоящее время разобранная и вывезенная в реставрационный центр, поэтому дам фотографию из
Википедии.
У той же глухой стены - хачкар (в переводе "крест на камне"). Хачкары близки к "обетным крестам" Русского Севера - послание к богу с просьбой или благодарностью, и часто ставились в связи с важными событиями (освящение храма, выигранная битва и т.д.). Многие хачкары - настоящие произведения искусства с тончайшей резьбой по камню; многим хачкарам больше тысячи лет, и покинувшие родные края армяне возили их по всему миру (например, хачкар из бывшей столицы
Ани сначала хранился в Крыму, а затем и поныне - в
Ростове-на-Дону). Но этот хачкар - современный:
К собору сейчас подойти нельзя, но можно зайти внутрь квартала:
У крыльца - могильные камни:
На стене - портрет Богоматери:
В этом же дворике колонна
Святого Христофора (1726) - древнеримского святого, героя многочисленных и очень необычных легенд (например, о собачьей голове, о поиске самого сильного господина, о перенесении мальчика-Христа через реку):
Дворики армянского квартала - чуть-чуть иные, чем в остальных кварталах Старого города. Более восточные:
Но вход в Армянский собор - с другой стороны квартала, с Краковской улицы. Почти напротив Спасо-Преображенского собора (1703-35, изначально монастырь тринитариев, в 1898 году перестроен в австро-баварском стиле под униатский храм):
Рядом с этим зданием (если ничего не путаю, Армянский банк, в основе 17 века, но сильно перестроен) - там, где крест:
У входа - снова камни с крестами и надписями:
В арку виден дворик внутри квартала - пожалуй, самый фотографируемый из львовских двориков:
В Армянский собор мы ходили на службу, из которой я сумел оценить только редкую красоту армянского языка и песнопений. Прихожане и священники - также армяне. Хотя, как уже говорилось, в 17-20 веках здесь обитали армяне-католики, после распада СССР (при котором храм был запасниками музея, что позволило ему хорошо сохраниться) собор вернули Армянской апостольской церкви.
Убранство собора - чрезвычайно красивое. Больше похоже на убранство православных церквей, чем костёлов:
Над входом - купол с витражом, а арка расписана знаками зодиака:
Росписи и витражи собора создал в 1908-1927 годах малоизвестный в те годы художник Ян Розен. Он мастерски сумел соединить традиции армянской живописи с мистицизмом модерна. Метафизический облик фресок и витражей гипнотизирует.
Вот например фреска "Погребение Святого Одилона" - обратите внимание на прозрачные тени усопших, идущие среди живых. На духов Прошлого (склонивший голову), Настоящего (пронизывающе глядит на зрителя) и Будущего (лицо скрыто).
Впрочем, кое-где в соборе сохранились и фрески 17-18 веков, которые я не заснял (фотографировать в храме, даже с разрешения, мне было неловко).
Алтарь собора. Сюда вход открыт только в службу:
Мозаика на сводах - я озадачен, что символизируют эти птицы?
В целом же, такое богатое убранство для армянских храмов нехарактерно. Кажется, этот собор больше похож на церкви Византии:
Древние хачкары. Кресты на камне:
И фреска Тайной Вечерии в алтаре. Обратите внимание на тень справа. Это Иуда - дело в том, что лица всех апостолов были написаны с реальных людей, и никто не пожелал позировать в роли христопродавца:
Вообще же, история армянской диаспоры не менее интересна, чем история диаспоры еврейской. Старинные армянские храмы встречаются в самых неожиданных уголках планеты - например, в Бангладеш (1781),
Мьянме (1862),
Сингапуре (1835) и даже
Свазиленде (1980-е), не говоря уж о Европе, Ближнем Востоке и Латинской Америке.
Помимо Армянского квартала, в средневековом Львове были также Русский и Еврейский кварталы. О них, а также об остатках древних укреплений и непарадных видах - в следующей части.
ГАЛИЦИЯ-2010.
Вступление.
Галиция. Исторический обзор.
Львов.
От вокзала к центру.
Площадь Рынок.
Коридорами Ратуши.
Виды с Ратушной башни.
Старый город.
Средняя часть (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканцев).
Старый город. Северная часть (Армянский квартал и окрестности).
Старый город. Южная часть (Успенская церковь, Бернардинский монастырь) и непарадные виды.
Проспект Свободы.
Австрийский центр. Дома и улицы.
Австрийский центр. Дворцы, храмы и трамваи.
Подзамчье и Старый Рынок.
Лычаков и его кладбище.
Высокий замок.
Современность.
Золотая Подкова
Прикарпатье
Ополье
.